Группа «СБПЧ»Микросны и психоделические приключения
- Рекомендация
- 14 авг. 2015
В преддверии выступления группы «Самое большое простое число», которое состоится 3 октября в клубе Yalta, «Твой Бро» публикует архивное интервью с основателем коллектива Кириллом Ивановым, взятое в прошлом году, в день первого концерта СБПЧ в Калининграде.
Кирилл Иванов – питерский музыкант, лидер группы «Самое большое простое число». Незаконченное медицинское образование продолжил работой на телевидение, но затем оставил «Пятый канал» и НТВ в пользу музыки и основал группу «СБПЧ». Параллельно с выпуском студийных альбомов, вместе с командой единомышленников открыл в Петербурге кафе «Общество чистых тарелок», бар Mishka и паб-ресторан «Пингвин». В 2011 году женился на телеведущей Татьяне Арно и до сих пор фигурирует в списках самых красивых мужчин нашей страны.
За восемь лет существования коллектив «Самое большое простое число» изрядно пошатало. Стартовавший с сольного спокен-ворда проект на разных этапах существования оборачивался то целым оркестром прогрессивных музыкантов, то инди-роковым, то фолковым ансамблями, то авант-поповым дуэтом. СБПЧ при этом всегда оставался коллективом на удивление репрезентативным: в любой из своих инкарнаций группа Кирилла Иванова наглядно иллюстрировала происходящее в отечественном андерграунде и всегда исключительно точно отражала настроения, царящие среди «маленьких» ранимых людей, проживающих в больших городах. Пластинка «Я думаю, для этого не придумали слово» - стала самой успешной в дискографии СБПЧ и в течение полугода собрала ворох хвалебных рецензий в прессе и даже успела получить некоторые премии – в частности, стала альбомом года, по версии «Степного волка», курируемого Артемием Троицким.
СПБЧ: Илья Барамия, Кирилл Иванов (справа)
Насколько мне известно, вы в последнее время интенсивно репетировали. Готовитесь к чему-то важному?
Да, у нас был очень большой и необычный для нас грандиозный концерт на «Стрелке», который называется «Психоделическое приключение». Специально для него мы переаранжировали все песни и собрали целый такой оркестр «Дружба» из разных классных музыкантов, с которыми всегда мечтали выступить. Это единственный концерт в своем роде, который мы никогда больше не сможем повторить, даже если очень сильно захотим, потому что еще раз всех собрать будет слишком сложно. Плюс ко всему, этому предшествует огромная подготовка, связанная с видео, светом и прочим.
Это какая-то форма продолжения «СБПЧ-Оркестра»?
Нет, скорее, наоборот: там была идея музыки спонтанной и импровизационной, в которой участвуют разные люди. Тут же мне хотелось бы добиться какого-то специфического ощущения, как бы измененного сознания, когда люди оказываются вырваны из своей жизни на два часа и перемещаются в какое-то другое пространство, измерение. Собственно, поэтому это и называется «Психоделическое приключение».
А этот концерт записывали, раз он такой уникальный?
Да, мы снимали это выступление. Ничего не знаю насчет того, в какой форме мы его выпустим. Помните, был такой раньше формат классный - лазерные диски? Как пластинки, только видео можно было записывать. Вот на такой штуке было бы здорово выпустить. Психоделический лазерный диск!
Ну хоть какие-то элементы этого шоу, они в ваши будущие выступления будут инкорпорированы, или же все останется только там?
Мы всегда выступаем с видео, и, разумеется, какие-то элементы из этого выступления будут использованы и дальше. Главное, чего нам всегда хочется, - это чтобы человек, который пришел на концерт, испытал такое чувство, будто его вырвали из реальности.
Знаете, как бывает, когда едешь в троллейбусе и вдруг задремал? У меня всю юность такое было, потому что много работаешь и учишься, потом вдруг задремал, и видишь такие микросны. Вот наш концерт - это как раз набор таких микроснов.
Помимо того, что вы музыкой занимаетесь, вы в Санкт-Петербурге активно участвуете в жизни нескольких заведений общепита. Посоветуйте какие-то уловки для того, чтобы совмещать одно с другим, потому что все мои знакомые из тех, кто занимается музыкой, сетуют на то, что она съедает все время и ни на что другое сил не остается совершенно.
