Творческое паломничество в АренсхопЧто делают калининградские артисты в немецкой арт-резиденции
- эксклюзив
- 01 мая 2019
На севере Германии, в живописном уголке Аренсхоп, расположена резиденция, которая с 2006 года принимает творческих людей Калининграда в рамках программ художественных обменов. В течение месяца стипендиаты живут в Доме художника им. Св. Луки, который был заложен более 100 лет назад. Чем именно они там занимаются, мы попросили рассказать их лично. А напоследок оставили вам рассказ человека с наиболее насыщенным подобным опытом
Саша Кораблёва, композитор
период участия: март'19
О себе
Я окончила Санкт-Петербургскую Государственную Консерваторию им. Н.А.Римского-Корсакова в 2014 году, после чего решила вернуться в Калининград. Во-первых, мне казалось, что отсюда проще поехать в Европу учиться дальше, а во-вторых, хотелось познакомить калининградцев с современной академической музыкой, потому что в этом направлении культурной жизни здесь, можно сказать, ничего не происходит. Время от времени делаем концерты с энтузиастами, сейчас в планах тоже есть один концерт, узнаете о нём позже.
Об участии
Я увидела объявление о резиденции (наверное, в Facebook), отправила заявку, и мне посчастливилось войти в число тех двух артистов, которым предстоит провести месяц в Германии, посвятив себя только творчеству.
Для того чтобы поехать в Аренсхоп, прежде всего нужно пройти конкурсный отбор, подав заявку. Затем получить визу, если её нет. В остальном, ничего сложного. Я пробыла там весь март, ещё прохладный и довольно ветреный месяц, но на берегу моря, кажется, всё прекрасно.
Творческая миссия
В марте стартовал проект под названием «25 диалогов», приуроченный к нескольким юбилейным датам, главная из которых — 125 лет Дому Художника им. св. Луки (Künstlerhaus Lukas). Проект делится на две части, первая из которых называется Young art from North Europe. 5 молодых артисток (так получилось, что все отобранные участники оказались девушками) из Германии. Финляндии, Швеции и России (Калининград) на протяжении месяца участвовали в различных мероприятиях. Нашим молодым куратором была Мария Тиль, изучающая архитектуру, но решившая попробовать себя в другой роли. У каждой из нас была заданная тема для диалога, над которой предлагалось работать в своей области.
Тема моего диалога — Beautiful new digital world: advantages and disadvantages (Красивый новый цифровой мир: преимущества и недостатки). Практически у каждого сейчас есть смартфон, и мы носим его с собой всё время. Это наши маленькие компьютеры, из которых мы можем достать информацию, не заглядывая в книги. Стало очевидным, что по рабочим вопросам с людьми стало возможным связаться и после окончания рабочего дня или в отпуске. Понятие «отдыха» мы всё чаще связываем с использованием смартфонов, но, тем не менее, в их использовании можно найти полезные стороны.
Инновационные циклы становятся всё короче, технические устройства стареют всё быстрее. И из-за постоянных изменений и технического развития возникает ощущение быстротечности времени. И иногда мы чувствуем бессилие, если устройство сломано, и время внезапно останавливается. Климатические катастрофы и глобальное потепление показывают нам, что мы делаем что-то не так. Вместе с тем, они показывают нам нашу беспомощность.
В общем, у меня было два концерта, один совпадал с вышеозвученной темой, а второй состоялся в День открытых дверей, где меня попросили написать произведение, в котором звучало бы фортепиано (специально к этому дню привезли новый инструмент). К слову, в качестве исполнителей помимо меня выступили три резидентки, не являющиеся музыкантами: из Германии, Швеции и Финляндии.
Рефлексия
Трудно что-то выделить, запомнилось всё, из мелочей — как выходишь на террасу из кухни попить чаю, а рядом с тобой на скамейке сидит воробей, нисколько не смущаясь и не робея. Другой, прозрачный цвет моря, хоть и такого же, Балтийского, чистый песок, вообще чистота и бережное отношение к окружающему.
Конечно, Аренсхоп — всего лишь небольшая деревня (коммуна), но это очень популярное место отдыха среди туристов (наверное, больше немцев). Среди плюсов хочется также отметить наличие галерей, Музея современного искусства, опять же, Дома художников, который изначально был пансионом для учеников основателя Дома Пауля Мюллера-Кемпффа. В соседних городках тоже есть свои музеи и галереи.
Поездка оказалась для меня очень полезной, в первую очередь, для творчества. И, конечно, появились новые друзья, с которыми мы и дальше планируем сотрудничать.
