Новая эра аудиального искусстваОснователь лейбла ГОСТ ЗВУК об электронной сцене и фестивале Synthesis
- эксклюзив
- 18 февр. 2020
7-8 февраля в Калининграде сразу на трёх площадках – ПОРТ, «Катарсис» и «Гараж» – прошёл фестиваль электронной музыки SYNTHESIS. В рамках фестиваля состоялся целый ряд мероприятий и выступили артисты, привезённые не только из России, но и с Туманного Альбиона. С одним из них нам даже удалось пообщаться – Ильдар Зайнетдинов, основатель российского лейбла ГОСТ ЗВУК, поделился впечатлениями и рассказал о развитии электронной музыки в нашей стране
Первой площадкой, как и во время презапуска фестиваля, выступило пространство ПОРТ. На этот раз обошлись только основным залом, но это не помещало организаторам удивить гостей количеством синтезаторов, установленных прямо напротив диджейского пульта, и сменяющимися видеоинсталляциями от калининградца Kipol.
До часа ночи среди гостей были преимущественно фанаты калининградской группы Темноямск, ребята стали одними из хедлайнеров вечеринки. Но ближе к двум часам ночи ПОРТ заполнился любителями всех направлений электронной музыки, и, кажется, практически никто не остался в стороне от танцпола, когда за пульт стал сперва low808, а после него Bruno Schmidt.
Гости фестиваля отметили большое количество заинтересованных лиц и качество звука: кажется, идеальная комбинация для того, чтобы подобные мероприятия проходили в Калининграде чаще. Многие удивлены такому количеству местных музыкантов и, более того, находятся под впечатлением их высокого исполнительского уровня. Будем надеяться, что количество талантов будет расти, а вместе с ними количество подобных ивентов и площадок для их проведения.
Второй день стартовал в «Гараже» вместе с выставкой синтезаторов, где можно было не только посмотреть на целую коллекцию Поливоксов и других синтезаторов, на которых создавалось, например, звучание R2-D2 из «Звездных войн», но и попробовать себя в роли музыканта. Некоторые ребята занимали свободные устройства на полчаса. Потом прошли лекции Андрея Коломынцева и Finley Shakespeare (основателя futuresoundsystems), на которых в зале, кажется, каждый гость говорил на чистом английском, затем кинопрограмма и вторая вечеринка в «Катарсисе». Открыла вечеринку «танцующий диджей» Greta Bowie. После место на сцене заняли Finley Shakespeare, Кузьма Палкин, идеолог и организатор фестиваля Cosmic K, и другие.
После фестиваля нам удалось пообщаться с Ильдаром Зайнетдиновым, основателем первого российского лейбла с мировым именем — ГОСТ Звук — и сооснователем известного московского клуба «НИИ».
Ильдар Зайнетдинов более известный под псевдонимом low808
Фото: daily.afisha.ru
Считается, что электронная музыка в нашей стране развивается по большей части только в Москве и в Питере. Много ли было артистов из регионов за эти пять лет?
Не знаю, у кого так считается, есть очень много примеров музыкантов и деятелей из разных частей нашей страны, которые достигли успехов. Из моих ближайших друзей и соратников – Станислав Шарифуллин, также известный как HMOT. О нём и его лейбле Klammklang писали во множестве иностранных изданий ещё когда он жил в Красноярске, благодаря ему там случился фестиваль CTM. Или же если взять Калининград – у вас есть местные герои в лице Los Chikatilos, в своё время они были широко известны, ездили в гости к Диброву и принимали московский десант Птюча у себя дома. А у нас на лейбле 29го Февраля выходит альбом коллектива «Гамаюн» из Смоленска. Безусловно, переезд в Москву или Петербург даст больше возможностей, но это не является ключевым фактором успеха.
Что происходит с электронной сценой в регионах?
Сегодня жанры размываются, и не существует прежнего разделения на «металлистов и рэперов» – все слушают разную музыку. Во многом поэтому вряд ли появится город, где будет доминировать тот или иной жанр, просто некоторые города, возможно, будут поставлять больше творческих единиц в связи с успехом каких-то локальных героев.
Слышали ли о калининградских исполнителях ранее?
Да, я слышал Темноямск, даже вживую в рамках Synthesis, – насколько мне известно, и, судя по тому, что люди пели их песни, – это уже успешный проект. Это не наш формат, но я вполне могу представить их выступление на фестивале Боль и уверен: они добьются ещё больших успехов, если будут продолжать свою деятельность. Ещё во время своего приезда к вам я познакомился с Кириллом Kipol, также известным как Polar, – он издавался на Pro-tez Кубикова и многих других лейблах, у него интересная музыка, и мне надо прослушать все его свежие демо. Интересно, что он также развивается в визуальном искусстве, прошёл курс машинного обучения и использует прогрессивные приемы обработки визуальных объектов.
О развитии электронной сцены
Мы входим в новую эру, некоторые мыслители даже обозначают её как «sonic turn» – поворот в сторону аудиального искусства. Об этом очень хорошо написал Стас Шарифуллин, и я его процитирую: «Даже не упоминая Гран-при двух последних Венецианских биеннале, можно просто посмотреть на книжные полки — литературы про звук в искусстве и звучащее искусство в целом стало в разы больше. Арт-школы и университеты по всему миру (и даже у нас, если вдруг пропустили) открывают соответствующие программы. Главные залы основных музеев и галерей занимают чисто звуковые проекты — например, в Гамбургском вокзале сейчас стоит «Bergama Stereo» Чевдета Эрека, инсталляция-оммаж знаменитому Пергамскому алтарю; копия в натуральную величину, собранная из массивов Funktion One.
И то же самое в обратную сторону. Смейтесь над «концептроникой» сколько угодно, но если об этом пишет даже Саймон Рейнольдс, просто копнув по верхам, то что уж тут говорить. Синтез компьютерной музыки с теорией и практиками визуальных искусств, с перформансом, технологиями и прочим — по-моему, главный тренд если не ушедшей декады, то прошлого года как минимум.
Обо всем этом пока что мало говорят в публичном пространстве (особенно в России), тех же критических работ пока что вообще практически нет. Но в целом все более-менее очевидно — культура начинает «уставать» от стольких лет гегемонии изобразительных и пластических жанров. Посмотрим, к чему это приведет, суперинтересно за всем этим наблюдать».
О фестивале Synthesis
Я получил большое удовольствие от фестиваля, познакомился с городом и множеством замечательных людей – уверен: всё это не пройдёт даром и оставит свой след на локальной культуре. Такие мероприятия должны регулярно проходить и поддерживаться на всех уровнях. Здорово, что British Council поддерживает развитие локальной культуры и грустно, что местные властные органы по всей стране относятся к подобным инициативам в большей степени без энтузиазма.
SYNTHESIS реализуется при поддержке Посольства Великобритании в Москве, его цель – представить британскую и российскую музыкальные сцены, в том числе и электронные, во всем их богатстве и разнообразии и укрепить культурные связи между двумя странами, а также попытаться с помощью музыки стереть условности и границы между нациями и системами. Фестиваль проводится в рамках Года музыки Великобритании и России 2019-2020.
Фото: @phompeya