Твой ProКак работает и сколько получает реставратор

Фото недоступно

Опасаясь, что технологический бум вытеснит труд журналиста, оставив нас на улице в отчаянии и беспомощности, «Твой Бро» запускает проект про профессии, которые могут стать нашим пристанищем. Шутка. На самом деле, погружение в детали сторонних процессов различных сфер деятельности и исследование чужих рабочих пространств – занятие безумно интересное, и мы предлагаем вам к нему присоединиться. Начнём с профессии реставратора, тонкости которой нам открывает Вадим Геращенко

Как вы представляете себе реставратора? Небось, мужчину преклонных лет, с сединой в волосах и чем-то, напоминающим пейджер. Отнюдь. Мы заглянули на рабочее место реставратора Вадима Геращенко, разрушив этот старомодный стереотип о людях, занимающихся «ремонтом» дорогих нам вещей.

Фото недоступно

С чего начался твой путь в области реставрационного дела?

Собственно, благодаря моему преподавателю, когда учился на искусствоведа в Санкт-Петербурге. Она звала студентов к себе на помощь, в реставрационную мастерскую. Надо сказать, что искусствоведческая подготовка очень помогает в реставрации. Важно знать, к какому стилю принадлежит вещь, над которой ты работаешь.

Что именно ты реставрируешь?

Во время учёбы я с остальными участниками группы, помогающей нашей преподавательнице, работал с мебелью, иконами и прочей «антикварщиной». Так же мы работали с иконостасами. Сейчас я занимаюсь тем же, только в Калининграде.

Неважно, во сколько оценён тот или иной объект реставрации. Та же брошь XVIII века или рама, которая сейчас украшает чей-то семейный портрет, – это память, которую в специфику её чрезмерной хрупкости можно поломать одним неловким движением.

Для будущего реставратора мало практики в стенах одной мастерской. Вадим набирался опыта, работая в разных городах России.

Фото недоступно

Я принимал участие в реставрации одного из самых больших иконостасов в России под руководством моей учительницы. Опыт колоссальный, я бы даже сказал уникальный – подобные мероприятия проводятся с интервалом лет в сто.

Работа реставратора очень ответственная, особенно если приходится иметь дело с предметами, обладающими не только сентиментальной ценностью для заказчика, но и ценностью художественной. Осторожность нужна во всём, даже в подборе материалов. От техники, в которой работал автор той или иной вещи, зависит и техника реставрации. Нельзя доверить восстановление предмета мебели, датируемого XIX веком, машине, изобретённой уже веке XXI .

– Я работаю с позолотой – традиционным элементом церковной утвари, с разными видами дерева и лаков, например, с шеллачным лаком. Нет, он не имеет ничего общего с тем, что девушки сейчас носят у себя на ногтях. Также с масляной живописью и реже с металлом.

Среди заказчиков Вадима - и антикварные салоны, и частные коллекционеры. Перед реставрацией Вадим тщательно изучает предмет, подлежащий восстановлению, оценивает не только стоимость своей работы, но и состояние вещи. Антикварные салоны направляют вещи на предпродажную подготовку у реставратора, чтобы те предстали перед покупателем в презентабельном виде.

Фото недоступно

Проверяешь ли ты антиквариат на подлинность?

Такая задача не стоит. Можно, конечно, проследить историю вещи, установить её «родословную», но заказчики обычно делают это до обращения ко мне. Я же не реставрирую какие-то музейные или аукционные вещи. Да, я провожу оценку вещи, потому что от ценности предмета зависит цена моей работы и материалов.

Расскажи про материалы, используемые в работе.

В реставрации используются клеи животного происхождения, например, мездровый. Чтобы его получить, с животного снимают шкуру и то, что находится на внутренней стороне этой шкуры, засушивают и затем используют для склейки дерева. Несмотря на многообразие и доступность современных технологий, реставратор обязан использовать именно такие старинные материалы. Происхождение шеллака тоже неаппетитно. Это смола, экскретируемая самками жуков, паразитирующих на тропических деревьях. Эти выделения засушиваются и разбавляются реагентами. Несмотря на мерзкое происхождение, шеллак высоко ценится за свои декоративные свойства, и, кстати, он весьма дорогой.

Как происходит реставрация стола, над которым ты сейчас работаешь?

Сначала я оцениваю масштаб работ, потом аккуратно разбираю предмет – у антикварной мебели обычно расшатанные соединения. Когда я буду снова собирать этот стол, я склею элементы при помощи вот этих вот животных клеев. Потом я буду восстанавливать «утраты» - недостающие куски резьбы, фурнитуру, декор. По желанию заказчика стол я отделаю воском – это не очень практично, но красиво и экологично. В воск, кстати, можно добавлять натуральные ароматизаторы. Лаком покрывать я этот стол не буду.

Чтобы добиться «карамельного» эффекта, нужно полностью заполнить и заполировать поры дерева, придётся пройтись не одним слоем лака. Весь этот процесс занимает около месяца, а то и больше.

Фото недоступно

А можно ли сделать такую работу, но с пометкой «экспресс»?

Абсолютно всё, от отделки до полного восстановления вещи, зависит от задачи. Если эта вещь – предмет инвестиций, то для сохранения её ценности необходимо использовать старинные технологии, требующие времени. А если человек хочет использовать антиквариат ежедневно, допускается использование современных износостойких финишных покрытий.

Можешь озвучить свой заработок?

По-разному. По месяцам я не высчитываю, потому что один месяц могу выполнять только один заказ, а в следующем выполнить заказов 5 - 6. В среднем около 70 000 рублей выходит. Но не забывай, что на чек материалов для работы я смотрю с круглыми глазами.

Реставрационных мастерских в Калининграде не столь много, сколько художников, занимающихся реставрацией. В поиске места, которому доверяют дорогую вещь, можно наткнуться и на шарлатанов. Они при оценке своей работы так же оценивают и ваш внешний вид (так что лучше приезжайте на велосипеде или общественном транспорте, а вашу Audi припаркуйте подальше).

Фото недоступно

Фото и видео: Александра Колотыгина