Я стараюсь следить за резиденциями и интересными мне музыкальными курсами и отправлять заявки. Из ближайших событий жду результатов отбора на проект «Открытый космос», который будет проходить в Москве с конца мая.
Грета Димарис, полиартист
период участия: апрель'19
О себе
Я родилась в Москве и осознанно встала на путь искусства примерно 7 лет назад. Поступила в школу Родченко, затем к Иосифу Бакштейну в ИПСИ. Называю себя полиартистом (polyartist). Это близко к общепринятому понятию «мультидисциплинарный», но мне зачем-то понадобилось своё новое слово. В отличие от других художников, которые обычно всё же имеют один основной медиум или генеральную тему, а в дополнение к основому реализуют ещё всякое-разное другое, для меня это многообразие с самого начала стало специальной осознанной стратегией. Я не пытаюсь найти «свой язык» или «свою тему», не играю в формы, а реализую серьёзную вполне концепцию об универсальном человеке-художнике. Художнике, который во всей полноте себя отзывается на всю полноту мира.
Я ставлю во главу угла тот сайт-специфический месседж, который рождается здесь и сейчас — в каждом конкретном месте и времени. И в каждом конкретном случае это выливается либо в перформанс, либо в фотографию, живопись, видео, инсталляцию, ленд-арт, художественную акцию и т.д. ( все можно посмотреть на моем сайте www.gretadimaris.com). В практике жизни стратегия эта очень непростая и не очень сопрягается с тем, что называется карьерой, потому что кураторам и коллекционерам нужно по-быстрому тебя «отфреймить», положить в ящичек вместе с теми или с другими, а в моём случае это сложно. Но я держусь, и в принципе рада сказать, что фрейм «Грета Димарис — универсальный художник, полиартист» со временем становится понятным окружающим, заслуживающим отдельного — не ящичка, но бооольшого такого сундука.
Об участии
Калининградский филиал «ГСЦИ» имеет долгое сотрудничество и партнёрскую программу с Аренсхопом, так что там побывали уже очень многие достойные калининградские художники. Я живу в Калининграде три года, в прошлом году узнала про это прекрасное дело, а в 2019-м звёзды сошлись, и вот поехала. Говоря про другие резиденции, в том году, опять же благодаря ГСЦИ, участвовала в резиденции в литовской Ниде. Там был совсем иной формат — более коллективный и тематический. Вообще у меня много разных творческих поездок в биографии — иногда это не называлось прямо резиденцией, а например летней школой, коих было много и в России и за рубежом. Или я ездила на долгий срок для производства конкретных проектов во Францию, в Бельгию. У всех этих опытов свой характер и свои особенности. Аренсхоп, где такой классический формат — отдых и работа в доме художника — был во многом новым для меня.
Резиденция в Аренсхопе обычно длится месяц, но я припозднилась на неделю, поскольку на начало апреля у меня уже давно было запланировано портфолио-ревю в рамках рижской фотобиеннале. Ехала из Риги в Аренсхоп в воскресенье немного сложносочинённым способом, и на последнем отрезке пути пришлось даже разориться на такси, поскольку опоздала на последний воскресный 6-часовой автобус. Впрочем, кунстлерхаус даёт небольшую стипендию, и это примерно компенсирует дорогу (ну почти).
Творческая миссия
В конкурсной заявке ты, конечно, указываешь, чем собираешься заниматься и какой проект будешь реализовывать. Учитывая контекст того, что Аренсхоп — это уже больше века излюбленное место для художников (что-то вроде арт-колонии, как я смогла понять дистанционно), я предполагала концептуальный перформанс на эту тему. Но приехав на место, отказалась от него, поскольку на самом деле атмосфера тут немного иная. Сам Лукас-кунстлехаус действительно соответствует идеальному образу «дом художника» — это классный старый дом, приятная вдохновляющая атмосфера, где есть пространство и чтобы уединиться, и чтобы пообщаться, также в Аренсхопе есть музей с интересной коллекцией. Но в целом он, скорее, живописный, курортный городок на берегу моря, для которого работавшие здесь художники стали туристическим брендом. То есть окружающий ландшафт, который, как мне казалось, уже должен быть «до дыр», отрисован многими поколениями художников, оказался отнюдь не исчерпан. Исхожен (но не испорчен) отдыхающими — это да, а художественно, конечно, не исчерпан. Поэтому я решила тут заняться живописью и фотографией.