Я просто с возрастом стал более организованным, начал записывать вещи, которые мне надо сделать, чтобы не забыть. Но в целом ничего, кроме внутренней воли и каждодневной работы, для этого не требуется. Мы сейчас придумываем новые песни и через некоторое время, наверное, в следующем году выпустим новый альбом. И все это лето я занимался тем, что каждое утро вставал, садился на велосипед и ехал в студию, где проводил по восемь часов.
Прямо как Ник Кейв.
Ага, мне нравится системная работа, ведь глупо просто сидеть и ждать чего-то. Наоборот, у меня сейчас такое воодушевление, хочется еще больше всего успевать. Даже как-то жалко становится, что в сутках так мало часов.
В одном из интервью вы констатировали, что музыка не вызывает у нынешних детей прежнего трепета. Что, по-вашему, требуется для того, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону?
Мне кажется, что это зависит не от нас. И еще мне все же кажется, что у детей она трепет как раз вызывает. Я обожаю играть перед детьми, мне нравится, когда они нам подпевают, потому что дети - это определенный показатель, они искренние, их не обманешь и насильно слушать не заставишь. Они чувствуют фальшь и открыто все воспринимают. А вот у подростков, конечно, все по-другому сейчас. Это связано со многим, с доступностью музыки, с тем, что она перестала быть таким определяющим элементом, важным культурным фактором. Сейчас есть компьютерные игры, есть кино, есть куча различных развлечений. И музыка - это просто лишь часть этого гигантского гипермаркета развлечений, в котором мы все живем и безостановочно катаемся на карусели удовольствий.
Еще вы говорили, что вот раньше покупка кассеты была большим событием.
Ну, это потому, что их мало было. Но это не значит, что сейчас нужно что-то ограничить, чтобы как раньше таскаться за кассетой куда-то далеко и потом плестись с ней обратно в кармашке. Просто все так, как есть. Из серии: странно ненавидеть ветер. «Терпеть не могу ветер»; «ужас вообще, не выношу гололед». Это просто природные явления, с которыми приходится иметь дело, - ровно точно так же обстоит дело и с музыкой, и с изменением отношения к ней. Зато какое количество вещей теперь доступно, которые мы никогда не могли послушать раньше! Я вот большой фанат африканской музыки, и сейчас она стала проще и доступнее, чем когда-либо. Поэтому я не из тех, кто хотел бы что-то ограничить, я за противоположное.
Вы всегда очень трепетно описываете инструменты, с которыми работаете, отмечаете все самые мелкие детали и эффекты, которые они производят. Важно ли для вас, чтобы слушатель услышал на записи то же самое, что слышите вы?
Нет, мне, наоборот, гораздо интересней, чтобы слушатель услышал что-то свое, что-то другое разглядел и почувствовал. Я хотел сказать одно, но на выходе получилось что-то совсем другое. Мне кажется, что это правильная черта любого произведения - то, что его можно прочесть по-разному и увидеть в нем разные смыслы. Конечно же, я имел в виду что-то свое, но если люди увидели в этом что-то другое, то я только рад. Хоть горшком назови, только в печку не ставь.
Продолжая тему физических форматов, расскажите о своем опыте выпуска виниловой пластинки. У вас выходил сплит с группой «Кассиопея».
Мы, кстати, до сих пор держимся – так и не выпустили эту пластинку в цифровом виде. Мне нравится, когда какие-то записи получает очень ограниченное число людей, которые очень их себе хотят. Кстати, логично, что это именно пластинка: на одной стороне мы поем три песни «Кассиопеи», а на другой «Кассиопея» поет нас. «Кассиопея» - одна из наших любимейших групп, поэтому это было какое-то простое и ясное продолжение нашей дружбы и взаимной любви.
Музыка - это просто лишь часть гигантского гипермаркета развлечений, в котором мы все живем и безостановочно катаемся на карусели удовольствий.
На виниле планируете еще что-нибудь издавать? Альбомы целиком, например.
Так много дел, а в группе нас всего двое, плюс наш директор Антон. Итого шесть рук, мы все просто не успеваем.
Ну хотя бы 200 копий той пластинки удалось продать?
По-моему, да, мне кажется, что все уже распродано давно. У меня, во всяком случае, не лежит уже ни одной нашей пластинки.
Даже себе не оставили?
У меня дома никаких своих записей нет. Я их все уже послушал, когда записывал.
Концерт группы «Самое большое простое число» пройдет 3 октября в клубе «Yalta». Билеты поступают в продажу 17 августа.
Подробности концерта 3 октября:
16+
Фото: Александр Любин