Ожидания/реальностьХудожники Калининграда об участии в 48 Stunden Neukölln и поездке в Берлин

Фото недоступно

С 23 по 25 июня группа калининградских художников готовила и представляла свои работы прямо на центральной площадке экспозиции крупного берлинского фестиваля 48 Stunden Neukölln. «Твой Бро» дождался приезда участников, чтобы расспросить о результатах, впечатлениях и услышать рассказы в духе «ожидания/реальность»

48 часов, 250 выставочных площадок, 1200 художников и порядка 70 000 посетителей – если в цифрах, то двенадцатый по счёту фестиваль современного искусства, ежегодно проводимый в районе Нойкёльн, можно представить именно так. Если рассматривать его с точки зрения причастности калининградцев, то можно добавить ещё число 13 – столько наших художников отправилось разбавлять концентрацию берлинского творчества. Безусловно, такой культурный обмен между нашим городом и столицей Германии не может не радовать, особенно тот факт, что устанавливался он напрямую через людей, которым искусство далеко не чуждо: через хорошо известных нам представителей группы кураторов «Арт-Ворот». 

Если в двух словах, главным куратором с калининградской стороны выступил Дима Селин, с немецкой стороны – проект KaliBer (Kaliningrad goes Berlin) и в частности Нора Зендер, которая прошлым летом проходила практику в арт-платформе «Ворота» и даже 2 года назад уже успела поспособствовать культурному обмену между Калининградом и Берлином – организовывала приём калининградских музыкантов на своей стороне. Кураторы придумали концепт, отобрали художников своего KaliningradArt.space в лице: Димы Забелина, Гали Найдёновой, Gentle Wоman Group, Кости Тращенкова, Данила Голавачкова, Катерины Черевко, VESNAKRASNA, Алексея и Олега Медведевых, Nakkuree, Александра Матвеева, Татьяны Собениной и Антона Забродина, отправили заявку на одобрение жюри, нашли финансирование и выдвинулись в обитель современного искусства. 

Ну а теперь, как оно всё было – в впечатлениях и фотографиях участников поездки

Ирина Литвинова, сокуратор проекта

Фото недоступно

– Я сокураторка проекта KaliningradArtSpace, отвечаю за контент, экспозицию и многое другое вместе с коллегами. Мы разрабатывали идею детально последние несколько месяцев. Нашей основной задачей было раскрыть главную тему фестиваля —«Shadow/Тень», и мы постарались решить её не буквально. Калининградские артисты, которые отправились в Берлин, работают с такими вопросами, как самоидентификация, советское прошлое, образ русских на Западе и даже биомеханика тела.

САМОЕ ЯРКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Это моё первое знакомство с Берлином, поэтому город — моё большое открытие сам по себе.

ОЖИДАНИЯ/РЕАЛЬНОСТЬ

Мы так много переживали, что я успела настроить себя на абсолютное принятие. В результате всё прошло успешно. Более того, некоторые работы калининградских художников оказались в частных собраниях и остались в Берлине. И это по-настоящему здорово!

John, участник, арт-группировка VESNAKRASNA

Фото недоступно

– Мы делали перформанс-инсталляцию, всё собирали там, только некоторые материалы и инструменты с собой привезли. Это большие рамы деревянные, обтянутые полиэтиленом, на который направлены прожекторы с разных сторон. Всё дело происходило, когда стемнело. Мы рисовали чёрным цветом абстрактные линии, постепенно заполняя всё пространство, пока оно не стало чёрным. Потом «холст» был проткнут и разорван и простоял так до утра. На протяжении всего действа играла музыка, специально записанная Сашей Кораблевой, состоящая из разных шумов.

Идея перформанса заключалась в визуализации процесса жизни и смерти (как человека, так и всего, что вообще существует в мире). Так как тема всeго фестиваля была «shadow and identity», мы решили показать свою идею, используя тени, прозрачный материал и тёмное время суток.

САМОЕ ЯРКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Само участие в фестивале, подготовка к выставке, взаимодействие с людьми в процессе всего этого. И ещё запомнилась работа Антона Забродина. Очень мне понравилась.