Тут всё достаточно однообразно и спокойно — море, поле, дом. Есть опция съездить на велосипеде или автобусе в соседние городки. Апрель — пасхальный месяц, поэтому во все поездки я старалась попадать на праздничную мессу в кирхи. В итоге Пасха стала темой одной из сотворённых в Аренсхопе живописных серий. Ну и, конечно, ездить веселее в компании с кем-то, и мы кооперировались с коллегами-резидентами. Собственно, это всегда один из самых важных смыслов всех резиденций — люди. Люди, с которыми пересекаешься на специально выделенной, новой для всех, территории на достаточно внятном отрезке времени. В мою смену, второй раз за многолетнюю историю этой резиденции, случился чисто женский состав участников — и это чуть скучнее, чем когда разногендерно, как по мне. Тем не менее, все резиденты были из разных сфер и стран, так что когда было обоюдное желание общаться — общались интересно. Была писатель из Германии, композитор из Китая, двое живописцев из Дании. Мы все делали разные проекты, каждый в своём ритме и графике, так что в целом всё было довольно уединённо, и творчески сколлаборировать немного получилось только на финальной отчётной выставке. В моём случае стихотворение, которое я тут написала на английском языке, сорезидентка-писатель художественно перевела на немецкий, и в финале мы это дуэтом озвучили.
Рефлексия
В целом всё было продуктивно. Много живописи, две серии фото, стихи — всё это было представлено публике на заключительных мероприятиях — отчётной выставке и в «открытой студии», куда пришло довольно много народу. Ну и, конечно, увезла с собой любопытные страноведческие открытия в связи с общением. Думаю, у всех когда-нибудь вырывалось это «брошу всё — уеду на остров». Так вот это он — самый настоящий остров, воплощённая мечта...
Писателям и живописцам, наверное, такой формат подходит больше всего. Побыть курортным островитянином мне было любопытно, но, возможно, в следующий раз я предпочла бы городской вариант. Давно манит Владивосток, хочется отразиться в Нью-Йорке. Объявлений о возможностях, на самом деле, довольно много лишь бы заставить себя писать заявки. Впрочем, резиденции хороши дозированно — лично для меня поводов для вдохновения и в Калининграде весьма немало.
Впечатления позитивные. Возможно, они были бы более красочными и объёмными, если бы не простуда. Стратегии лечения в России и Европе разные, так что всем напоминаю — берите с собой из дома всякие антибиотики в достаточном количестве. Я взяла с собой всё от всех частей и органов тела, а вот про банальный грипп забыла. В Германии в случае вируса и простуды максимум, чем можно разжиться в аптеке без рецепта — это аспирин. Уж лучше сигареты забывайте, 7 евро за пачку — отличный повод бросить.
Митя Забелин, художник
период участия: октябрь'18
О себе
Я практикуюсь как в уникальной, так и печатной графике, в том числе цифровой. Некоторые свои наброски оцифровываю, добавляю различные эффекты, призванные скрыть рукотворность изображения, затем воспроизвожу в крупном формате при помощи метода струйной печати. Также экспериментирую в живописи. Однако материал меня захватывает в неравной пропорции с содержанием, хотя испытывать возможности краски — увлекательный и захватывающий опыт. Для меня имеют значение изображения и образы, поэтому мои работы чаще всего фигуративны. Мне нравится работать со временем, воспоминаниями и их производными. Самое очевидное для нас время — прошедшее. Оно имеет чёткий овеществленный след. Его можно зафиксировать, измерить и осязать. Совсем другое дело — возможности и потенции. Будущее — это область фантазий, в которых мы подсознательно транслируем опыт прошлого. Неуловимое современное становится прошлым, прошлое превращается в сферу спекуляций и ностальгии, а будущее всё никак не наступает. Поэтому в настоящее время я предельно сконцентрирован на текущем моменте, сфокусирован на «здесь и сейчас».
Об участии
Для участия в конкурсе на получение стипендии, позволяющей стать резидентом, требовалось лишь заполнить заявку, приложить портфолио вместе с обоснованием своего запроса и описанием планируемой творческой деятельности. Моя заявка прошла отбор в конкурсе 2017 года, и в октябре 2018 года я отправился в Аренсхоп на целый месяц.
Я не был ограничен никакими требованиями, кроме своих собственных, что позволило в полной мере насладиться настоящей творческой свободой. Конечно, заявка предполагала некий план и определённую художественную стратегию, однако их исполнение целиком оставалось на совести художника. Я работал ровно столько, сколько мне было необходимо. Иногда я оставался в мастерской в течение всего дня, но чаще всего соблазнительные ландшафты, превосходная погода и доступный велопрокат не оставляли шансов протестантской этике.
