Владимир КацманО «Калининград Сити Джаз», Чемпионате-2018 и умении красиво раздеваться
- эксклюзив
- 07 июня 2017
«Твой Бро» и «Калининград Сити Джаз» - старые друзья и абсолютные ровесники: когда-то наш первый номер вышел аккурат в дни дебютного тогда еще «Дон Ченто Джаз». Мы поговорили с президентом «Калининград Сити Джаз» Владимиром Кацманом не только о фестивале, но и о Чемпионате-2018, английских болельщиках и восстановлении еврейского квартала
Вас не начали утомлять вопросы о «Калининград Сити Джаз» за 11 лет существования фестиваля?
Утомляет всё. Как я уже говорил как-то: фестивалю быть. Естественно, вопросы об исполнителях и каких-то подходах к ним – вот это уже надоело, ничего не меняется. Другое дело – как формируется их список. Тут всему голова – жадность, то есть лидерство по издержкам. Когда мы выбираем того или иного артиста, проекция очень серьезная. Мы всё мечтали о Стинге. У меня недавно жена была на его концерте. Играл три часа. Сначала была группа его сына на разогреве – жена говорит, что у него голос лучше, чем у Стинга, – потом пел Стинг, потом они пели вдвоем. И его выдернуть из «Ковент гардена» в Калининград, даже с пластиковыми сиденьями в летнем театре, – это очень сложно…
Но раньше вы так не говорили.
Если вернуться к бизнесу, то это называется стретч-таргет: высокая цель, к которой надо подпрыгивать и тянуться всю жизнь. Или, как говорит Тарасов, тренер Таллиннской школы бизнеса, цель должна быть больше жизни. Естественно, я и дальше буду рассказывать о таких планах. Один раз мы чуть-чуть не достигли такой цели, когда Zucchero пригласили. Но тянуться к цели надо.
Раз уж коснулись темы пластиковых кресел, которые установят в Летнем театре Центрального парка к фестивалю. Чего еще не хватает, на ваш взгляд, для максимального комфорта на этой площадке, и есть ли планы по дальнейшей реконструкции?
Мы достигли того уровня, который необходим, чтобы мы проводили качественное мероприятие. Меня иногда немножко обижает, когда журналисты пишут «главное мероприятие калининградского лета». Почему только лета? У нас есть что-то лучше в остальную часть года? Это главное развлекательное мероприятие в Калининграде.
Существует определенная стратегия развития региона. Это локомотив процесса. Мы в нем - всего лишь вагончик. И таких вагончиков, пристегнутых к локомотиву, - несколько.
Возможно, в ближайшее время появится еще один вагончик фестивальный, не буду раскрывать подробности, но это будет кинофестиваль.
Но какие-то уже есть – «Короче», например, с бюджетом в два раза больше, чем у нас. Скоро появится, можно сказать, «спальный вагон» - Чемпионат мира по футболу. Это, на мой взгляд, подвиг, который совершили наши власти. И территория вокруг стадиона, если ей правильно распорядиться, – это просто новый город.
Со стороны кажется, что фестиваль достиг какой-то точки, за которой сложно развиваться из-за ограничений концертного пространства Центрального парка. Когда происходят улучшения инфраструктуры фестиваля, вы берете на себя какие-то обязательства? Например, не переезжать оттуда в течение какого-то количества лет?
А зачем нам менять площадку? Когда будет другая стратегия или когда у нас появятся миллионы туристов, об этом можно будет думать. Но есть жизненный цикл человека или компании. Есть период создания бизнеса, далее следует период, когда все, кто ведет этот бизнес, умещаются за одним столом. Когда количество сотрудников увеличивается, начинают действовать другие законы, и так далее. В какой-то момент бизнес начинает затухать. И задача любого предпринимателя – как можно дольше затягивать процесс нахождения на вершине. Фестиваль находится в этой зоне. Или мы начнем затухать, или мы будем поддерживать себя на высоком уровне. Для этого есть команда фестиваля и наши любимые спонсоры.
То есть сейчас речь только о поддержании, а не о росте?
О дискретном росте, росте в разы можно говорить, только если социум перейдет на другой уровень – 5 миллионов туристов в год, как я не помню, кто декларировал. Когда возникнет другой уровень потребления, когда мы сможем продавать дорогие билеты на Стинга, когда стоимость жилья будет не 30 - 35 тысяч рублей за метр, а 100 - 150 тысяч хотя бы – тогда мы пригласим хоть Фила Коллинза.
Чемпионат мира по футболу в следующем году – как раз то время, когда к нам приедет огромное количество людей, которые пусть краткосрочно, но создадут иной уровень потребления. Есть ли у фестиваля «Калининград Сити Джаз» какие-то планы на этот календарный период?
Естественно, мы говорили на эту тему. Думали, может быть, перенести даты фестиваля на время проведения Чемпионата. Нам бы, конечно, больше хотелось перенести Чемпионат на период фестиваля, но пока не получилось договориться. В итоге решили, что не совсем правильно всё мешать в одну кучу. Если есть одно ключевое событие, не надо нанизывать на него другие такие же ключевые события.
Кроме того, расскажу одну смешную историю.
