Алексей АграновичЛюбви к каждому человеку у нас сегодня не хватает, а к народу — очень много

Любви к каждому человеку у нас сегодня не хватает, а к народу — очень много

Худрук «Гоголь-центра» и продюсер кинофестиваля «Край света. Запад»6+ о новом сериале про индустрию вебкам-порно, травле певицы Манижи и ситуации с Кириллом Серебренниковым

В начале апреля состоялась премьера сериала Happy End18+, в котором вы сыграли роль отца главной героини, решившей заниматься съёмками в вебкам-порно. Расскажите об этом опыте.

К сожалению, ещё не видел его целиком, посмотрел только одну серию. Тут всё очень просто. Этот сериал придумал и снял Женя Сангаджиев — человек, с которым я довольно давно знаком, он из нашего театра, из «Гоголь-центра». В какой-то момент пошёл учиться в школу индустрии, закончил там полноценный режиссёрский курс, и я снимался у него в студенческой работе. Отношусь к нему с большим уважением, это человек, который прошёл свой путь, начинал как артист едва ли не в массовке. Он очень талантливый, и когда предложил мне поучаствовать в съёмках, я согласился совершенно не раздумывая. Потому что там и роль небольшая, то есть ответственность невысокая (смеётся). Если серьёзно, то материал интересный, сценарий в общем довольно бодренький.

Тема, поднятая в сериале, весьма табуирована в нашей стране…

В том-то и прелесть, что у нас появилось такое количество платформ, способных участвовать в производстве более независимого контента. Всё-таки прежде сериалы делались для федеральных телевизионных каналов, у которых свои правила, ограничения и зрители. А тут совсем другая аудитория, и здорово, что стали создаваться проекты, свободно говорящие на языке искусства о жизни во всех её проявлениях. Что касается табуированности темы: буквально вчера прочитал, что после закона о запрете использования мата в соцсетях его количество увеличилось. Это естественная реакция человеческого организма на всякие запреты. На мой взгляд, количество мата можно уменьшить не запретом, а большими вложениями в культуру. Ну и вообще нужно понять, насколько этот мат вреден и опасен.

Некоторые кинокритики сравнивают этот сериал с известными шоу того же Netflix, например с «Концом грёбаного мира»18+. Как вы считаете, российские сериалы могут конкурировать с популярнейшими американскими проектами

Так уж широко конкурировать пока не получится. Но мы в начале пути, и есть яркие примеры того, что такое возможно. В некоторых случаях покупают просто франшизу и возможность сделать сериал на этом материале, но другими силами. Иногда такие фильмы попадают и на тот же Netflix. Например, российский сериал «Эпидемия»16+ там оказался или документальный фильм «Кресты»16+. Не исключаю, что в скором времени, может быть, появится даже какой-либо проект, спродюсированный этой платформой. Российский и советский кинематограф не были абсолютно конкурентными в мире. С Голливудом трудно конкурировать, но периодически мы делали довольно мощные художественные высказывания, они становились интересными и доступными всему миру. И «Оскары» у нас тоже есть. Так что, конечно, мы можем быть конкурентными. Русский человек в этом смысле мало чем отличается от людей, живущих на других территориях земного шара.

Кадр из сериала Happy End

Кадр из сериала Happy End

Режиссёр Евгений Сангаджиев в интервью «Новой газете»16+ признался, что перед выходом сериала Happy End подвергся травле в соцсетях, в том числе по его этническому происхождению. Как вы думаете, почему сегодня такое происходит? И связано ли это с темой, которую он поднял в своей работе?

Не думаю, что произошедшее связано с темой. То есть, конечно, она могла послужить для кого-то причиной дать команду. Я не очень хорошо в этом разбираюсь, но у меня есть ощущение, что когда в соцсетях идёт массовая травля, не обходится без каких-то специальных подразделений ботов, получивших распоряжение. Понимаете, можно бесконечно обсуждать художественную ценность или тему, которую человек поднимает. По уровню дискуссии можно мерить в среднем культуру нашего общества, которая в последнее время, мне кажется, нуждается в серьёзном внимании. Что касается этнических моментов, это проявление совершенно пещерного мышления. Очень жалко и страшно потому, что все люди должны быть равны. Вот у нас была история с Манижей.

