Интервью с МанижейЗдоровое общество — это когда за одним столом сидят разные люди
- эксклюзив
- 09 авг. 2021
Манижа о том, как пережила волну хейта во время «Евровидения», что она делает на посту посла доброй воли ООН по делам беженцев и почему не понимает смысл существования закона о гомопропаганде
Недавно к своему 30-летию вы написали в Instagram, что в этом году было слишком много крутого и болезненного. О чём речь?
Мне кажется, достаточно очевидная история, связанная с поездкой на «Евровидение», с творческой реализацией, с большим шагом для меня лично и для моей команды. И, конечно, любой успех влечёт за собой огромное количество ответственности, и, скажем, у этого успеха есть обратная сторона. Именно обратная сторона формирует тебя, твоё уважение к собственному успеху. В моем случае это было очень сильное неприятие и даже травля. Мне казалось, что такое не могло произойти в моей жизни, но хорошо, что это произошло потому, что я приземлилась на землю и поняла, какое количество времени нужно, чтобы подобного было меньше.
Если уйти от занятого места и оценок, что для вас как для артиста значит выступление на «Евровидении»?
Я — очень сложный эстрадный артист, потому что «Евровидение» оцениваю не с точки зрения музыки, того, как звучит голос, как я выгляжу на сцене и какое количество фолловеров ко мне придёт. Скорее речь о том, что понимаю: так ещё никто не делал от нашей страны. И даже не это важно. Важно, что мысль о силе женщин России для меня актуальна не первый год, она меня формирует всю жизнь. Это тот конфликт, который внутри меня есть, я знаю, что внутри миллионов женщин он тоже присутствует, и мне бы хотелось, чтобы они чувствовали себя счастливее. То есть я всегда в музыке ставлю такие задачи, чтобы это была не просто запоминающаяся мелодия, а та, которая несёт за собой месседж, способный помочь как минимум нескольким людям.
Какой месседж транслирует ваша музыка сегодня?
Внутреннюю уязвимость. Она транслирует принятие этой уязвимости, осознание своей собственной силы.
Зная все нюансы, связанные с волной критики и травлей перед «Евровидением», сегодня вы бы согласились поехать на этот конкурс? Не жалеете, что решили в нём участвовать?
Нет, вообще не жалею. Думаю, что, пройдя всё это, я стала сильнее. У меня сейчас нет никаких барьеров, теперь знаю, что всё возможно. Недавно смотрела фотографии: обновился iCloud на телефоне, у меня там появились пропавшие фотографии 2018-2019 года. И на них просто не узнала себя, поняла, что сегодня я уже совсем другой человек.
В интервью Ксении Собчак перед «Евровидением» вы признались, что многое из того, что прозвучало в ваш адрес, вас ранит. Сегодня, когда прошло какое-то время после той волны ненависти, вы понимаете, как с этим жить?
Конечно, понимаю. Я понимаю, что есть вещи, которые тебя обездвиживают, – меня они больше не обездвиживают. Они меня могут ранить, но они меня не останавливают.
Вы продолжаете изучать то, что о вас пишут?
Это нормально — читать, что пишут, и видеть комментарии. Поэтому, да, слежу за тем, что происходит. Сейчас критики намного меньше, чем во время конкурса. До сих пор присутствует критика националистического характера, но, знаете, это было и до, просто не в таком количестве.
Как вы думаете, почему хейтеров раздражали вы, ваша песня Russian Woman*? Вы понимаете природу этой ненависти?
Наверное, у каждого есть свои причины. Знаю, что одна из них – дискомфорт. Люди живут в огромном количестве неудобств из-за экономической ситуации, из-за тех возможностей, перед которыми их ставит жизнь. Как говорится, Россия – это не Москва, и, когда ты выезжаешь за её пределы, конечно, понимаешь, что люди выживают. В целом песня обо всём этом. У многих этих женщин не будет времени смотреть «Евровидение», а большая часть из них находится в сложной жизненной ситуации и негативно отреагирует на какую-то девочку из Таджикистана, которая чего-то добилась. Есть мнение, что без папика или спонсора она не сможет ничего сделать. Особенно если она чурка, то по-любому её кто-то продвигает. И, конечно, бороться с таким мышлением прямо сейчас невозможно. Только со временем, когда ты доказываешь, что ты чего-то стоишь, люди в общей массе перестают об этом говорить. Нужно придумать всё, что будет транслировать и оправдывать внутреннюю злость человека.
