Искусство из бумаги и скотчаХудожница Майя Голышкина, ставшая героиней Vogue, встретилась с калининградцами
- Поток
- 20 авг. 2022
В Центральном парке культуры и отдыха продолжается фестиваль «Креспектива Фест». Здесь прошла лекция о месте художника в современном мире перспективной московской художницы Майи Голышкиной. Она рассказала о том, какие люди идут в художники, способах вдохновения, роли профессионального образования и размышлениях о современном поколении. Корреспондент «Твоего Бро» собрал главные цитаты лектора фестиваля.
Каждую субботу августа в Центральном парке проходят лекции фестиваля «Креспектива Фест»». В прошлую субботу темами встречи стали искусство и дизайн. И, конечно, многие ждали Майю Голышкину, известную своими смелыми фото-инсталляциями в соцсетях с самодельными костюмами и декорациями. Для их создания она использует подручные предметы: макароны, картон, пену для бритья и многое другое.
Хотя Майя не даёт своему стилю четкого определения, она видит себя как художницу, для которой весь мир — рандомный источник вдохновения. Ей всего 21 год, а она уже успела посотрудничать с такими культовыми брендами одежды как Balenciaga, Marc Jacobs, Maison Margiela и стать героиней Vogue. Люди в соцсетях описывают ее творчество как «кринжовое», детское и наивное, но оно во многом ломает стереотипное представление о том, каким должно быть искусство.
В начале лекции девушка заявила, что не существует четкого определения того, что должен делать художник в современном мире. Он может быть как сет-дизайнером, который занимается декорациями, так и арт-директором, стилистом.
— Сейчас бренды сотрудничают с художниками не просто для того, чтобы те написали портрет или раскрасили штаны. Это может быть что угодно: составить витрину, сделать принт, даже обычное селфи, — говорит Голышкина.
По словам Майи, в создании своих работ для художника важен бессознательный поток мыслей. Девушку вдохновляют абсолютно разные вещи — от полотен художников эпохи Возрождения до бытовых вещей вроде тарелок.
— Скучно, когда тебе приносят уже что-то красивое, и ты это фотографируешь. Гораздо интереснее найти красоту там, где её никто не видит. Важно доносить свои идеи так, как видишь именно ты. Я, например, обыгрываю их через сюр, метафоры, подвожу к донельзя стереотипным ситуациям, — утверждает художница.
Вместе со слушателями Майя посмеялась над тем, что в художники не идут люди, у которых все хорошо в жизни, ведь им это даже в голову не придет. Зачастую человек с детства чувствует в себе талант и всячески развивает его. Но так ли важно художественное образование в современных реалиях? Девушка считает, что нет.
— У меня большая база из художественной школы, в которой я училась около семи-восьми лет. Но в то же время есть большая насмотренность не только художественных работ, но и фильмов, лекций, книг. Считаю для того, чтобы быть художником, не нужно учиться, главное иметь желание. Конечно, очень бы хотела получить крутое теоретическое высшее образование в Англии для раскачивания своего маятника восприятия и кругозора, Пока это упирается только в финансовые возможности.
Майя рассказала, что получила огромный творческий толчок в период пандемии. С ростом популярности таких бытовых вещей, как туалетная бумага и гречка, появилась идея на этом «хайпануть», сделать что-то забавное, что понравилось бы многим.
— Тогда из самых подручных материалов, вроде макарон и бумаги, начала собирать предметы и одежду. Также вдохновилась примерами фотографов, которые устраивали фотосессии по фейстайму. Мне захотелось сделать что-то подобное, но с определенной задумкой. Одной заниматься всей работой постепенно стало тяжело. Заметила это, когда параллельно нужно было находить время для переписок с представителями брендов, которые связывались со мной. А менеджера у меня не было и до сих пор нет, — рассказала Майя.
Бюро-студия с целой командой визажистов, сет-дизайнеров, менеджера и помощников – вот её цель, стоящая за постепенным расширением деятельности, ведь делать контент – работа не из легких. Люди заходят в соцсети, видят работы фотографов, художников или дизайнеров и думают «я смогу так же». Но порой даже за самой элементарной композицией стоит идея, которая созревала месяцами.
— В мире уже все придумали за нас. Яйцо рисовали тысячу раз, например, у Сальвадора Дали изображено яйцо, из которого выходит человек. Но с такой же эмоцией, с таким же посылом его уже никто никогда не нарисует. Конкретные идеи всегда витают в воздухе и посещают многих людей, но именно ваша интерпретация абсолютно уникальна, поэтому делайте то, чем полностью горите, — объясняет Голышкина.
Такой совет от Майи услышала девушка из зала. Вопросы участников лекции на этом не закончились. Конечно, многих волновало то, как современному художнику суметь выделиться и завоевать мировое внимание.
— Если художник хочет «выстрелить», то нельзя ни на кого равняться. С практической точки зрения это примерно о том, что вы видите потенциальных конкурентов, изучаете рынок, и постоянно спрашиваете себя: «Почему они сотрудничают с ним, а не со мной?». Это убивает изнутри, — говорит художница.
Рассказы Майи о сотрудничестве с зарубежными брендами предупредили вопросы о дальнейшем пути художницы. Она призналась, что вскоре уезжает в Лондон, где ей уже выдали визу таланта. Одна из причин эмиграции — большое отличие в мировоззрении людей разных поколений. Лекция завершилась обсуждением актуальной проблемы трудоустройства художников в России.
— Плюс нашего поколения в том, что оно любопытно, открыто для новой информации. Нюанс в том, что «старое» поколение боится брать нас на работу, оно чуждо экспериментам, новаторским идеям. Всякий раз, когда я отправляла резюме российским брендам, мне отвечали отказом. Если кто-то соглашался и меня выкладывали, то сталкивалась с огромным количеством нелестных комментариев. Я очень благодарна людям, которые поддерживают меня здесь, только их мало, — подчеркнула Майя.
После лекции состоялся мастер-класс по созданию костюма в стиле работ Майи Голышкиной. Участники мяли бумагу, склеивали ее клеем и скотчем под надзором художницы. «Снеговик», «облако в штанах» или «безе Павлова» — вот комментарии от слушателей лекции, придумавших свои ассоциации к получившемуся костюму.
Напоминаем, что последний месяц лета дарит нам еще две субботы полезных лекций под открытым небом. Встреча 20-го августа с писателем, драматургом и бывшим куратором «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным, будет приурочена к фестивалю короткометражного кино «Короче». А тематикой завершающей недели станет модная индустрия. С лекцией 27-го августа выступит стилист, основатель бренда одежды Vereja, бывший главный редактор журнала Numéro Игорь Андреев.
Текст и фото: Яна Бердюгина