И как вы её оцениваете?

Ну песни её не нравятся, понимаю. Но почему девушка, живущая в России с двух лет, в сознании людей не считается равноправным членом этого общества? Главное, если копнуть любого из нас, то кровей-то намешано… Так что я это категорически не приемлю.

Когда вы выступили в защиту Манижи в своём Инстаграме, то обратились к властям, президенту и даже представителям различных религиозных конфессий, чтобы они заметили высказывания о ней. Как вы считаете, что говорят о России эти ситуации? Это приговор всему обществу?

Никакой не приговор. Всё-таки многие из людей, пишущих комментарии в соцсетях, в жизни себе никогда бы не позволили такое сделать. Человек же немножечко придумывает себя в соцсетях, он не совсем тот, кем является в реальности. Это шлюз, через который он выливает из себя какую-то грязь, гадость на другого. Особенно если речь об известном персонаже: люди таким образом приобщаются к нему и сами становятся рядом. Россия в этом смысле страна загадочная, и в ней всё происходит сказочно. Но в результате добро торжествует.

Вы в том посте также говорите, что крупные мероприятия и героические полотна про войну не доносят до россиян смысл и суть фашизма. Как вы полагаете, в связи с масштабом происходящего не нужно ли власти для начала просто признать, что эта проблема существует?

Мне вообще кажется, что власть ничего не должна признавать. Это у нас так всё устроено, что от неё всё исходит. Власть должна создать условия для талантливых людей высказываться свободно на темы, которые их действительно волнуют. И чем больше у нас какие-то вещи табуируются, тем сильнее внутренний запрос говорить именно на эти темы. Не знаю, чего тут признавать, это же очевидно.

Ну, допустим, это нам с вами очевидно…

Вы хотите, чтобы министр культуры или президент страны вышел и сказал, что у нас есть такая проблема. Ну не знаю. Если бы сказали, то, наверное, было бы хорошо. Вероятно, они наблюдают ситуацию как-то по-другому. Мы же тоже её видим через собственную оптику. Но, мне кажется, говорить об этом нужно точно. Просто у нас сейчас, если война, то это победа, понимаете. Мы всё время хотим прийти в результате к торжеству, к празднику. А то, что это ужас, страх и нечеловеческая вообще вещь, это смерть родных и близких, друзей, детей… Героизм — не призвание, с которым человек рождается. Зачастую героизм — просто какой-то рефлекс того, кто не может поступить по-другому. И героям тоже страшно. То есть во всем этом не хватает какой-то человеческой составляющей. В советское время был замечательный Василий Макарович Шукшин, он писал о простых людях. И так, что ты понимал, — они живые. В этом был гуманизм. Любовь к людям, не к народу, к каждому конкретному человеку. Вот любви к каждому конкретному человеку у нас сегодня не хватает, а к народу — очень много.

В одном из последних интервью вы сказали, что Россия всю жизнь балансирует между тем, какое местоимение главное – «я» или «мы». «Я» — это Европа, либеральные ценности, а «мы» — это наша соборность. Как вы полагаете, сегодня есть сильный крен в какую-то определённую сторону?

Во все исторические периоды был крен в одну из этих сторон. Сейчас, конечно, есть крен в народность. Всё равно мы видим, как с огромной скоростью у нас появляются прекрасные яркие индивидуальности во всех сферах человеческой жизни. Но сама по себе система подготовки человека к жизни, как мне кажется, несовременная. Это очень хорошо видно в спорте. У нас в стране много футбольных клубов, сборная есть, и вдруг ты видишь, как эти молодые ребята, молодёжная сборная, попали в двадцатку лучших. Вот они выходят играть со сборной Франции. И там такие же молодые ребята. Но они играют в какую-то совершенно другую игру, и наши проигрывают, естественно, в одну калитку. Наша система выстроена таким образом, что в человеке с юности в этих футбольных школах гасят индивидуальность. Только команда, ты должен побеждать в 12 лет, в 14, вместо того, чтобы развивать свои уникальные качества. А европейские футбольные школы (самая из них сейчас прогрессивная — бельгийская) развивают ментальные способности, нейросистему, улучшая уникальные индивидуальные качества. В результате потом маленькая страна Бельгия или Дания выходит и на одной ноге обыгрывает огромную страну, где таких ребят могло бы быть в десятки раз больше. Сейчас весь мир развивается за счёт индивидуальностей.

