Сценарист Comment OutЕсли уже Урганта за любую добрую шутку просят извиниться, то о чём тут говорить

Если уже Урганта за любую добрую шутку просят извиниться, то о чём тут говорить

Один из создателей ютуб-шоу Comment Out16+ калининградец Вадим Хлебкович о том, почему россиянам нравится смотреть на унижения звёзд, из-за чего выпуск с Боярским и Антоновым так и не попал в эфир и как он писал сценарий сериала «Вампиры средней полосы»18+

Как ты вообще попал в Москву? Ты же был калининградским КВНщиком?

Да, но уже когда играл в Калининграде в КВН16+, немного работал с командами из России, плюс за время игры то тут знакомые появлялись, то там. Потом поступило предложение, когда мы уже состояли в Высшей лиге. Мне сказали: если хочешь попробовать — приезжай. Ну я взял и поехал, бросил всё, не стал ждать каких-то суперпредложений, которые никогда никому не поступят.

Ты тогда работал над производством «Шоу выходного дня»16+ на СТС16+, куда приходили звёздные гости. Расскажи про этот проект, что ты в нём делал?

«Шоу выходного дня» на СТС стало моим первым предложением. У нас была группа 8–10 авторов, которая это шоу писала от и до, начиная от заставок и заканчивая титрами. Все интерактивы, подводки ведущих, песни, видео — все 100% писали мы. К тому же мы находились на съёмках и контролировали всё, переписывали в ночь, если что-то не подходило. Импровизации ведущих были очень редкими и точечными.

И что было дальше?

Дальше работал в «Шутниках»16+ на телеканале «Че»16+. Это был купленный американский формат пранков, где четыре комика отправляют друг друга на задания. В ухо дают команду, что человек должен делать. Когда условно он уходит продавать кассиром в «Бургер Кинг», а ему говорят: общайся с покупателем как с маленьким ребёнком. Мы снимали по три часа, и там было очень много юмора, но, как оказалось, на монтаже оставалось всего четыре минуты в лучшем случае.

Николай Валуев и Вадим Хлебкович на съёмках «Шоу выходного дня»

Николай Валуев и Вадим Хлебкович на съёмках «Шоу выходного дня»

Позднее ты попал в команду сценаристов шоу Comment Out. Как оказался в одном из самых популярных проектов русского ютуба?

Именно на съёмках «Шутников» познакомился с Вовой Маркони. И так вышло, что у него уже был готов пилот Comment Out, а я уезжал работать над сериалом «Вампиры средней полосы». И Вова предложил мне поучаствовать в своём проекте.

Сколько сценаристов работает в шоу Comment Out?

Много, но как таковых сценаристов нет, там есть своя группа из «Чикен Карри»16+. Это трое плюс Гудок (Александр Гудков. — Ред). Вова не с ними в банде, он просто делает свой проект на их базе.

Какую роль в производстве шоу играет Александр Гудков? Как тебе с ним работается?

Всех тонкостей не знаю, это не при мне проходит. Ну так, извиняется постоянно. Вместе иногда в креативе участвует, может подкинуть какой-нибудь звонок, комментарий. С ним только на съёмках шоу пересекаемся, общаемся.

Что можешь о нём сказать в плане юмора, о его профессионализме?

А что сказать? Машина, харизматичная машина. Большой словарный запас, хорошо генерит, много работает. Просто иногда есть вещи, которые в тексте не смешные, потому что только из уст Саши смешно. Бывают словечки, он же мастер сказать какое-то необычное слово, какую-то фразу. И ты понимаешь, что если оно прозвучит, например, из уст Вовы, то все сразу поймут, что он не использует такие формулировки.

Александр Гудков и Вадим Хлебкович за кадром шоу Comment Out

Александр Гудков и Вадим Хлебкович за кадром шоу Comment Out

Как вы придумываете весь этот скандальный трэшовый юмор? Он же на грани и эту грань сознательно переходит?