Мы с друзьями одно время регулярно ездили в Монте-Карло на матч Суперкубка между победителями Лиги чемпионов и Лиги Европы. Мы как-то жили в Ницце, отдыхали на пляже и вдруг поняли, что надо уже выдвигаться, потому что пробки будут и тому подобное. А играли ЦСКА и «Манчестер Юнайтед». И я уже на предматчевом кураже в шутку у стадиона говорю друзьям: «Я сейчас найду самого крутого английского тиффози и устрою показательную драку». Мол, в фан-зоне сейчас найду самого грозного, дам ему пинка, и само собой начнется. И тут я увидел этого самого крутого английского тиффози. Это был чувак, который в одной руке держал две бутылки пива и пил из них одновременно. С огромной шеей, бритоголовый гигант, наверное, 2,20 метра ростом, весь в татуировках… И я понял – я не смогу дать ему пинка и устроить драку. Я к чему это всё говорю - зачем этим тиффози наш джазовый фестиваль? Не коррелирует аудитория.
А если говорить о ресторанной деятельности. Существует два подхода к проведению таких событий – максимально накрутить цены в период Чемпионата, чтобы заработать надолго вперед, как это делали на ЧМ в Бразилии, или, наоборот, создать максимальный комфорт туристу, иногда в ущерб себе, как это делали на Олимпиаде в Лондоне. Какой путь вам ближе?
Да не важна событийность. Есть величайшее достижение человечества - рынок. Как бы сильно кому-то ни захотелось увеличить средний чек, существует конкуренция. В Лондоне все нижние помещения – рестораны или магазины, конкуренция гигантская.
На заре предпринимательской деятельности мы как-то попытались договориться с «Вестером», «Семьей» и «Алтыном» по нескольким вещам. Делать списки недоброжелательных клиентов, которые были замечены в кражах; не переманивать персонал друг у друга; по каким-то ключевым позициям попробовать подержать цену. Ничего у нас не получилось! Между четырьмя участниками рынка! Поэтому Лондон как город никогда бы не смог договориться на общее повышение цен, как бы они ни хотели. Всегда бы нашелся тиффози, который сказал бы другим: «Вон там пиво в два раза дешевле, только перейди площадь». Что касается отелей – то у нас их по пальцам одной руки можно сосчитать. И я уверен, что они на этом сыграют. Это международная практика.
А если у меня в «Лондоне» или «КартоФане» будет целая толпа болельщиков, то я буду самый счастливый человек! Черт с ним, с чеком, главное – движуха в этой жизни.
Год с небольшим назад, когда была пресс-конференция с презентацией участников прошлого фестиваля, вы рассказывали о планах своего участия в проекте «Сердце города». По вашим словам, там планировался еврейский квартал. Но «Сердце города», как мы знаем, заморожено. Что вы об этом думаете, и что будет с проектом еврейского квартала?
Еврейский квартал будет. Там же, где и был. Ведь это история 200-летней давности. И синагога будет, и рядом находится историческое здание приюта, с которого в Хрустальную ночь сбрасывали детей. Это абсолютно точная информация – разница во времени один час с Берлином. И началась Хрустальная ночь здесь, а потом уже в остальной Германии.
Поэтому слоган нашего коллектива и Фонда восстановления синагоги: «Здесь всё начиналось, здесь всё должно и закончиться».
У вашего фестиваля, наверное, уже начала происходить смена поколений. Скоро его основной аудиторией станут 20-летние. Как «Калининград Сити Джаз» станет находить общий язык с ними? Ведь они не слушают джаз.
Я живу сегодняшнем днем, хотя я Водолей и должен думать о будущем. Я не хочу сейчас слушать то, что слушают 20-летние. Конечно, мы будем работать с ними. Но никто не отменял миссию фестиваля «Калининград Сити Джаз». А миссия в том числе – развивать вкус и создавать социум в том месте Земли, где мы живем с вами. Поэтому мы будем придерживаться этой миссии и через 10 лет.
Мы как-то с коллегами стали готовить материал про вас и эволюцию ваших «луков» на фестивале. И обнаружили интересное – многие зрители так или иначе копируют ваш «прикид», то есть дресс-код фестиваля идет непосредственно от вас. Как вы собираете эти «луки»?
Раньше я любил красиво одеваться, а теперь тренируюсь красиво раздеваться (смеется).
Я всегда кайфую от того, что наш народ на фестивале красиво одевается. И, конечно, я думаю и долго выбираю наряды. Я уже знаю, в каком виде я буду на следующем фестивале. Я к этому шел, покупал вещи и в Лондоне, и в Каннах, и в Тель-Авиве. Хотя, конечно, в таком возрасте надо уже и своего стилиста…
Но не надо думать, что это Кацман и фестиваль в людях вкус еще и в одежде воспитывают. Нет. Это всё идет от семьи – от мамы, бабушки. И когда оно потом выливается в стильный наряд на фестивале, то понимаешь – человек правильно живет со своей семьей, воспитан он правильно и правильные журналы читает.
XII Фестиваль «Калининград Сити Джаз» пройдет в летнем театре Центрального парка 4, 5 и 6 августа. О том, как здорово было на событии в прошлом году, можно вспомнить здесь.
Фото: Егор Сачко