«Шо то, шо это»В бастионе Прегель состоялся финал #dabudetbattle2
- Поток
- 30 нояб. 2016
#dabudetbattle2 длился, как правильная беременность, – 9 месяцев и был призван «родить» лучшего MC города. Из примерно ста претендентов, приславших свои заявки в первый раунд баттла, прошедшего в феврале 2016 года, до финала дошли трое. Все это время организаторы баттла проводили так называемые «тусы» - вечеринки, на которых любой желающий мог зачитать живьем. В минувшее воскресенье прошла седьмая и последняя такая «туса», на которой выявился победитель всего баттла и выступил приглашенный хедлайнер – питерский рэпер Obladaet
Бастион Прегель – прямой наследник калининградского культового в определенных кругах кочевого заведения «Пыль винила». Здесь темно, прохладно и неуютно, посетители предпочитают не снимать верхнюю одежду, а в воздухе витает стойкий запах пива и жареных куриных крыльев, даже несмотря на то, что последних здесь вроде бы не делают. Во дворе подружки рэперов гладят нарезающих круги сторожевых псов, туалета в самом зале нет, все ходят в биотуалет на улице. Зато в паре метров от бастиона – один из лучших, «секретных» видов на Преголю и строящийся футбольный стадион.
Внутри помещения с кирпичными сводами довольно людно, на финал и выступление Obladaet прибыли более 200 человек.
Практически никого из тех, за кем «Твой Бро» наблюдал в апреле на «тусе» в клубе «Рафинад», не оказывается. «Когда рэперы вылетают из соревнования, они теряют какой-либо интерес к баттлу», - комментирует Виктор Гетман, отвечающий за организацию «живых» мероприятий. Тем не менее, знакомых лиц хватает - в частности, судейский пул #dabudetbattle2 представлен полностью.
Открывают вечеринку участники калининградского коллектива «Улица мира», звучит их программный хит «Больше звука». Грохочет классический бум-бэп, хип-хоп Восточного побережья, в котором отдаются эхом все традиционные ценности этой музыки: респект, брейк-данс, мудрости, подчерпнутые на улице. Судя по сдержанной реакции зала, как минимум половина пришедших в бастион этим вечером прибыли исключительно для того, чтобы послушать иркутско-питерского исполнителя Obladaet.
Назар «Obladaet» Вотяков - яркий представитель «новой школы» и полная противоположность «Улицы мира».
Его рэп пестрит англицизмами, отсылками к происходящему в социальных сетях и упоминаниями дорогих брендов уличной одежды. Его звук – высокотехнологичный, компьютеризированный ледяной стрекочущий трэп, никак не пересекается с шуршащими виниловыми сэмплами бум-бэпа. Наконец, в одном из своих программных заявлений под названием «Downshifting» он откровенно богохульствует и заявляет о том, что не любит Wu-Tang Clan. Финал #dabudetbattle2 внезапно обзаводится дополнительной интригой и оборачивается противостоянием старого и нового.
«Кто-нибудь хотел из вас родиться черным?» - шутит по окончании выхода «Улицы мира» ведущий. Из всего зала отзываются примерно два человека. Юные зрители, пришедшие на Obladaet, не воспринимают хип-хоп как музыку черных – они выросли на других кумирах, вместо Снуп Догга и Доктора Дре у них в кумирах Янг Лин и видеоблогеры. Ведущий вызывает на сцену финалистов – рэперов Beaton, Б1 и Дэна. Трое канаются для того, чтобы решить, кто читает первым. Вопреки названию всего мероприятия, баттла как такового не ожидается. Вместо того чтобы читать друг против друга, каждый исполнитель зачитывает сначала по одному «репрезенту» - представляет себя аудитории, затем переходит к своим раундам, уже написанным и выложенным в группе баттла «ВКонтакте».
Первым в дело вступает «Бетон», и под бум-бэп читает историю про силу и про стиль. На третьем треке ему удается кое-как пробить апатичную аудиторию, перед которой он сегодня выступает, и немного раскачать зал.
Во время исполнения своего следующего номера, который исполнитель предваряет фразой «Мы просто чтим традиции», он просит освободить место в зале для брейк-дансеров, пришедших его поддержать. Отец отечественного хип-хопа Мастер ШеFF был бы доволен, даже несмотря на то, что из-за почти полной темноты в зале разглядеть танцоров очень сложно, даже находясь вблизи. Свой заключительный пятый трек он выдает под «минус» из «Walk This Way» Run-DMC и Aerosmith, и уступает место следующему за ним Б1.
