В союзе двухВ гостях у художника Ксении Шереметовой-Благовестной
- Поток
- 26 янв. 2018
Софья Сараева из «Королевских Ворот» продолжает просвещать нас в изобразительном искусстве, наведываясь к калининградским художникам. С Ксенией она поговорила о новой выставке «Диалог», тяге к написанию картин и необходимости делиться
С Ксенией мы встречаемся в Доме художника: здесь расположена мастерская Шереметовой-Благовестной, а в выставочном зале на первом этаже с конца ноября работает ее выставка «Диалог». В экспозицию вошли около двух десятков работ, в центре которых — обнаженная женская фигура. На картине «Обнаженная I», с которой начинается знакомство с выставкой, она сидит, поджав колени к груди. Правая рука обхватывает ноги, а левая, с поднятым вверх указательным пальцем, застыла в движении. В этой картине, написанной, как и большинство работ серии, черной темперой и масляной пастелью, глубокая чувственность форм граничит с непоколебимой твердостью характера. Двигаясь по залу против часовой стрелки от работы к работе, чувствуешь, как нарастает и раскрывается внутренняя сила героини. На картинах «Движение I» и «Движение II» женщина, попросившая художника остаться неизвестной, меняет позу: волевой профиль, расправленные плечи и строгие, тонкие линии, сменившие широкие и мягкие, которыми написаны «Обнаженная» и «Обнаженная с пледом».
«Движение I», «Движение II»
— В какой-то момент я поняла, что соскучилась, захотела вернуться к натуре. У меня академическое образование, — рассказывает Ксения, окончившая Санкт-Петербургскую академию Штиглица, бывшее Мухинское училище, — и меня учили, что если ты хочешь расти и развиваться, нужно возвращаться к основам. А рисунок — это основа всего.
С женщиной, которая согласилась позировать, художник познакомилась на занятиях йогой. Ксения рассказывает, что большую часть картин писала с натуры в мастерской, и только над теми, в которых присутствует цвет, — глубокий синий, холодный, почти что серый, коричневый и теплый охристый, — работала по фотографиям.
«Обнаженная I»
Посмотрев выставку, поднимаемся на второй этаж, в мастерскую Шереметовой-Благовестной. Минуя темный узкий коридор, вдоль стен которого расставлены холсты, попадаем в небольшое светлое помещение с высокими потолками. Слева и справа от двери — лестницы, которые можно было заметить на заднем фоне некоторых работ на выставке. По одной лестнице можно подняться к стеллажам, где в аккуратных папках хранятся работы, другая ведет на второй ярус. Посередине комнаты, возле большого окна стоит широкий стол, на котором ровной стопкой сложены работы Ксении. Рядом, возле книжного шкафа висит ювелирная бормашина. В прошлом году Шереметова-Благовестная изготовила небольшую коллекцию литых колец:
— После окончания учебы я осталась жить в Петербурге, в родной Калининград вернулась четыре года назад. Богемную жизнь, о которой там принято говорить, не вела: на это требуется много времени, я же воспитывала сына и занималась творческой работой. Однажды делала эскизы для небольшой ювелирной компании, после чего мне стало интересно попробовать себя в этом. Но чтобы заниматься этим профессионально, во‑первых, нужно учиться и покупать серьезное оборудование, а во‑вторых, понимать, где и как ты будешь реализовывать свои работы. В Калининграде, в отличие от Польши, это, увы, никому не нужно.
Иллюстрация для новеллы «Марио и фокусник» Томаса Манна
Ксения показывает работы, хранящиеся в мастерской. Среди них не вошедшие в «Диалог» картины, графика из цикла «Еда», который художник символично пишет с того момента, как перешла на вегетарианское сыроедение, и черно-желтые иллюстрации для новеллы «Марио и фокусник» Томаса Манна, над которой писатель работал в Светлогорске.
Работа из цикла «Алфавит»
— Над этим проектом я работала пять лет. Каждой букве алфавита соответствует знак, архитектура которого строится на геометрии. В основе — эллипс, его орнамент вырисовывается в зависимости от фонетических особенностей буквы. Надеюсь, когда удастся организовать выставку этого цикла, зрители не только поймут закономерность, но и станут сами складывать слова. Мне кажется, этот проект предусматривает интерактивную составляющую. (Комментарий художника)
— Я люблю рисовать, люблю графику и люблю книгу, поэтому работать над книжными иллюстрациями мне всегда было интересно, — рассказывает Шереметова-Благовестная, перелистывая страницы небольшого томика. — В 2015 году, в год 140‑летия Томаса Манна, в историко-художественном музее открывалась большая выставка «Жизнь великого писателя в фотографиях». На ней я представляла графику, которая позже стала иллюстрацией для книги издательства «Живем».
Кроме этого, вот уже второй год Ксения преподает в детской художественной школе на улице Маршала Новикова. Признается, что когда пригласили работать, не сразу согласилась.
Литые кольца
— Не хотелось вновь сталкиваться с системой, где взгляды на преподавание и искусство не всегда совпадают с моими, — рассказывает художник. — Но все сложилось, когда я почувствовала необходимость что-то отдать. Наверное, в какой-то момент это происходит с каждым художником: приходит понимание, что для того, чтобы двигаться дальше, нужно делиться собственным творческим опытом, знаниями, которыми, в свою очередь, с тобой делились учителя.
Себя-преподавателя Шереметова-Благовестная называет максималистом.
— Я консервативно отношусь к классической школе и своей профессии, поэтому если учить, то учить основательно, — продолжает Ксения. — Какие-то вещи, которые мне давали в «Мухе», и я ими восхищалась, сегодняшним детям попросту не интересны. Приходится искать другой подход. На занятиях я стараюсь донести до учеников главное — когда есть то, что хочешь рассказать, навыки осваиваешь быстрее. А принципы, которые лежат в их основе, одинаковы в любом искусстве: и в живописи, и в музыке, и в танце. Думаю, во многом благодаря этому я и пробую себя и в скульптуре, и в книжной иллюстрации — изучая эти вещи с детьми, сам получаешь нужный толчок.
Работа из цикла «Гомосапиенс»
— Проектом, который состоит из десяти живописных полотен, я показываю форму духа в движении. На каждой работе изображаю человека, который совершает определенное действие: бежит, думает, кричит, танцует, толкает и так далее, используя два цвета — терракотовый и черный, как в керамике Древней Греции. Вместо кисти использую руки, чтобы передать живую энергию, нужное напряжение. (Комментарий художника)
Рекомендуем вам продолжить арт-прогулку и побывать в мастерских других калининградских художников:
Фото: Бока Су, архив героини материала