Услышал, что вы произнесли слово «чурка» – оно вас не обижает? Вы с самоиронией к таким выражениям относитесь?
Конечно, они меня не обижают. Я просто понимаю, что они значат для людей, которые их произносят, и что они значат для меня. Горжусь быть чуркой, это классно. Меня этим не напугать и не задеть.
Вы разделяете чувства этих людей, их неудовлетворённость жизнью, то, что происходит за пределами Москвы?
Считаю, что настроение народа не может просто прийти из ниоткуда: многие факторы влияют на состояние его жизни. У меня был непростой период, и он до сих пор нелёгкий, – даже в моменты успеха не было времени им насладиться, были слёзы и переживания. Добиваться чего-то и становиться на ноги очень сложно. А приезжим людям, например, таким, как я, приходится в два раза больше работать, чтобы выучить язык и говорить на идеальном русском, чтобы никто не заподозрил наличие акцента. Люди, родившиеся в этой стране, имеют те или иные возможности и — банально — документы, которые позволяют уехать в другой город, работать на заводе, подниматься по ступенькам выше. Когда у меня не было таких возможностей, они отсутствовали и у моей семьи. Не хочу никого оправдывать и кичиться, но я точно знаю цену своего успеха, поэтому некоторые высказывания для меня являются несправедливыми.
Не было ли у вас желания ответить хейтерам: песней, словами, постом или другим способом?
Мы ответили им высказыванием на YouTube, когда «Манижа – это соль». Я поняла, что точно нельзя серьёзно отвечать тем, кто травит, входить с ними в полемику, которой они и ждут. Это никак не изменит их отношение, а, наоборот, будет лишь провоцировать. Мой абсурдный, юмористический ответ вызвал такой шок среди хейтеров, что они не знали, как реагировать. Некоторые начали смеяться и поняли, что не надо высказывать ничего.
Вызвало ли у вас удивление, что среди тех, кто вас критиковал, были и представители высшей власти (например, Валентина Матвиенко или Владимир Жириновский), которые всегда заявляют, какая Россия многонациональная страна. Они вдруг начали интересоваться «Евровидением», вашими песнями и стали их негативно комментировать. Вас это не поразило?
Комментирующих было всё равно меньше, чем людей, находящихся у власти. Высказывались обо мне чаще всего те, кто строит себе карьеру на подобных комментариях. Я не реагировала, конечно, но меня удивлял тот факт, как вообще есть время на такое. Мне бы хотелось, чтобы у них категорически отсутствовало время на решение подобных вопросов, и они занимались, например, законом о защите жертв домашнего насилия. Почему нельзя этим заняться? Мне кажется, это очень острая тема, которую уже давно все обсуждают в мировой повестке.
Вы в своём творчестве часто поднимаете тему домашнего насилия. Как думаете, что нужно сделать, чтобы жертв насилия стало меньше?
Помимо просветительства, которым занимаемся не только мы, но и другие артисты, эту проблему нужно решать на законодательном уровне, чтобы жертвы были защищены. Если этого нет, вся остальная работа становится не бессмысленной, а практически невозможной для самих пострадавших. Давайте думать не о тех, кто занимается проблемой, а о тех, кто находится внутри неё. Они выплывают на берег и не видят никакой защиты, кроме гражданского общества, а это неправильно. Сегодня не только в России, но и в огромном количестве стран отсутствует закон, который может защитить их. Но у нас есть право иметь такой закон. Несколько лет назад приняли решение, что за побои будет административное наказание, а раньше могли уголовное дело завести на людей, которые бьют своих детей и жён. Но сейчас всё иначе, и для меня это странно.
То есть без закона просветительская работа теряет смысл?
Одно невозможно без другого. При этом уже много лет одна рука только хлопает, и организации, работающие в России, — благотворительные фонды, кризисные центры — существуют на деньги гражданского общества, а не на государственные. Более того, как вы знаете, если, например, в фонде «Насилию.нет» получаешь деньги от иностранных организаций, тебя автоматически признают иностранным агентом. Это ужасно. Твою деятельность замораживают, перекрывают, хотя этот фонд не первый год помогает людям. Критикуешь – предлагай, но у нас пока, к сожалению, только критикуют и не дают фондам чувствовать себя лучше и иметь возможность делать больше.