Первая же композиция второго финалиста – классический русский рэп из палаты мер и весов - мрачный угрюмый бум-бэп с грустненькой «пианинкой». Б1 настроен серьезно и бьется за чистоту рэп-культуры: «Ты знаешь Гуфа, и не знаешь Африку Бамбаату», - читает он. На сцене, в отличие от предыдущего MC, выступает не один, дополняет его бэк-эмси. Третий трек звучит уже посовременней, в бит оказываются вплетены сэмплы из рагги. Для исполнения одной из следующих композиций рэперы спрыгивают со сцены в зал и зачитывают уже оттуда; в финале они вновь оказываются на сцене и растягивают на ней огромный черно-белый флаг. Отчетливо чувствуется стремление сделать шоу.
Выступает третий претендент за звание лучшего MC Дэн, и тут тоже обходится без откровений.
Вместе со своим бэк-эмси он зачитывает поверх мрачного грузящего бум-бэпа, на биты с сэмплами из джаза. Возможно, эта старомодная музыка и есть настоящий калининградский звук. Услышав творчество всех троих исполнителей в первый раз, сложно отделаться от мысли о том, что все они просто невероятно друг на друга похожи и по звуку, и внешне. Все трое – мужчины под тридцать, одетые в худи и бейсболки, все выдают хип-хоп Восточного побережья и поминают своим творчеством золотую эру рэпа. Тем не менее, каким-то образом членам жюри необходимо вынести решение и присудить одному из рэперов звание лучшего в городе. Для этого все удаляются на совещание во дворик бастиона.
Меж тем в зале слышится хоровое скандирование: «Обла! Обла!». Перед аудиторией в сотню человек возникает худой юноша в бейсболке и капюшоне и диджей в маске волка, за которой скрывается местный битмейкер с никнеймом Satan Hussein. Зал тут же отзывается воплями, а в воздух взмывают телефоны. Рэпер стартует с первого трека своей дебютной двадцати трех минутной пластинки «Double Tap», вышедшей в мае этого года, и пробегается по ее трек-листу, исполняя треки один за другим.
Между песнями Вотяков охотно общается со слушателями, жмет руки и отвечает на вопросы. Кто-то спрашивает про баттлы. «Вам что нужнее, баттлы или альбом?», - спрашивает в ответ Obladaet.
Очевидно, что слушатели хотят и того, и другого, но альбом больше. Рэпер еще немного обсуждает грайм-артиста Скепту и делает селфи с поклонниками. Для сингла «00:00», спродюсированного все тем же Satan Hussein, он вытаскивает из зала местную исполнительницу Miriam для того, чтобы та спела англоязычный хук; в треке «Fashion TV» он читает гостевой куплет ATL.
Звук на этом выступлении, к сожалению, просто кошмарный. «Минуса» звучат тихо, читка рэпера различима, но тоже звучит глухо. Ни о каком «каче» речи вообще не идет, несмотря на то, что первые ряды встречают каждую композицию с энтузиазмом. А «кач» должен быть: на ранних этапах своей карьеры Obladaet зарекомендовал себя техничным грайм-исполнителем с мощной читкой, однако на этом выступлении вылавливать из общего гула его двусмысленные панчлайны нет никаких сил.
Концерт превращается в однообразное и монотонное утомительное шоу. Основная претензия к Obladaet, как правило, сводится к тому, что при неплохих данных из трека в трек рэпер делает примерно одно и то же.
Для композиций он выбирает похожие биты и читает поверх них с одним и тем же флоу. Тематика его треков варьируется от «репрезентов» до «фэшн-репрезентов» - рэпа про то, насколько он превосходит конкурентов, и рэпа про то, насколько хорош его вкус в одежде. Слышал одну композицию Obladaet – фактически слышал их все, а со звуком в бастионе Прегель эта ситуация ощутимо усугубляется.
На концерте Obladaet исполняет буквально весь свой накопленный за годы репертуар. Вместе с продолжительными паузами и разговорами между композициями занимает это бесконечно нудные полтора часа. Наконец-то отстрелявшись и дважды исполнив трек «Райдим-райдим» со своего альбома, а также фристайл на бит из хита «Panda», он удаляется, прихватив за собой большую часть пришедших этим вечером в бастион зрителей. На сцене перед изрядно поредевшей толпой снова оказываются трое финалистов #dabudetbattle2, охотно позирующие на камеру. Победителем, согласно решению жюри, нарекается Дэн – ему достается чек на 15 000 рублей, бесплатная татуировка в тату-салоне и другие призы. Ощущения того, что этим вечером в бастионе Прегель решилась судьба калининградского хип-хопа, не возникает, ну и слава богу.
Читайте наш более ранний материал о том, как проходят местные рэп-баттлы.
Фото: Бока Су