ОЖИДАНИЯ/РЕАЛЬНОСТЬ

Ожидал, что на месте будут ножницы и скобы для степлера. Удивили цены в строймагазинах. Немного не хватило времени для прогулок. Думал, что мы быстрее всё подготовим и больше погуляем, но я не расстроен.

Рад, что перфоманс прошёл максимально естественно, без лишней театрализованности, что зрителям было интересно, подходили, интересовались, некоторые принимали участие в закрашивании полотна. Многие люди спрашивали – что за краску мы используем? Почему такой сильный запах, похожий на бензин, хотим ли мы всё сжечь в конце и т.д. Краска у нас была привезена из Калининграда, самая дешевая (Эмаль ПФ) и растворитель Уайт Спирит. Те, кто их использовал, знают, как оно всё вместе воняет.

Антон Забродин, участник

Фото недоступно

– Темой этого года фестиваля 48 Stunden Neukölln была тень. Специально для фестиваля я сделал фотоинсталляцию на основе работы, которая впервые была показана в 2004 году в Калининградской художественной галерее на выставке «Искусство против фотографии». На четырех фотографиях мы видим тень слова «русские», по который проходят люди, а позади мы видим красную бегущую фразу «are coming!», так что, считав то и другое, мы получаем многозначный лозунг «Русские идут!», который в наши дни как будто получает новую актуальность. Ну и стоит заметить, что на фестивале калининградские художники были единственными гостями города.

САМОЕ ЯРКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ & ОЖИДАНИЯ/РЕАЛЬНОСТЬ

В фестивале поражает его масштаб, по сути, это фестиваль одного и не самого большого района Берлина, где за два дня его работы происходит более двухсот событий, в котором принимают участие более 1200 художников. Как заметили мои друзья из Москвы, глядя на карту и расписание мероприятий, для которых выставка стала одним из мотивов посетить Берлин именно в это время, событий в нём больше, чем во многих биеннале современного искусства. Другим глубоким впечатлением было количество посетителей и их искренний интерес. С самого утра нескончаемый поток людей, которые в не самых комфортных условиях (очень жарко и душно) смотрят до конца видео с калининградскими ландшафтами Александра Матвеева, видеоинсталляцию Алексея Медведева, это потрясающие работы. Этот интерес публики после Калининграда (и даже после Москвы) очень сильно ошеломляет и вдохновляет. И этот интерес не заканчивается просто проведением времени на выставке, так несколько работ наших художников были проданы, включая мою, что для меня было большим сюрпризом, так как это далеко не самая легкая в монтаже работа. И её покупка не фондом или музеем, а частным коллекционером меня сильно тронула. Cильно вдохновляет и сам летний Берлин, никогда до это не был там в тёплое время года, а это совсем другое дело. Как сказала моя одноклассница, которая живет в Берлине почти половину жизни, это город-магнит, покинуть который очень и очень сложно.

Vozhich, участник, арт-группировка VESNAKRASNA

Фото недоступно

– Конструкция для нашего перформанса (о нём было сказано выше), сбором которой мы занимались в течение трёх дней перед выступлением, придумывалась заранее: нам нужно было сделать 4 рамы-ширмы из бруса размером 2 на 3 метра, обтянуть их пленкой с двух сторон, установить и подсветить. Было достаточно темно, и прожекторы просвечивали конструкцию, образуя тени. Поверхность, изначально прозрачная, постепенно заполнялась лёгкими линиями, штрихами; затем пятнами, формами - до полного закрашивания в чёрный. Свет стал тьмой. А затем плёнка была разорвана.

Кроме визуальных и музыкальных составляющих, перформанс был наполнен резким запахом краски и растворителя, что сделало выступление ещё более атмосферным. Всё происходящее было фактически чистой импровизацией: заранее между собой были оговорены лишь кое-какие мелочи. Я остался доволен нашей работой.