Конечно, сознательно, но я бы не сказал, что здесь прямо юмор. Просто многие, кому особенно не нравится, говорят, что это же не смешная шутка. Но если разобрать весь материал, видно, что в шоу нет конкретных реприз, как в биатлоне в КВН и на Камеди Баттл16+. Там просто актуальные, забавные укольчики, такие ироничные стёбы, и они осознанные. То есть ты пишешь дичь, но не потому, что так считаешь или хочешь кого-то задеть. У нас шоу проверяет морально-этические рамки людей. Ты знаешь, что, к примеру, во всём мире или в России нельзя шутить, ну не знаю, про спички. Вот совсем нельзя шутить. И сам понимаешь, что если услышишь шутку про спички, то тебе станет мерзко. И поэтому тему надо поднять: она точно сработает.

То есть это такой юмор-провокация?

Наша задача — показать реакцию. Мы делаем комедию именно на ней, и поэтому в последней части стали чаще делать акцент именно на шальные наказания. Нам больше нравится, как реагируют звёзды, как они отказываются. Ты пишешь гадость, чтобы снять, как они отнесутся, когда откроют карточку и прочитают, что скажут про происходящее. И мы ещё поднимаем темы какие-то, зритель увидел и понял, допустим, про Беларусь, что если артисты дико реагируют, значит, это плохо. Наш посыл — это действительно плохо, мы так не думаем, а просто хотим с другой стороны к вопросу подойти.

А разве это не очевидные вещи? В обществе и так понимают, на какие темы лучше не шутить, зачем же их зрителю показывать.

Нет, шутят. Взять выпуск с Собчак, где мы подняли тему про #BlackLivesMatter* и предложили опубликовать пост с треком «Ай-яй-яй, убили негра» «Запрещённых барабанщиков» и чёрный квадрат. Все ведь вроде бы понимают, что так не шутят, а Собчак сказала: «Мне смешно, и я это сделаю». Мы показали, что человек по-другому на эту вещь смотрит, и она обосновала, почему видит юмор иначе. То, что её потом захейтили и лишили спонсорства, — это уже другое.

У вас на шоу звёзды пишут друг другу обидные комментарии или оказываются порой в унизительных обстоятельствах. Что это? Как ты думаешь, почему миллионам людей в нашей стране сегодня нравится на это смотреть?

Потому что у нас довольно жёлчная страна. В России любят хейт. У нас вот Манижа выступала, сколько грязи на неё выплеснулось. Весь год все просто стебут «Евровидение»16+, говорят: кому оно нужно. А как только кто-то едет от страны, все такие правдорубы, что, мол, кто-то должен другой представлять нашу великую страну. То же и с шоу «Что было дальше»18+, например, вся страна бежит смотреть, как просто обливают грязью человека с соседнего кресла. И так во всём. Футбол взять, любой матч со сборной России ненавидят. А потом, на следующий день, скажут: «Да ладно, всё равно свой, любим, ценим».

Какой выпуск или выпуски ты считаешь самым жёстким или самым любимым?

Много разных, например, Смолов и Бузова мне нравятся. Крутой выпуск с Галустяном, с Дороховым и Соболевым. Если харизматичный человек, то он в теме шоу, то есть Бузова, как бы к ней ни относились, понимает, как правильно себя вести в таком формате. Там было наказание, когда на неё Смолов морковку крошил. В здравом уме отказалась бы, но она чувствует шоу. Знает, что это потом разорвёт всё на свете и станет будущим мемом. Почему не согласиться?

Команда шоу придумывает финальное наказание

Команда шоу придумывает финальное наказание

Расскажи о том, что осталось за кадром Comment Out. Что со звёздами там ещё происходит?