А как вы думаете, почему тормозится закон о домашнем насилии?
Для меня это большая загадка. Не склонна строить теории, всё-таки человек практики. Не могу ответить на этот вопрос.
Феминистки часто говорят, что у нас патриархальное государство и в целом все подобные идеи тормозятся из-за этого. Вы такую позицию разделяете?
Да, думаю, что у нас действительно патриархальное общество. Помимо того, здесь ещё один фактор влияет – намеренное игнорирование проблемы. Или власть решает другие важные вопросы и не может заняться законом о насилии, хотя мне это не кажется правдой. Существует причина, которую пока что никто не может распознать. То, что наше патриархальное общество сильно меняется, – это тоже факт. Даже новая ступень «Евровидения» говорит о том, что многое поменялось по сравнению с опытом прошлых лет. Я всё-таки верю: мы идём к гендерному равенству. Просто, если задать вопрос, какая страна сегодня живёт в абсолютном гендерном равенстве, вы не найдёте ни одной.
Многие считают вас феминисткой. Это так?
Честно, не люблю этот вопрос. Не потому, что против или за. Я не поддерживаю навешивание ярлыков. Нет абсолютного феминизма, он всегда будет равен твоему мировоззрению. В моём — я феминистка и понимаю это как уважение друг к другу. Даже если человек не разделяет твою точку зрения, ты не будешь на него бросаться. Мне кажется, главная идея феминизма — дискуссия и диалог с разными людьми. Когда ты остаёшься при своём мнении – это переубеждает людей, они в дальнейшем по-другому начинают смотреть.
Какой вы видите russian woman в 2021 году? Чем она живёт, что её беспокоит?
Конфликт один и тот же – так много силы, что не знаешь, как её использовать. Вся жизнь вокруг тебя абсолютно неправильно тебе демонстрирует использование силы – либо в агрессию, либо в деструкцию, то есть не созидание. Женщины России выносливее большинства людей, но это происходит чаще всего вынужденно. Песня Russian Woman о том, что в каждой женщине есть свой голос, что победа над злом – это единство. Мне кажется, это вдохновляет. Меня лично вдохновило, миллионы других зрителей были воодушевлены, что они не одни.
На конкурсе вы выводили на экран разных женщин и в интервью признались, что никто этого не видел, не знал, а вы, когда поворачивались к ним лицом, еле сдерживали слёзы. Что происходило? Что вы во время этого испытывали?
В этот момент пропадали все напыщенные границы сцены. Там артист блистает в ярком серебряном платье, и это, безусловно, тоже красиво. Но для меня выступление было маленькой революцией. На европейскую сцену, у которой порядка четырёхсот миллионов зрителей, могли выйти обычные русские женщины, даже и в таком формате. Я гордилась этим моментом, мы видели действительно лица героев. Даже мои бэк-вокалисты были героями. Это люди, которые с рождения живут здесь, представляют разные народы, но они принадлежат России. Когда началась эта история с травлей, мы очень много времени проводили друг с другом и впервые начали задаваться вопросом, действительно ли они могут отнести себя к русским людям. Один мальчик у нас тбилисский армянин, который с двух лет живёт в России, другой — с Украины. Есть девочка из Якутии, а вторая — уфимка, родилась здесь, плюс у неё есть нигерийские корни. Мы даже в таком маленьком составе на студии задавались этим вопросом, что уж говорить обо всей стране. В 95% случаев, если оглянуться, мы увидим огромное количество разных национальностей, но почему-то игнорируем тот факт, что эти люди тоже имеют право называть себя русскими.
В интервью «Коммерсанту»16+ вы говорили, что раньше стирали монобровь, потому что это выдавало в вас таджичку и меняло отношение к вам. А сегодня стали, наоборот, её дорисовывать и надевать национальные костюмы. Когда и почему произошёл этот переломный момент, и вы приняли себя такой, какая вы есть?
