Артём ШпилевскийБудущий артист балета должен испытывать позитивные эмоции
- эксклюзив
- 16 окт. 2023
«Балтийский Бродвей» встретился с руководителем филиала Московской государственной академии хореографии Артёмом Шпилевским и расспросил об учебных программах, подходящем возрасте для начала занятий, соотношении девочек и мальчиков в балете, а также его собственном карьерном пути
Филиал МГАХ — первый из открывшихся объектов культурного кластера на острове Октябрьский. Комплекс зданий тёмно-красного цвета с силуэтом балерины на фасаде главного корпуса привлекает внимание, однако не все знают, кого и чему здесь обучают.
В этом году академия принимала учеников уже в четвёртый раз — по программе среднего профессионального образования и двум направлениям допобразования. Общеразвивающая программа «Основа хореографического искусства» рассчитана на один год и нацелена на ребят, которые пошли в четвёртый класс. Дополнительная предпрофессиональная программа «Искусство балета» более расширенная: она длится четыре года. На неё берут детей, которые поступают в первый класс общеобразовательной школы. Дети, которые отучатся на этих программах, получат возможность поступать сюда же, в Московскую государственную академию хореографии, на программу среднего профессионального образования. А окончив академию, смогут получить профессию и работать в ведущих театрах страны.
Масштабы академии в Калининграде впечатляют: площадь одного лишь учебного корпуса составляет более восьми квадратных километров, площадь здания интерната вдвое меньше. Внутри комплекса — просторные и светлые коридоры и лестницы, огромные учебные пространства, а также оснащённый по последнему слову техники концертный зал на 250 мест, который подходит для демонстрации постановок мирового уровня. Для руководства таким учреждением необходим человек, глубоко погружённый в вопросы хореографии и управления.
У руководителя филиала Артёма Шпилевского за плечами потрясающая карьера. Окончив Академию русского балета имени А. Я. Вагановой, он вошёл в кордебалет Мариинского государственного академического театра. Затем в качестве премьера танцевал в составе труппы Всемирного балета под руководством Олега Виноградова (Сеул), долгое время был премьером Берлинского Государственного театра, а затем — ведущим солистом московского Большого театра. Кроме того, он окончил Московский государственный институт международных отношений.
Достигнув вершины в балетном искусстве, Артём Шпилевский вместе с коллективом преподавателей передаёт свой опыт новому поколению артистов балета.
Что даёт обучение по программам допобразования?
В обоих случаях мы готовим детей к возможному поступлению к нам на программу среднего профессионального образования — это происходит, когда они уже в пятом классе. На программу СПО к нам приезжают дети со всей России. Любой родитель или законный представитель может подать документы своего ребёнка при наличии у того российского паспорта. Программы допобразования ориентированы на калининградцев, поскольку требуют посещения три раза в неделю.
Какое количество бюджетных мест предусмотрено для этих программ?
На программу СПО предусмотрено 18 бюджетных мест, на четырёхлетнюю программу «Искусство балета» — 15. Если есть желающие, то мы набираем больше, просто уже на платной основе.
А много желающих? Есть ли конкуренция за бюджетные места?
Желающих довольно много, особенно на программу среднего профессионального образования — приблизительно четыре человека на место. По дополнительному образованию немного проще, потому что она предназначена для Калининградской области. И рассчитана на детей более юного возраста.
Приходится ли кому-то отказывать в поступлении?
Ребёнок развивается и предугадать, как всё сложится, очень непросто. Дети приходят разные: бывают совершенно не подготовленные, но зато, к примеру, пластичные. Задача нас и наших педагогов в том, чтобы развить их данные для возможного поступления в академию. По программе СПО мы ограничены бюджетными контрольными цифрами приёма. Система следующая: члены комиссии (в том числе и из Москвы) по различным критериям выставляют баллы каждому из поступающих. На основе этих цифр составляется рейтинг, который публикуется в открытом доступе. Согласно рейтингу формируются бюджетные места и мы рекомендуем детей к зачислению. А там уже решение поступать или не поступать остаётся на усмотрение родителей или законных представителей и самого ребёнка. Если кто-то принимает решение не поступать, мы двигаемся по рейтингу далее.
Я читал, что вы пришли в балетную школу в возрасте девяти лет. Это хороший возраст для того, чтобы начать заниматься?
Сейчас немного всё сместилось, совсем другое время. По факту большинство детей начинает заниматься в более раннем возрасте — например, гимнастикой, танцами. Дети приходят уже подготовленными. Но в МГАХ мы не консервируемся, а подстраиваемся под реалии. Мы смотрим всех и часто бывает, что у ребёнка, который ничем не занимался, оказываются очень хорошие данные.
Как у вас обстоят дела с соотношением девочек и мальчиков?
Девочек, конечно, больше, мальчиков меньше. Я думаю, что это связано с тем, что в нашем регионе никогда не было профессиональной академии. Для Калининграда и для области МГАХ — это нечто новое. А всё новое требует привыкания и времени.
