Опера в концертном исполнении«Евгений Онегин»
- Концерты
- 29 мая
31 мая в драматическом театре можно посетить оперу в концертном исполнении
Как бы ни была популярна эта опера во всём мире, для Большого «Евгений Онегин» — сочинение особенное, знаковое. Как известно, считая свои «лирические сцены» не совместимыми с рутиной, царившей на казённой сцене, Чайковский поручил первое их исполнение студентам Московской консерватории. Но уже менее двух лет спустя опера всё-таки появилась на императорской сцене — московского Большого театра. И как раз после этой премьеры, состоявшейся в 1881 году, к ней пришёл успех, очень быстро вылившийся в триумфальное шествие по всем оперным сценам мира. В 1889 году на очередном её возобновлении в Большом за дирижёрский пульт встанет сам Пётр Ильич Чайковский.
История «Онегина» в Большом театре принадлежит к числу самых насыщенных и интересных. Эта опера никогда надолго не покидала его репертуар. Пережила пятнадцать премьер и возобновлений, одна из премьер состоялась в годы Великой Отечественной войны в Куйбышеве (ныне Самара), куда была эвакуирована труппа Большого, другая, в 90-е годы прошлого столетия, прошла в Нью-Йорке на подмостках Метрополитен-оперы. Легендарная постановка Бориса Покровского, также осуществлённая в годы войны, но уже в Москве, в 1944-м, продержалась в репертуаре свыше сорока пяти лет и, будучи причислена к неофициальному «золотому фонду» Большого, в 2000-м пережила капитальное возобновление. В 2006 году Большой показал премьеру спектакля Дмитрия Чернякова — этот спектакль стал легендой уже наступившего нового, XXI-го, века. В будущем сезоне в планах театра — ещё одна постановка этой оперы.
Но как бы ни привлекала она режиссёров, стремящихся привнести своё в традиционные трактовки характеров или и вовсе «революционизировать» их, главное, что может поддержать неувядаемую притягательность этой оперы, — молодые свежие голоса. «Мне кажется, что она [опера] осуждена на неуспех и на невнимание массы публики. Содержание очень бесхитростно, сценических эффектов никаких, музыка, лишённая блеска и трескучей эффектности… Я… писал «Онегина», не задаваясь никакими посторонними целями. Но вышло так, что «Онегин» на театре не будет интересен. Поэтому те, для которых первое условие оперы — сценическое движение, не будут удовлетворены ею. Те же, которые способны искать в опере музыкального воспроизведения далёких от трагичности, от театральности, обыденных, простых, общечеловеческих чувствований, могут (я надеюсь) остаться довольны моей оперой» (П.Чайковский).
Не только опера «Евгений Онегин», но и город Калининград, в котором она на этот раз прозвучит, имеет особое значение для Большого театра. Пожалуй, нигде больше в последние два с лишним десятилетия театр не гастролирует с такой частотой. Здесь побывали и балет, и опера, и Молодёжная оперная программа Большого. Большой дважды приезжал на фестиваль «Балтийские сезоны», принимал участие в торжествах, ознаменовавших 250-летие со дня основания города и 60-летие основания Калининградской области, выступал не только на сцене Калининградской драмы, но и на острове Канта в знаменитом Кафедральном соборе и в соседнем Светлогорске на сцене «Янтарь-холла», давал оперные и балетные спектакли («Иоланта» П. Чайковского» и «Жизель» А. Адана) и концерты, рассказывал «Сказки и легенды Большого» (так называлась выставка, состоявшаяся в Калининградском областном музее изобразительных искусств, — она насчитывала свыше девяноста экспонатов). Часть выступлений прошла «до», а часть — уже «после» самого знаменательного события — закладки символического камня в фундамент здания будущего филиала Большого театра в Калининграде.«Коллектив Большого театра и все специалисты, которые работают в нём, постараются сделать всё для того, чтобы филиал Большого театра в Калининграде стал подлинным театральным центром России», — сказал генеральный директор ГАБТ Владимир Урин на церемонии закладки символического камня. И Большой держит это обещание, приучая жителей города к своему присутствию в его жизни, которому со временем предстоит стать постоянным.