Каждый из стипендиатов самостоятельно планировал свой день. Я не ставил перед собой задачи чётко придерживаться какого-либо плана, чаще всего импровизировал и накапливал впечатления. Поэтому, несмотря на размеренный ритм маленького курортного городка, мне удавалось привносить разнообразие и чередовать периоды работы с исследованием местности.
В качестве примера приведу один из дней: в восемь утра я встречаюсь на крыльце дома Лукаса с двумя Луизами (художницей и поэтессой из моей смены, с которыми я подружился), и мы идём купаться в море — это самый лучший способ пробуждения для середины октября. Около девяти мы вместе завтракаем на открытом балконе, затем я позволяю себе короткую прогулку в поисках вдохновения. В одиннадцать я приступаю к работе. Это может быть свежее впечатление или продолжение композиции, оставленной прошлым вечером. В три часа дня я прерываюсь на обед. Затем ещё немного работаю и около шести выхожу на длинную прогулку, потому что вокруг осталось ещё слишком много того, на что стоит обратить внимание. К восьми я возвращаюсь и ужинаю. Кстати, в конце каждой недели наша смена собиралась на совместный ужин в гостиной или на балконе с видом на залив. После ужина я составляю план работ на следующий день или изучаю литературу по искусству из библиотеки резиденции. В полночь, но чаще всего позднее, ложусь спать.
Творческая миссия
Значительная часть отведённого мне времени была отдана полевым исследованиям. Я старался получать впечатления разного характера, например, целое утро посвятил участию в католическом богослужении. Производят впечатление и заброшенные полуразрушенные бункеры Штази (Stasi) на побережье. Это мрачное и атмосферное место очень напоминает нашу Балтийскую косу; думаю, этот мотив оставит след в моём творчестве. Ну и конечно, главное моё открытие — это приятные и приветливые люди вокруг, улыбчивые местные жители, радушные сотрудники резиденции и очаровательные художницы и писательницы, участницы моей смены, с которыми мы стали друзьями и подарили друг другу множество приятных воспоминаний.
Рефлексия
Поскольку это мой первый опыт работы в арт-резиденции и тем более в другом государстве, то я не совсем представлял, что меня ожидает. Однако в действительности я испытал эмоциональный подъём от возможностей, общения и впечатлений. Кураторы и сотрудники Дома Лукаса оказывали всяческую поддержку и помощь. В моём распоряжении оказалась светлая и просторная мастерская со всеми условиями для работы, а также отдельная спальня и ванная. Стоит ли говорить о том, что резиденция располагается в живописном курортном городке между заливом и берегом моря на севере Германии в окружении национального парка и множества достопримечательностей. Наверное, единственный минус, который я могу найти в этих условиях, так это то, что пребывание продолжается всего лишь месяц; на практике этого времени оказалось непростительно мало.
Пребывание в арт-резиденции позволило мне приобрести разнообразный новый опыт. И это касается различных сторон. От опыта в общении до развески выставки. Оказалось, что даже посредственный английский позволяет общаться на самые разные темы, а ещё шутить и предаваться романтике. Резиденция — это возможность абстрагироваться от привычного образа жизни и, наконец, поближе познакомиться с самим собой. Лукас позволил мне воплотить в реальность то, что я так давно мечтал сделать, но всякий раз откладывал на потом. В резиденции ты остаёшься один на один со своими идеями, которые требуют быть реализованными.
Работа в арт-резиденциях — это распространённый метод работы художника, как у нас, так и за рубежом. Это отличное средство отбросить рутину и посвятить себя творчеству в кругу единомышленников, шанс получить уникальный и непредсказуемый опыт, знакомства и связи. Возможность обмениваться знаниями. Этот проект подарил мне воодушевляющие творческие каникулы. Кстати, меня очень греет тот факт, что моя первая персональная выставка прошла именно в Аренсхопе, пусть и провисела она лишь одни сутки.
Туристы из Литвы, которые посетили мою экспозицию в день открытых дверей, предложили продолжить работу в художественной колонии в Ниде. Меня очень заинтересовала эта наводка, поскольку организаторы предоставляют возможность получения гранта и хорошие условия. Поэтому Нида — мой следующий пункт назначения.
Зина Шершун, автор детских образовательных программ в области современного искусства, координатор Программы художественных обменов между Калининградом и Аренсхопом,
опыт проживания в арт-резиденциях — с 2009 по 2017 год
О себе
Главный специалист отдела художественных, научно-информационных, просветительских и издательских программ БФ ГЦСИ (2009-2017гг.), координатор и член попечительского совета Программы художественных обменов между Калининградом и Аренсхопом (2009 — 2019 гг.).
