Андрей Adno«Я могу сделать Калининград культурной столицей страны»
- эксклюзив
- 02 авг. 2018
Андрей Дробитько [Adno] – калининградец с мировым именем. С одной стороны, он яркий представитель уличного искусства, с другой, – успешный бизнесмен, взявший вместе со своей командой и приложением SketchAR в этом году «Оскар» в области цифровых продуктов – престижную премию Webby Awards в категории «Лучшее использование дополненной реальности». Adno рассказал «Твоему Бро» о своей трансформации из граффити-художника в предпринимателя, как его компания обошла 4,5 тысячи идей и IKEA и кто по-настоящему знает, как сделать город лучше
В Калининграде многие тебя знают за граффити, одно из которых — «Янтарные щи» в посёлке Янтарный — по-прежнему остаётся самым масштабным в области. В 2008 году ты открыл свою дизайн-студию. Как ты трансформировался из граффити-художника в предпринимателя?
Предлагаю для начала разделить понятия. Дизайнер – инженер, который решает задачи. Это моя прямая специальность. Художник никаких задач не решает, он, в первую очередь, работает для себя, наполняя свои творения смыслом или нет. Дело в том, что улицу я освоил как бесплатные холсты почти сразу после поступления в училище. Таким образом параллельно воспитались две личности: художника и дизайнера, которые никак не пересекались до недавнего времени.
На момент окончания Пензенского художественного училища (отделение. Графического дизайна) я уже больше двух лет работал в крупнейшем в Пензе рекламном агентстве. Наработав портфолио, вернулся в Калининград, и логичным продолжением стало открытие собственной дизайн-студии Art Family group. Как и принято, в начале ты и креатор, и дизайнер, и продажник, и менеджер проектов. Спектр услуг был широкий, поэтому в своё время успел сделать брендинг для многих заведений (от логотипа и меню до интерьера), фирменный стиль фестиваля джаза в течение пары лет, проектировал фасад (тот, который над «Бенетоном») и даже новостную студию ВГТРК. Забавное и интересное было время.
Как тебе удалось преодолеть этот барьер неизведанности и максимально включиться в IT-сообщество, построив бизнес на этих технологиях?
Никаких барьеров нет, если вы непрерывно развиваетесь. Во время работы в студии делал и сайты, постепенно понимал, как устроена разработка. Далее – как работает рынок мобильных приложений, ну а потом компьютерное зрение, дополненная реальность и инвестиции, конечно.
Я читала, что о таком приложении, как SketchAR, ты мечтал с 2012 года. Расскажи про зарождение его идеи. Чтобы технически реализовать эту мечту, потребовалось 5 лет?
Идея зародилась из потребности облегчить мою работу как художника, который рисует граффити на стенах. Переносить эскиз на большое пространство — долго и сложно, и я стал думать, как автоматизировать этот процесс. Так возник SketchAR: вы загружаете рисунок в приложение или выбираете готовый скетч, наводите камеру на лист бумаги или стену и видите на экране мобильного эскиз как-будто он уже нарисован на реальной поверхности. Таким образом, вы переносите на бумагу/стену свой рисунок.
Как художник, я понимал проблему, которую будет решать продукт, как дизайнер и основатель технологической компании, – знал, какие технологии могут решить эту проблему. Но в 2012-м году технологии компьютерного зрения были неразвиты, информации было по минимуму, поэтому следующие три года я провел в исследовании этой дополненной реальности и проверки идеи временем. SketchAR, который вы видите сегодня, ровно такой, каким был задуман шесть лет назад.
В вашей команде, с которой вы взяли Webby Awards, 8 человек. Как все эти люди оказались в одной лодке?
С этой же командой мы создавали первую компанию с 2011-го года. Когда с первым проектом дела пошли не очень хорошо, в определённый момент мы полностью переключились на SketchAR, дополнительно наняв исследователей компьютерного зрения. Всё так же, никаких потрясений, всё логично.
Расскажи об особенностях работы с VR, AR, MR, как вам удалось вскочить на этот корабль будущего, внести эту составляющую в свои процессы разработки и создания продуктов? Где набирались опыта, который позволил в этом году обскакать всех на мировом уровне? Какие потребовались инвестиции, где вы их искали, как убедить партнёров в будущем успехе?
Это область, которую только начинают узнавать, и в ней ещё достаточно неизвестного. Поэтому, помимо самой разработки, много времени и денег уходит на исследования. Мы работаем в области компьютерного зрения (CV – computer vision) и дополненной реальности (AR – Augmented reality). Тема настолько обширная, что у меня есть отдельная большая лекция о том, как и где её применять, какие сложности существуют, но могу сказать одно: каждый день нам приходится решать проблемы, с которыми никто не сталкивался до нас. Это крайне увлекательно.
На данный момент в проект инвестировано около 400 тысяч евро. Первым инвестором выступил тот же фонд, который инвестировал в первую компанию в 2011-м. И тут всё очень прозаично: многолетние знакомства, доверие, видение, которое должно было совпасть для того, чтобы люди поверили и доверили тебе свои деньги.
