Грехи, счастье и любовьВ Калининграде завершился фестиваль классической музыки

В Калининграде завершился фестиваль классической музыки

Каждый год в одни из августовских выходных остров Канта становится сценой под открытым небом, попасть к которой можно только по билетам. С 23 по 25 августа фестиваль «Территория мира – Территория музыки» снова объединил слушателей и звёзд академической музыки у стен Кафедрального собора. «Твой бро» узнал, чем гостей удивляли в этот раз

Все три дня на острове звучал Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением трёх разных дирижеров: Алексея Верещагина, Фабио Мастранджело и Антона Гришанина. Фестиваль впервые сопровождал гид — музыковед Ярослав Тимофеев помогал зрителям познакомиться с историями и тонкостями симфонических полотен.

На открытии фестиваля слушатели отправились в прошлое на 800 лет, в XIII век. В 1255 году крестоносцы основали Кёнигсберг, чуть на острове Кнайпхоф начали строительство Кафедрального собора. Примерно в это же время в другом уголке Европы, в Италии, дочь правителя Равенны Франческа да Римини влюбляется в младшего брата своего супруга. Её муж застал любовников на месте преступления и заколол обоих. Данте Алигьери сделал согрешившую пару героями «Божественной комедии». Он поместил их на второй круг ада, где обитают сластолюбцы. История возлюбленных впоследствии вдохновила многих деятелей искусства, в том числе Петра Чайковского. Симфоническая поэма «Франческа да Римини» открыла фестиваль «Территория мира – Территория музыки 2024». Путешествие в прошлое продолжила сценическая кантата Карла Орфа «Кармина Бурана» длиной в час, которая прежде звучала в городе лишь однажды. Произведение напомнило зрителям о колесе сансары и о цикличности, от которой едва ли получится убежать в повседневности.

Нещадно грешили, изо всех сил стремились к счастью, а выше всего ставили любовь. Надеюсь, что с тех пор ничего существенно не изменилось, — подвёл итог жизни средневекого человека Тимофеев.

Гала-концерт второго дня «Окно в Россию» объединяла идея диалога русской и мировой культуры. Все выступавшие 24 августа артисты приехали из-за рубежа, чтобы исполнить произведения композиторов Австрии, Франции, Германии, Италии и России. Открывала вечер увертюра Карла Марии фон Вебера «Волшебный стрелок», в основу которой легла германская легенда об охотнике, заключившем сделку с дьяволом. Современники прозвали композицию первым немецким музыкальным хоррром. Следом прозвучали произведения Верди, Пуччини, Чайковского, Рахманинова и других.

Закрывало фестиваль безупречное сопрано оперной певицы Хиблы Герзмавы. Под звучание её голоса и оркестра слушатели совершили путешествие от арий к танцам, от оперной классики к киномузыке. Финалом вечера стала рифма к обоим предыдущим вечерам. Тему несчастной любви продолжила песня Марии из мьюзикла «Вестсайдская история», бродвейского ремейка «Ромео и Джульетты». Завершающей композицией стал «Ветер перемен» Максима Дунаевского из фильма «Мэри Поппинс, до свидания!». Её содержание совпадает с идеей «Кармина Бурана»: вечное возвращение на круги своя и, несмотря на это, вечное движение человечества вперёд, вечная надежда на перемены.


Текст: Лейла Разина
Фото: предоставлены организаторами