Стипендиат Министерства образования, науки и культуры земли Мекленбург Передняя Померания: арт-резиденция в Доме художника им. Св. Луки (2009), стипендиат Программы «Художник в резиденции» Федерального Министерства искусства, культуры и СМИ Австрии и фонда KulturKontakt Austria (2017). Проходила профессиональную практику в Deichtorhallen (Гамбург), Haus der Kunst (Мюнхен) в рамках проекта «EUNIC: практика для молодых кураторов».
Сфера профессиональных интересов: альтернативные/экспериментальные формы взаимодействия музея/выставки/ образовательной программы/арт-медиатора со средой/сообществами/ зрителем; исследование и реализация потенциала междисциплинарного, коммуникативного и практического подходов в организации музейно-педагогической работы.
Об участии
Заявка на участие в этих резиденциях объемная, но посильная.
Обычно соискателю необходимо подготовить понятный набор документов: мотивацинное письмо, рабочий план, творческую биографию, портфолио. Я решила не использовать ни одной фотографии и разделить приятное мучение написания и чтения с членами жюри. В итоге получилась, как сказала бы Алиса, самая плохая книжка в мире, та, которая без картинок, и выглядела она, как том Марселя Пруста.
Поэтому, если говорить об усилиях, которые необходимо приложить, чтобы попасть в резиденцию, и здесь я ориентируюсь на калининградскую артистическую сцену, то приложить их нужно именно на моменте осознания себя художником и фиксации своих творческих интересов и исследовательских стратегий.
Мои резиденции были очень разными: две из них включали непосредственную работу в определённых департаментах, и тогда план дня определялся выставочной и образовательной активностью музея, в художественной резиденции ты сам выстраиваешь порядок работы и занимаешься созданием произведения, тебя контролирует только день Х — то есть, день открытых дверей, когда устраивается итоговая выставка.
С точки зрения программы, Австрийская резиденция была, пожалуй, совершенной. В течение нескольких месяцев до визита я изучила все крупные и необычные музеи Вены и определила список тех, опыт которых мне необходим: от музея цирка и аквариума до специального детского музея ZOOM и серьёзного MUMOK (список там действительно великий) и написала организаторам, что хочу встретиться со всеми арт-педагогами из них. Они сильно удивились, но устроили всё, что я хочу! Выходило по четыре встречи в день. При этом, во многих музеях я могла участвовать в образовательных проектах или проводить мастер-классы сама. Параллельно мы постоянно общались с художниками нашего «набора», посетили и обсудили невероятное число независимых маленьких галерей, где течёт самая быстрая жизнь и показывается самое актуальное. Само собой, у тебя всегда есть доступ ко всем архивам музеев и фонда-организатора.
Сложно выделить что-то одно из венской резиденции... Это как резать восторг лопаткой для торта… Рассказать об участии в экспериментальной лаборатории Андреа Хубин Community College или о собственном воркшопе, где вместе с учащимися балетной школы мы поставили хореографические этюды по мотивам современного российского искусства?
Творческая миссия
Среди основных задач были следующие: расширение сети профессиональных контактов, обмен опытом между арт-медиаторами, изучение методических и административных процессов. Но такие «творческие переезды» никогда не ограничиваются формальными задачами, ты, безусловно, привезёшь с собой мощный архив художников, насмотренность и наслышанность, новый воздух в лёгких, дополненные представления о коммуникации. Даже простые впечатления от повседневных сценариев могут лечь в основу неповторимой музейно-просветительской программы. Так и случалось.
Рефлексия
Подобный опыт вылился в ряд новых образовательных проектов в сфере современного искусства на площадке БФ ГЦСИ.
В какой-то степени, первая резиденция запускает своеобразный кочевой механизм в твоей жизни. Сейчас я живу и работаю в Москве. Работа не связана с творчеством и жизнью в её витально-поэтическом понимании, но мучительно течёт в декорациях непрерывного столичного культурного производства или его симуляции. Опыт резиденции, то есть опыт гостя, опыт другого (места) сейчас позволяет мне включить режим художественного исследования, превратить настоящее в настоящее приключение, игру, наблюдение, расширение, преодоление, перестроение в той ситуации, которую другие могут назвать массой прозаичных слов. Вот, кстати, проза на прощанье: «Возможно, моя судьба — вечно быть бухгалтером, а поэзия или литература — бабочка, которая, сев мне на голову, делает меня тем более смешным, чем красивее она сама».
Читайте также про то, как калининградские художники дружно съездили в Берлин на выставку 48 Stunden Neukölln.
Фото: предоставлены героями материала