В отношении с командой работают те же принципы. Задача основателя – донести ценности, которые несёт продукт, и те, кто поверит в них, останутся. Найдутся и те, кто их не разделит, с ними лучше расстаться, так будет лучше для всех.
Что сейчас происходит с передовыми технологиями XR, на что все молятся?
Как я уже упомянул, сейчас время исследований, и в этой области занимаются поисками реальных кейсов. Сейчас компании хотят понять, где реально можно применить XR. Очевидно, что это образование, навигация и любые другие сферы, где требуется помощь, то есть, ассистент, который показывает человеку в реальном мире некие визуальные подсказки виде виртуальных объектов.
Кто был среди ваших конкурентов на Webby Awards?
В нашу категорию подали 4,5 тысячи заявок, из них выбрали шорт-лист из 5 компаний. В этой пятерке мы конкурировали с IKEA и Snapchat.
Какой была ваша главная мотивация участия в премии? И что дала вам победа?
В кино есть «Оскар», в музыке – «Грэмми», в области цифровых продуктов и интернет – это Webby. Мотивация такая же, как в стремлении актёров получить тот же «Оскар». Это хорошее подтверждение, что мы создаем что-то значимое и признанное во всём мире. Также отличная мотивация для команды.
Премии мало на что влияют в продуктовых компаниях в плане бизнеса (если вы не агентство, и премиями завлекаете клиентов). Это надо понимать, чтобы в эйфории не забыть свою главную задачу – делать продукт для пользователей. Им не нужна ваша премия, им нужен работающий продукт, который несёт им ценность. В общем, взяли премию, отметили шампанским, и идём дальше.
Расскажи о партнёрах вашего проекта и взаимодействии с ними.
Со-основатель компании – Александр Данилин. Мы знакомы более десяти лет. Начали первую компанию вместе, продолжили строить вторую. Хороший друг, талантливый разработчик и действительно профессионал с большой буквы. Также очень талантливые разработчики, без которых проект мог и не случится. Команда – это всё! А также фонд, который продолжает верить в нас, наши идеи и стремления.
Не считаешь ли ты, что SketchAR ставит под удар изобразительное искусство? Ведь теперь кто угодно может создать шедевр.
О-о-о, это моя любимая тема как художника. Давайте по порядку. Во-первых, это просто новый современный инструмент, облегчающий жизнь и сохраняющий время. Во-вторых, фотореализм – лишь первая ступень развития художника. Копировать то, что природа придумала до тебя, много ума и навыков не требует. Поэтому авангард и другие подобные течения гораздо ценнее. То, где необходимо действительно создавать новые формы, новые смыслы и иную культуру.
Теперь вернёмся к тем, у кого талант. Основная беда, что в сфере искусства (как и в других) есть очень много людей, которые, научившись одному навыку, паразитируют на этом и создают, может, и хорошие визуально, но посредственные работы, не развивающие культуру. А теперь представьте, что с помощью приложения мы поднимаем всех на этот уровень, и хотя бы фотореализм становится делать проще. А те, кто действительно хочет и создавать, начнут это делать, когда сравняются с общей массой. От этого выигрывают все: обычные люди, которые приблизили свою мечту, художники, у который появился новый инструмент, и в общем вся сфера искусства за счёт развития и насыщения более качественным контентом (хотя бы визуальным).
Есть примеры того, как ваше приложение открыло тебе путь к личному знакомству с всемирно известными артистами?
До запуска SketchAR я уже был достаточно известен в мире как монументальных художник. Это, скорей, помогло сформировать комьюнити из мировых художников, которые знают, кто стоит за продуктом.
Считаешь ли ты Калининград своим домом? Как часто возвращаешься сюда?
В Калининграде у меня живут родители, поэтому приезжаю регулярно. Город очень люблю и долго пытался создать здесь что-то действительно значимое. Но, к сожалению, он не такой прогрессивный, как кажется. Его необходимо насыщать объектами и собственным визуальным языком. Только задумайтесь: в Калининграде нет ни одной монументальной работы в области современного искусства! Ни одного арт-объекта. Конечно же, я имею в виду не локальный уровень, а арт-объекты и городские скульптуры в современном понимании.
Самое удивительное, что есть уроженцы Калининграда с мировым опытом, способные сделать из города культурную столицу, но, к сожалению, данный факт продолжает игнорироваться. Поэтому я давно перестал себя ассоциировать с каким-то одним местом. Мир открыт, и мест, где твои идеи принимают, достаточно.
Как будет дальше развиваться SketchAR, и какие планы у тебя на жизнь, творчество, работу?
Сейчас мы сфокусированы на построении бизнес-процессов и укреплении позиций продукта, который объединил искусство, технологии и образование.
Как художник, я продолжу создавать монументальные работы в разных странах и проекты, тесно связанные с городом. Исторически вышло, что практически единственные люди, кто знает, как «общаться» с городом, — это уличные художники. Они исследуют и чувствуют его более тонко. Если в администрации Калининграда всё-таки поймут это и доверят город мне, я могу сделать из него культурную столицу России, благо, что все друзья — это признанные мировые художники, скульпторы и кураторы в области уличного искусства.
Фото: предоставлены героем материала