САМОЕ ЯРКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Был очень удивлен большому количеству машин, припаркованных вдоль дорог в Ньюкёльне; поначалу это меня даже расстроило, но позже я понял, что они никому не мешают, несмотря на большой поток пешеходов и велосипедистов. Водители очень внимательно относятся к прочим участникам дорожного и пешеходного движения. Сами пешеходы и велосипедисты также внимательны друг к другу, да и вся дорожная жизнь построена гармонично, с учетом особенностей каждого вида движения. Даже люди с ограниченными возможностями спокойно передвигаются по городу и, судя по всему, чувствуют себя комфортно. Пространства на улицах не делятся заборами: если велосипедист едет по дороге, он в любой момент может съехать на тротуар, так же, как и пешеход может перейти дорогу в любом месте, если нет машин. Чувствуется единое пространство города, дорога не кажется чем-то инородным и опасным. За неделю в Берлине, я не видел ни одного затора или пробки.

Мне очень понравились тротуары. Они сделаны из плитки и мелкой брусчатки, это очень удобно: можно идти по гладкой поверхности, либо по рельефу брусчатки, полезное разнообразие для ног. Также это диктует сценарий движения пешеходов и велосипедистов, разграничивая пространство.

Был удивлен количеству выставочных пространств в рамках одного фестиваля. В одном районе их было около двухсот, и они работали всего двое суток. Сами пространства и работы художников удивляли выразительностью и разнообразием. Организация была на высшем уровне, все чётко выполняли свои функции и были внимательны друг к другу. Этому, безусловно, стоит поучиться кураторам из нашего города.

ОЖИДАНИЯ/РЕАЛЬНОСТЬ

Я ожидал, что всё будет неожиданно и удивительно во всех смыслах. Так и произошло.

Костя Тращенков, участник

Фото недоступно

– На выставке представил проект «Дальше». Это незаконченная и продолжающаяся графическая история о домах на колёсах. Для фестиваля темой, которого была тень, я создал занавес, графическое полотно 3 на 10 метров, закрывающее окно. В течение дня графика под воздействием солнечного света то проявлялась, то исчезала.

САМОЕ ЯРКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Запах липы, которым заполнен весь город и который встречал меня повсюду и заставлял думать только о нём.

ОЖИДАНИЯ/РЕАЛЬНОСТЬ 

Я очень люблю этот город, планы никакие не строил, фланировал и получал от этого удовольствие.

Gri, участник, арт-группировка VESNAKRASNA

Фото недоступно

– Идея игры со светом и взаимодействиемсо зрителем, которую вы воплотили в нашем проекте, возникла ещё зимой в рамках Open Studio в «арт-Воротах». После всего действа холсты были хаотично проткнуты и демонтированы следующим утром, предоставленные самим себе на всю ночь.Таким образом мы хотели визуализировать процесс жизни и смерти, цикличный процесс появления, поглощения и уничтожения.

САМОЕ ЯРКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Мы были большой дружной семьей в удивительном Берлине, наполненным чуткими и жизнерадостными людьми с животными и без, в райских парках, заброшенных садах и на оживленных улицах, пропитанных звуками лета ночных скитаний, светлых идей, дешёвого фалафеля и белого вина, а где-то над нами летало торжество жизни. А касательно выставки – это взаимодействие с публикой, общение с людьми, говорящими на разных языках и несущих в себе одну идею.

ОЖИДАНИЯ/РЕАЛЬНОСТЬ

Посчастливилось познакомится и узнать прекрасных людей, их быт и творчество, быть с друзьями и обретать себя. Желаю всем и каждому таких путешествий.

Мария Коньшина, участница «группы поддержки»

Фото недоступно

– Я являлась Музой и душевным вдохновителем VESNAKRASNA. Помимо непосредственного участия в монтаже выставки и помощи ребятам, занималась небольшой порчей или усовершенствованием берлинских площадей, фонарных столбов и дорожных знаков. Творила свой арток в самом сердце города.