Кадр из фильма «Доктор Лиза»

Кадр из фильма «Доктор Лиза»

В фильме «Доктор Лиза»16+ о Елизавете Глинке вы играете чиновника, снисходительного по отношению к главной героине. Вы ведь вместе с супругой являетесь учредителем фонда «Хрупкие люди», помогающего детям с несовершенным остеогенезом. Историю про «Доктора Лизу» воспринимали как личную?

Я, безусловно, воспринимал эту историю как личную. Это не совсем точно, что мой персонаж снисходителен по отношению к главной героине. Он на самом деле единственный человек, который, находясь во власти, помог ей по-настоящему и решил проблему. У него просто манера общения такая, он скорее немножечко её подстёбывает, чем снисходителен, он её очень уважает. Я таких чиновников знаю и видел. То, что главную роль играет Чулпан Хаматова, только усилило мое отношение к её героине. И ко всему прочему, потому что не понаслышке знаю, как это всё происходит и как сложно. Мы с моей женой благотворители весьма средние. Да, есть фонд «Хрупкие люди», который был инициирован не нами, а Еленой Мещеряковой. Он занимается проблемами несовершенного остеогенеза — так называют хрупкие кости. Это очень редкое заболевание, а на редкие заболевания государство всегда обращало мало внимания. За последние лет десять появилось несколько фондов, занимающихся ими. Например, дети-бабочки, которыми занимается в том числе Ксения Раппопорт. Мы привлекаем внимание, помогаем, но не так системно, как та же Чулпан или Костя Хабенский. А одна из главных задач системной благотворительности — изменения в законодательстве страны. Это большие и сложные задачи, поэтому я к таким людям отношусь с огромным уважением. Но у меня, наверное, нет внутренней силы, чтобы соответствовать лучшим.

Ваш персонаж в этом фильме произносит фразу: «С властью нужно дружить, приходи завтра на встречу, там будут нужные люди». Это довольно показательная фраза для сегодняшней России. Вы так не считаете?

Вы мне задаёте вопрос, ответ на который прекрасно знаете сами. И чего от меня ждёте в этой ситуации? Должен сказать, что вообще во всем мире для того, чтобы решить какую-то проблему, нужно общаться с нужными людьми. Вы можете жить в Америке, Израиле, не знаю, как обстоят дела в Нигерии, но думаю, примерно так же. Поэтому, конечно, нужно ориентироваться и знать, кто принимает решение, кто может помочь. То, что говорит мой герой, абсолютно соответствует реалиям сегодняшнего дня. В этом нет ничего удивительного.

Евгений Гришковец, который, как известно, живет в Калининграде, недавно поставил спектакль «Между делом»16+ в театре имени Пушкина. Он заявлял, что пьеса была во многом написана под вас и что с вами было «с одной стороны, сложно работать, а с другой — интересно». А вам как работалось в его постановке?

Зеркально: и сложно, и интересно. Мы друзья, а с другом вообще сложно работать. История в этой пьесе фактически документальна и продолжается по сей день. В основе — судьба девушки, находящейся в местах лишения свободы. Женя, конечно, думал обо мне, но писал про себя. Он проходит историю сам и стал прототипом этого героя. Несмотря на дружбу, мы не во всём похожи, а я не из тех артистов, которые могут просто стать другим человеком. Я скорее могу найти отголоски героя в себе, а себя в предлагаемых обстоятельствах. Мы всё отрепетировали и сделали спектакль всего за месяц. Скажу так: мой герой находится в развитии, и пока мы с ним пребываем в каких-то неустоявшихся отношениях.

Любви к каждому человеку у нас сегодня не хватает, а к народу — очень много

Прошло больше месяца, как вас назначили худруком «Гоголь-центра». Вы заявляли в качестве одной из своих задач то, что важно понять, в какую сторону теперь театр должен эволюционировать, чтобы не стать памятником самому себе. Теперь вы понимаете, что с ним должно произойти?

Ничего кроме вышесказанного добавить не могу. На эту тему вообще пока ни с кем не разговариваю. Потому что я в процессе. Когда будет что сказать, я скажу.