Не могу сказать, когда конкретно это произошло, скорее речь про накопительный эффект. Когда долго пытаешься соответствовать и потом понимаешь, что это соответствие тебя никуда не привело. Ты внутри всё равно другой, а люди тебя видят не таким, и с этим нелегко жить. Тяжело, когда не можешь быть собой, ходить с монобровью, потому что неправильно оценят, а раз так, то далеко ты не пойдёшь. Я осознала, что попала в эту ловушку и много лет в ней просуществовала. Сейчас уже могу надеть европейское платье и нарисовать себе монобровь. Но хейт вокруг моего выступления на «Евровидении» показывает, что общество не принимает нерусских людей, поэтому многим, чтобы добиться успеха в России, нужно максимально отказываться от своей идентичности. Когда я это говорю, мне отвечают, чтобы я валила в свою страну. Однако я считаю, что здоровое общество – это когда за одним столом сидят разные люди.
Вы считаете, что живёте в России в здоровом обществе?
Не бывает идеального общества, мир неидеален. И вопрос в том, какую часть этого мира мы поддерживаем и кормим.
Что помогает вам быть смелой сегодня? Где вы черпаете силы, чтобы бороться с тем же предвзятым отношением?
Черпаю силы в себе и в примерах людей, на которых ориентируюсь. Есть те, кто не сломался или не побоялся пережить это и стать ещё сильнее. Например, Чулпан Хаматова, Екатерина Гордеева, моя мама, бабушка, прабабушка. У меня есть ориентиры, и когда мы с вами обсуждаем тему домашнего насилия и подобные месседжи, я говорю, что важно становиться примером для кого-то. Именно это способно тебя питать, делать ещё лучше. Не существует этой фразы «Встала и пошла» без примеров внутри. Ты можешь быть совершенно один, но понимать, что есть люди, которые смогли, а значит, и у тебя получится.
Вы неоднократно говорили, что ваша мама имеет большое значение для вашего творчества. Расскажите о ней подробнее.
Мама – мой друг. Мой partner in а crime**. Она впишется в любой движ и будет отстаивать мою правоту, шутить. Она всегда умела быть на равных и при этом сохранять уважение к себе, я общаюсь с ней на «вы». Это уникальная женщина, таких я в своей жизни больше не встречала. Всегда её прошу, чтобы она написала о себе книгу. Если бы её не было в моей жизни, точно не существовало бы того мировоззрения и той силы, которые есть во мне сейчас.
Общение на «вы» вас не отдаляет?
Нет, это дань уважения.
Как вы считаете, насколько тяжело жить в России мигранту из стран Азии или Кавказа из-за бытового национализма и ксенофобии?
Конечно, мигранту надо в два раза больше работать, поэтому от этого уже тяжелее. Мы как общество должны относиться терпимее, если, например, человек не может произнести фразу с первого раза. Если он не может позволить себе купить дорогие вещи. Или если он запутался в дороге, потому что у него завис навигатор. Это нормальные бытовые вещи, которые случаются с каждым, но наши привилегии не дают нам возможность оценить трудности другого. Из-за неприятия разрушаются любовь и созидание в мире. Когда люди проходят мимо лежащего на улице человека и не помогают, потому что брезгуют, никто не думает о реальной причине его состояния. Однако жизнь настолько непредсказуема, что каждый из нас может в один момент потерять всё и оказаться на его месте.
У нас в Калининграде совсем недавно появился указ губернатора о том, что мигрантам с октября запрещают работать в нескольких сферах: такси, водители автобуса, учителя, пекари, воспитатели в детских садах. Обоснование — дать местным жителям рабочие места. Как вы думаете, такие законы ущемляют права мигрантов?
Мне это кажется абсурдным, потому что никто никому не может помешать работать таксистом или учителем. Просто люди, которые не хотят работать в этой сфере, они и не пойдут. Думаю, это очень неправильный закон. Считаю, что ни один закон не должен ущемлять человека. Негативно к этому отношусь, но мне надо изучить эту тему подробнее.
Не так давно вышла новая версия вашего клипа «Недотаджичка». И там среди прочего показывается плакат «Идрак нам не враг». Я так понимаю, что речь про Идрака Мирзализаде, которого избили в Москве после шутки о русских и травли СМИ и ведущего Владимира Соловьёва. Почему вы решили его поддержать?
Потому что он яркий пример того, как люди способны раздуть и перевернуть чьи-то слова, культивировать ненависть, которая фактически может убить человека. Слава Богу, она его не убила, но вы видите, как высказывание Соловьёва повлияло на людей, которые подвержены внушению, и как жестоко они поступили. Такая жестокость неприменима ни в каких дозах и ни в каком обществе. Во-вторых, я очень уважаю Идрака как действительно талантливого человека. Меня не только возмутила сама ситуация, но и плакат, на котором было написано «Идрак – враг российского народа», а ниже: «Малоизвестный, нерусский комик». Поэтому в клипе у нас такая подпись: «Немалоизвестный, не важно какой национальности комик».
