Выставка видеоработ«Замедление»
- Выставки
- 24 нояб.
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Замедление», приуроченную к двадцатитрехлетию филиала. Она пройдёт в галерее Розенау (Аллея Смелых, 80к2). 12+
Экспозиция, составленная кураторами и исследователями филиала, включает работы российских и зарубежных художников, которые пытаются переосмыслить понятия времени и уединения, ищут новые способы переживания повседневности и пространства, а также исследуют невидимые связи, которые объединяют людей и технологии. «Замедление» составлено таким образом, что каждый из кураторов представляет направление, которым занимается в рамках художественной деятельности Балтийского филиала.
Открывает выставку видеоработа «Частности» (2020), созданная куратором и руководителем филиала Еленой Цветаевой совместно с художником Валерием Орловым, поэтом Сергеем Михайловым, режиссером Сергеем Корнющенко и звукооператором Игорем Кобышем. Именно видео «Частности» говорит не только об ином способе проживания той самой минуты, но и о новом, более интимном опыте социальности в «эпоху разъятий».
На примере работ «Ясное» (2006) группы «Общее вздрагивание», «Как я сюда попал?» (2010) Александра Подопригорова и «Отче наш» (2006) Юрия Васильева куратор, заместитель заведующего Балтийским филиалом Евгений Уманский и художник, арт-критик, сотрудник филиала Александра Артамонова размышляют о том, как историческое прошлое территории влияет на художественный метод калининградских авторов.
Юлия Бардун, куратор, заместитель заведующего Балтийским филиалом, представляет работы «Три белых холодильника на Московском проспекте» (2013) группы «Topp & Dubio» (Нидерланды) и «Транссибирский ковчег» (2018) российской группы «Нежные бабы». Представленные работы с одной стороны являются размышлением о миграционных процессах, переосмыслении времени, о дистанции и движениях, с которыми мы столкнулись в последние месяцы, а с другой отражают приоритеты деятельности Балтийского филиала – переосмысление местного культурного, исторического и социального наследия, городской среды, поддержку и развитие современного искусства.
Часть экспозиции посвящена исследованию такого направления искусства, как «глубокие медиа» («deep media art»), работающего на стыке философии и науки. Работам, выполненным именно в рамках этого направления, отдал предпочтение художник, теоретик искусства, куратор, специалист отдела художественных программ и творческих проектов Балтийского филиала Дмитрий Булатов. Он приглашает посмотреть три видео: «Истоки жизни» (2010–2016) Адама У. Брауна (в соавторстве с Робертом Рут-Бернстайном) (США), «Гость» (2019) автора, работающего под псевдонимом ::vtol:: (Россия), и «Моясвязь» (2013) Саши Спачала, Мириана Швагели и Анила Подгорника (Словения).
Ирина Чеснокова, куратор, специалист отдела художественных программ и творческих проектов Балтийского филиала, демонстрирует, как паблик-арт-инсталляция становится метафорой человеческого одиночества и представляет вниманию зрителей контекстную видеоинсталляцию Юрия Васильева «Зал ожидания» (2012), которая была создана специально для Южного вокзала Калининграда и вписана в пространство реального зала ожидания.
Данил Акимов, художник, куратор, специалист отдела художественных программ и творческих проектов Балтийского филиала, предлагает послушать работу «Urban Audio» немецкого художника Флориана Тюрке, посвященную способам акустического восприятия городской среды. Художник на протяжении 14 лет создает инструменты, преобразующие окружающий шум в музыкальное звучание.
В рамках направления по поддержке и развитию локального молодого современного искусства Надежда Блажко, куратор, ведущий специалист отдела художественных программ и творческих проектов Балтийского филиала, демонстрирует работы молодых художников Александра Вожыча «Человеческий редуктор» (2020) и Натальи Тихоновой «Иногда ведет себя так странно» (2019), посвященные замедлению и осмыслению пространства.
Впервые подборка видеоработ «Замедление» была представлена летом 2020 года в рамках онлайн проекта Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина «Сто способов прожить минуту».