САМОЕ ЯРКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Яркими и удивительными были все ребята, каждый день. Удивительно, что 16 (клёвых друзей на проекте «Дом-2») таких разных, талантливых людей собрались и творили вместе как одно целое. Целостность, движение, много крутых идей, фалафель за 40 центов, Тамия, привезённый нами нелегально базилик, ночной город с открытыми крышами, 3 дня выставок, потрясающие кураторы, которые помогали нам с самыми нелепыми проблемами... Бесценный опыт! Спасибо!

ОЖИДАНИЯ/РЕАЛЬНОСТЬ

Уверена, у всех реальность превзошла все ожидания! Одна Сашенька Кораблёва чего стоит – со своей композицией, звоном колоколов, музыкой калининградских улиц, шёпотом ветра надолго останется в сердцах, как наших, так и немецких. 

Татьяна Собенина, участница

Фото недоступно

– Я представляла части двух серий «Сад» и «Соцветие» (рабочее название, т.к. серия ещё в работе). Оба проекта существовали до фестиваля, но вписались в общую идею «Тени». Серию «Сад» я снимаю уже четыре года – это своеобразное исследование в рамках окружающего ландшафта. Исследование разнообразия и возрастающей энтропии природных форм и образований в ограничениях городской среды. Большая часть работ снималась в Ботаническом саду в Калининграде. Для фестиваля я сделала отбор из самых загадочных и неизведанных уголков сада, находящихся в тени. Вторая серия относительно новая, она посвящена такому естественному, и в то же время странному периоду в жизни женщины – беременности. С помощью визуального языка я пытаюсь показать одновременно красоту и теневую сторону этого состояния – тревоги, страхи, предчувствия.

САМОЕ ЯРКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Пожалуй, самым ярким впечатлением для меня стала одна девушка. Она ходила по выставке босая и с неимоверно волосатыми ногами. Поскольку я часто сидела в зале на полу, наслаждаясь потоками толпы, огибающими меня, то эти ноги завладели моим вниманием надолго. Поразительно, как крепко сидят внутри нас некоторые установки. Мужские волосатые ноги, почему-то, так воображение не будоражат.

ОЖИДАНИЯ/РЕАЛЬНОСТЬ

Я стараюсь не настраиваться на события/поездки, потому что по факту всё всегда идёт не по плану. Поэтому я редко разочаровываюсь. На этот раз я получила огромное количество впечатлений и бешеный творческий заряд, его мне хватит надолго. У моих работ ещё никогда не было такого количество таких разнообразных зрителей. И поскольку моё творчество – это визуальный язык общения, получается, что я пообщалась с целой толпой людей, и это офигенное ощущение. Очень рада новым знакомствам с коллегами из Калининграда, впечатления только хорошие.

Саша Кораблёва, участница, арт-группировка VESNAKRASNA

Фото недоступно

– Я поехала на фестиваль в качестве участника группировки VESNAKRASNA. Моей задачей являлось создание звуковай составляющей перформанса. В течение 3-4 часов, пока ребята рисовали, из колонок доносились различные звуки повседневной жизни: пение птиц, звуки дорожных работ, движение поезда и так далее. Плюс звуки наполненной людьми площади, где происходил перфоманс. Получилось здорово.

САМОЕ ЯРКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Самым ярким впечатлением я бы назвала творческую жизнь Берлина. Хотя в этот раз не удалось охватить весь город, но даже отдельно взятый район Neukölln поражает количеством творчества. Думаю, вне зависимости от фестиваля, здесь есть возможность показать себя как артиста.

ОЖИДАНИЯ/РЕАЛЬНОСТЬ

Честно говоря, не было четкого понятия, куда я еду, какими будут условия. Для меня это был первый фестиваль. Получив определенный опыт, могу сказать, что к технической стороне в следующий раз отнесусь по-другому. Большое спасибо чудесным организаторам фестиваля, помогавшим по любым вопросам.

Напоследок Дима Селин нам рассказал, что есть планы не только повторить поездку в следующем году, но и выдвинуться в начале октября на фестиваль во Франкфурт-на-Одере. В общем, русские идут!