Как вы считаете, меняется ли отношение к этому виду искусств со стороны мальчиков и их родителей?
Однозначно меняется. Но, как я уже сказал, на всё нужно время. Я думаю, что с открытием филиала Большого театра, когда на сцене можно будет увидеть итоговую работу, процесс пойдёт ещё быстрее. Само обучение редко кому нравится, но когда ты видишь конкретный результат — понимаешь, ради чего всё это.
Получилось ли у вас найти преподавателей для МГАХ?
На преподавателях мы делаем акцент: всегда ищем новые и талантливые кадры как в Москве, так и в Калининградской области. Некоторые из них сейчас проходят обучение в Московской государственной академии хореографии. Мы хотим, чтобы наблюдалась преемственность. Знания преподавателей не должны быть похожи на какой-то сборный винегрет. Раз мы филиал, мы — одно учреждение. Соответственно, всё должно быть единообразно.
Что включают в себя учебные программы, которые изучают дети в филиале МГАХ?
В случае с допобразованием это наши специализированные предметы: ритмика, немного классического танца, обязательно гимнастика. Дети учат различные фигуры, также есть растяжка, общая физическая подготовка. Мы ни в коем случае никого не ставим на пальцы, на пуанты — многие не готовы и это чревато травмами. Помимо этого, в четырёхгодичной программе есть ещё несколько дисциплин: введение в профессию, теория музыки. Мы приучаем детей к балету, показываем, насколько это интересно, а также демонстрируем то, насколько музыка с ним связана. Всё подаётся в увлекательной игровой форме, дети на этих предметах рисуют. На введении в профессию ребята разбирают персонажей, к примеру, в балете «Жар-птица»: кто злой, кто добрый. На уроках музыки они разбирают композиции, смотрят, где её начало и где конец, какие бывают четверти, и так далее. Мы понимаем, что у ребёнка очень легко отбить интерес к чему-то новому, когда он только начинает к этому тянуться. Мы здесь не занимаемся подготовкой детей в жёсткой армейской форме. Я не сторонник этого подхода — отбить интерес очень легко, и потом никогда не заставишь ребёнка к этому вернуться. Если интерес есть, его нужно поддерживать и развивать. Мы учим плавно, без перегруза по физике, чтобы ребёнок мог постепенно развивать интерес, чтобы он рос дальше.
Ваша цитата из одного интервью — «Балет не только развивает физические данные, но и формирует всесторонне развитую личность» — как раз об этом?
Она о том, что это тяжёлая профессия. То, что мы видим на сцене, — это лишь итог всей работы как верхушка айсберга. Для того чтобы чего-то добиться, нужно иметь настойчивость, огромное упорство, трудолюбие и целеустремлённость. Эти качества помогают в жизни в целом.
Достаточно ли трёх занятий в неделю по программам дополнительного образования, чтобы достичь какого-то приличного уровня?
Допобразование как раз для этого и создано — это подготовка к получению основного образования. Мы готовим детей к поступлению. Дополнительное образование заканчивается к четвёртому классу. Это заготовка, основа, которая закладывается для его физических и не только способностей.
Кем выпускники могут стать в будущем? Можно ли дальше развиваться в хореографии в Калининградской области или обязательно нужно ехать в столицы — в Москву, Санкт-Петербург?
Детям и их родителям мы объясняем, что не учим танцам, а даём профессиональное образование артиста балета. Это открывает возможность сразу после выпуска работать в наших первых театрах в столицах. Мы — кузница кадров Большого театра. Скоро достроят и откроют филиал Большого театра у нас в Калининграде и наши выпускники смогут работать там. Но они не ограничены каким-то отдельным театром. На выпускных экзаменах в академиях присутствуют директоры различных балетных трупп, которые отсматривают выпускников и приглашают их к себе.
Как вы оцениваете то, как балет развивается на фоне современного танца? Уместна ли в данном случае параллель между классической музыкой и, скажем, хип-хопом?
Классика всегда останется классикой. Её танцевать очень сложно: нужно находиться в рамках правил, но при этом быть лучше, чем другие. Может показаться, что это взаимоисключающие вещи, но это не так. Есть современная хореография, среди неё встречается интересная и замечательная: есть неоклассика, появляются новые веяния, новые стили, это нормально. Но классика незыблема. Часто ребята, уже будучи в профессии, танцуют современные танцы. Пересечение стилей будет всегда, ну а здесь уже кому что больше нравится в качестве зрителя или исполнителя. Я знаю, что на Западе танцуют больше современного, у нас всё же придерживаются более классического исполнения.
Следите ли вы за современным балетом? Какие из современных постановок впечатлили вас в последние годы?
Времени на это всё меньше и меньше. В основном я сижу и занимаюсь документами. На Запад я не смотрю. Раньше что-то из Бежара мне нравилось, Ролана Пети. Отдельные номера Уильяма Форсайта. Ну а в целом, если брать современные тенденции, я не сказал бы, что нахожусь сейчас в потоке. Всё-таки большая часть времени уходит на то, чтобы заниматься, помимо творческой части, ещё и документальной.