Удивительный факт вашей биографии: вы являетесь первым российским послом доброй воли ООН по правам беженцев. Для вас ведь история про беженцев очень личная. Что сейчас входит в вашу миссию? Что нового привнес в вашу жизнь и творчество этот статус?
Дело в том, что и до назначения этой темой занимались внутри нашей семьи. И, по сути, ООН вышла на нас не из-за песен — здесь были осведомлены о моей деятельности. Для меня это возможность напрямую работать с семьями и помогать им. Нет каких-то суперобязательств, в корне изменивших мою жизнь. Это то, что я делала и до назначения: говорила о беженцах, помогала людям в критической ситуации, знакомила с темой не через призму агрессии, а через диалог. Конечно, из-за закрытых границ мы не можем выезжать, но, когда все наладится, обязательно будем путешествовать по лагерям, ассоциациям и делиться опытом того, как люди справлялись с проблемой.
Почему для вас важно помимо музыки нести какую-то социальную функцию?
Мне важно, что останется после меня. И в каком обществе буду жить я и мои дети.
Если говорить про музыку и индустрию: как вы определяете свое место в российском шоу-бизнесе?
Я — мультижанровый артист. Делаю абсолютно нетипичную, при этом попсовую музыку. Добиваюсь того, что выпускаю сначала романсы, потом этническую песню, затем хип-хоп, чтобы в конечном итоге люди, зная меня, после выхода песни любого жанра сказали: «Ну, это же Манижа, она может».
Недавно вы снялись в фильме «Дороги памяти», посвящённом историческому Параду Победы. В нём вы вместе с другими звёздами исполняли песни военных лет. Почему решили участвовать в этом проекте?
Уже не первый год участвую в этом проекте. Мне нравится переосмысливать музыку прошлого и давать ей новую жизнь. И, конечно, тема очень важная – о войне, которая случилась с нашим обществом. Не хотелось бы, чтобы она повторилась. Для этого необходимо отдавать дань памяти.
Как вы относитесь к современным парадам Победы?
Считаю, что чествовать память важно, особенно о такой кровопролитной, страшной войне.
А парады войск и военной техники? Есть просто мнение, что память – это важно, но показывать миру оружие не стоит.
Не хожу на парады военной техники. Никак к ним не отношусь. Да, очень странно возводить оружие в ценность и показывать его детям.
Вы также являетесь последовательной защитницей прав ЛГБТ-сообщества. В последние годы российские власти обращают всё больше внимания на эту тему. То Роспотребнадзор проверяет разноцветные игрушки поп-иты, подозревая в них гомопропоганду, то депутаты жалуются на ролик с целующимися девушками в Инстаграме Dolce&Gabbana. Что вы думаете об этой тенденции?
Поддерживаю права ЛГБТ-людей и считаю, что не должно существовать закона, который ущемляет их права. Несправедливо то, как к ним сейчас относятся. Я не власть и не понимаю, почему так делают. Я человек, который в рамках своей жизни не проходит мимо проблем ЛГБТ-сообщества.
Вы говорите: «Не должно существовать закона». Речь про закон о защите детей от гомопропаганды?
Да, не могу понять, почему существуют подобные законы. С детства общаюсь с геями, наш ближайший друг семьи — гей. Стала ли я геем от этого? Нет. Мне кажется, здесь очень узкое понимание темы, поверхностное. Геями так не становятся вообще. Решать за кого-то, станет он ЛГБТ или не станет, нельзя.
Многие осудили российскую компанию «ВкусВилл», которая недавно сначала поддержала ЛГБТ-сообщество, опубликовав ролик с лесбийской парой, а затем удалила его и заявила, что это была ошибка. Как вы относитесь к произошедшему?
Полагаю, всё было хорошо до момента, пока «ВкусВилл» не стал оправдываться. Наверное, у них есть причины чего-то бояться, но та форма, в которой они оправдывались, меня очень разочаровала. К этому бренду всегда хорошо относилась и сама являюсь его покупателем. Но, мне кажется, если ты уже взялся, иди до конца.
* Русская женщина; ** соучастник
Фото: из архива героя