А как вы оцениваете то, что произошло с Кириллом Серебренниковым?

Как исторический факт это оцениваю. Произошло то, что произошло. Извините за банальность, но не терпит история сослагательного наклонения. Случилось то, что есть, мы с этим имеем дело. Кирилл Серебренников — выдающийся режиссёр мирового масштаба и мировой славы, европейской уж точно. И то, что ему не дали доработать в театре, — а он бы сам ушёл через полтора года — в этом есть некоторые странности, логики в этом прямой я не вижу. Все остальные логики как бы остаются за рамками нашего с вами разговора. Моё к нему отношение совершенно не изменилось, я очень надеюсь на то, что Кирилл будет продолжать ставить спектакли, снимать фильмы в нашей стране, в том числе и на площадке «Гоголь-центра».

У вас широкий спектр творческих интересов. От игры в театре и съёмок в кино до продюсирования фестивалей и организации церемоний. В связи с новой должностью нет желания сконцентрироваться на чём-либо одном? Не боитесь ли, что в какой-то момент перестанете всё успевать?

Нет желания. Не считаю себя профессиональным актёром, таким, чтобы заниматься только этим. И уж точно не считаю себя состоявшимся худруком. Поэтому у меня один критерий в жизни: если тебе интересно заниматься тем, что ты делаешь, значит, ты должен этим заниматься. Всё, что я сейчас делаю, мне интересно. В какой-то моей вселенной, в моей реальности это всё части одного целого, поэтому у меня нет желания ни от чего избавляться. Единственное — к сожалению, в сутках всего 24 часа, их не хватает для общения с детьми.

Почему вы решили заниматься калининградским кинофестивалем «Край света»12+?

Решение это было изначально скорее эстетическое. Мы делали фестиваль на Cахалине и в определённый момент увидели, как всё работает и что это может быть интересно. Нам казалось, что система вообще может быть перенесена на любой регион России с поправкой на реалии этого региона. Задумавшись о том, какой мог бы быть следующим, мы, естественно, посмотрели на карту и поняли, что Калининградская область. Просто красивая рифма. К тому моменту в Калининграде у меня было достаточно много друзей: тот же Женя Гришковец и другие. Я очень люблю этот город и даже могу сказать, что более-менее его знаю.

Вы назвали образ современного подростка предметом изучения этого фестиваля. А у вас есть понимание, какой сегодня современный подросток?

Нет, вот как раз хочу понять. Это же улица с двусторонним движением. Когда один человек чему-то кого-то учит, то он сам учится в этот момент. У меня нет такой картинки или образа подростка. Перед глазами есть примеры близких мне детей, про которых я мало что понимаю. Пытаюсь, смотрю, думаю. Иногда они мне кажутся излишне инфантильными. С другой стороны, они с инфантильностью прекрасно существуют в мире. Возможно, это какие-то наши взрослые системные вывихи: нам кажется, что жизнь устроена так и никак иначе, а они видят её во многом благодаря цифровой революции. У них другие представления и о продолжительности жизни, и о расстояниях, и о том, как течёт время. Сейчас всё человечество в некотором смысле подросток. Мы все — люди, оказавшиеся в новой реальности, где у нас немного навыков выживания. И в некоторых случаях у подростков их даже больше, чем у взрослых.

Вы обронили фразу, что не знаете, какие истории рассказывать своим детям. А как нам с ними сегодня нужно разговаривать?

Я за то, чтобы люди вне зависимости от возраста общались друг с другом на равных. С подростками так удаётся не всегда, и в обществе это тоже не является традицией. Но весь наш жизненный опыт, накопленный за тысячелетия, сейчас не вполне конвертируем. То, что мы с вами раньше делали неделю, теперь осуществляется за две минуты. Хорошо прошаренным подросткам на это нужно пятнадцать секунд, а мне три часа. Чем мы старше, тем меньше у нас навыков проживания в этой новой реальности, диктующей новые этики, нравственности. Что-то бесит, что-то кажется прекрасным. И ты работаешь с собой в этот момент, узнавая таким образом мир. Подросток в некотором смысле образ сегодняшнего современного мира. И человека, который его познаёт.

Фото: Татьяна Мозжухина