На днях в Музее изобразительных искусств открылась выставка, посвящённая МГАХ (0+). Как она вам?
Да, я был на открытии. Однозначно стоит сходить тем, кто интересуется хореографией. Выставка довольно компактная, но там есть интересные экспозиции. Например, зал Юрия Григоровича и Майи Плисецкой, различные фигурки и статуэтки, балетные костюмы. Представлены замечательные фотографии, которые показывают жизнь не только на сцене, но и вне её. Интересно смотреть и самому, и вместе с гидом в виде экскурсии, чтобы ещё больше узнать о том, что запечатлевает тот или иной экспонат.
Как считаете, поможет ли эта выставка привлечь в академию абитуриентов?
У людей, которые приходят в профессию, разные истории. Но в жизни мы постоянно что-то дополняем впечатлениями. Такие вещи, как эта выставка, нужны обязательно, потому что они помогают людям понять, к чему они тяготеют, что им близко. Выставки или фестивали нужны для того, чтобы человек заинтересовался.
А что привело в профессию вас? Вы с раннего детства знали, что свяжете свою жизнь с танцами и хореографией?
Я, как и большинство детей, пробовал разные сферы. Одной из них был танец. В обычной общеобразовательной школе у нас были уроки ритмики, которые мне нравились, потому что любил двигаться. Я считаю, что задача каждого родителя — разглядеть в своём ребёнке задатки и интересы, которые у него есть. Родитель это видит лучше, чем кто-либо другой. Когда мне было девять, мы жили в Питере и преподаватель общеобразовательной школы посоветовал пройти отбор в Академию русского балета. Так я и попал в профессию.
Можно сказать, что с преподавателем, который разглядел в вас талант, вам повезло?
Ну, это был любительский уровень. Он подчеркнул, что у ребёнка есть талант, и обратил внимание на то, что было бы здорово его развить. А дальше всё в руках родителей. Дети стремятся к разным вещам, надо смотреть, к чему ребёнок предрасположен, и это развивать. А ещё грамотно выбирать тех людей, которые будут преподавать. Вот тут уже сложнеё: можно как добиться успехов, так и напрочь отбить желание. К большому сожалению, это не редкость. Я не беру сейчас профессиональные учебные заведения, это больше касается любительского уровня. Не хочу никого очернять, но это встречается. Это всегда человеческий фактор, всё зависит от человека, который преподаёт. Можно пережать ребёнка, и эффект будет обратный.
Ваша академия предоставляла в этом году площадку для мастер-классов и камерных показов фестиваля русского современного танца «ПРОБА №». Как вам этот опыт? Планируете ли участвовать в ещё каких-либо фестивалях и подобных мероприятиях?
Это всегда интересно. Я считаю, что всё, что появляется у нас в Калининграде, всё, что к нам привозят, — всё надо смотреть. Это помогает людям понять, нравится им это или нет. Пока ты не увидишь и не попробуешь сам, ты это не поймёшь. Не у всех есть возможность куда-то выезжать: в столицу или в Санкт-Петербург. Все, кто приезжает к нам с фестивалями, концертами и мастер-классами, — это большой плюс. Если у нас есть возможности, мы всегда идём навстречу и предоставляем помощь.
Можете нарисовать какую-то картину будущего для филиала МГАХ? Собираетесь ли набрать в будущем году больше воспитанников?
В этом вопросе мы привязаны к контрольным цифрам приёма, которые даёт наш учредитель — Министерство культуры РФ. Что касается развития, планируем в конце этого года провести мастер-классы по интересному направлению, которое я бы назвал балетно-спортивным. Считаю, что этой области нужно уделять больше внимания. В спорте уже давно активно присутствует медицина. Я не о фармакологии, а больше про мышцы, связки, растяжки, восстановление. Помимо этой серии мастер-классов, планируется интересная авторская программа, рассчитанная на развитие данных детей, пока они формируются. Я считаю, что это тоже очень важно, основываясь на своём опыте, когда я ещё учился. Мы многое не знали и не очень хорошо себя понимали. Здорово, когда кто-то может подсказать, как развить то, чего не хватает. Цель мастер-классов — помочь детям доразвить те данные, которые сделают их лучше. И благодаря этому им будет легче осваивать программу.
Эти мастер-классы будут ориентированы в первую очередь на детей?
И на преподавателей тоже. Думаю, они почерпнут для себя что-то новое. Плюс мы пригласим хореографа-постановщика, который будет создавать номера для детей. Мы начали выходить на конкурсы. Пока это только Калининградская область, но уже смотрим в сторону остальной России. Моя задача — делать это аккуратно. Нужно отслеживать, чтобы уровень не был запредельным, потому что ребёнок может испугаться. Его нельзя кидать в самый котёл этих событий, ведь это может вызвать стресс и боязнь сцены. Адреналин будет всегда, это понятно. Но надо подходить к этому постепенно, чтобы, выходя на сцену, будущий артист балета испытывал позитивные эмоции.
Фото: Татьяна Мозжухина, предоставлены учебным заведением