Звёзды приходят к нам на расслабоне, пока не оказываются в студии. Там уже вообще все начинают переживать и сомневаться в своей смелости. Например, у выпуска Молли и Поперечного был один из самых длинных съёмочных процессов. Молли по полчаса успокаивали и уговаривали не бояться после каждого этапа. Джигурда хотел уйти со съёмки из-за самого простого наказания, хотя до этого выполнял то, что намного жёстче. Случались и разные казусы. Блогер Wylsacom выполнил все наказания и уехал домой в костюме собаки, а ноги были по колено в зелёнке. Актёру Артёму Калайджяну из сериала «Непосредственно Каха»16+ мы покрасили волосы не одноразовой краской, и он почти месяц ходил розовый и по-доброму нас ненавидел. Собчак узнала, что в наказании с коробкой попкорна был реальный причиндал актера, только когда пришла к нам в студию с интервью. Раньше она думала, что это резиновый муляж.

Были несостоявшиеся съёмки со звёздами?

Да, мы хотели сделать выпуск в стиле дискотеки 80-х: Михаил Боярский против Юрия Антонова. Получили от их представителей согласие, а Маркони уже начал отращивать волосы, чтобы сделать смешную завивку. Это бы выглядело немного в стиле «Сiao, 2020!» в «Вечернем Урганте»16+. А потом началось. Боярский думал, что это на Первый канал, и затем попросил прислать сценарий не на почту, а на проходную «Ленкома» в распечатанном виде. Ну и, конечно же, сразу сказал, что откажется от участия, если там будут приколы про шляпу. А Антонов перестал брать трубку и прислал СМС, что хочет за участие 150 тысяч рублей и личную встречу в ресторане за наш счёт, чтоб обсудить, что это вообще за шоу такое молодёжное.

У шоу случались истории, когда рекламодатели отказывались с вами работать. На вас звёзды или какие-то институты общественные обижаются? Были какие-то реальные конфликты, кто-то звонил или писал?

Да ничего такого не было. Если кто-то лично обижался, Гудок звонил, извинялся, закрывал вопросы. Кто-то просто изначально отказывался, были звёзды, которые с оскорблениями отказывались.

Гудкову не надоело извиняться?

Ну что он сделает с людьми? В один день они не станут другими. Всё это будет в любом случае. Если уже Урганта за любую добрую шутку просят извиниться, то о чём тут говорить.

Другие организации, ведомства официальные не обижаются?

Сложно сказать. Думаю, если мы будем поднимать такие темы, то они и правда обратят на нас внимание. В целом есть за что, но прошло мимо. Возможно, просто пока кто-то не поднял бучу в интернете. Так как этого не было, нас, видимо, не проверяли, не изучали.

Как ты считаешь, смеяться можно над всем?

Да, полагаю, что над всем.

То есть о религии можно шутить?

Ну, так грязно нет, полагаю. В любом случае официально на эту тему шутить нельзя, даже про что-то доброе, речь об этом.

А о тяжёлых болезнях? Например, у вас в одном из выпусков была шутка про рак у Олега Тинькова.

Про Тинькова был жёсткий юмор. Но ребята так решили, он остался и в принципе не вызвал сильного негатива. Вова [Маркони], допустим, считает, что обо всём этом можно шутить потому, что такое существует. Что теперь, человека выкинуть из инфоповода? Вот сейчас инфоповод такой, но он же не отчаивается, он же молодец. Мы же не говорим, что он плохой и что не борется.

Про войну стали бы шутить?

Нет, там шутить не о чем.

О Путине?

Вот тоже, что ты про него пошутишь? И так весь интернет кишит стандартными шутками про царство или ещё про что-то. Если только прямо жёсткий какой-то юмор, но это лишнее. Не представляю форму шутки, о которой все скажут, что до этого никто так не шутил про Путина.

После скандального выпуска с Лолитой и Юрой Музыченко, когда он отказался писать оскорбительные комменты про протесты в Белоруссии и в Хабаровске, многие обвиняли вас в заказе. Мол, почему про российскую власть не шутите. Это действительно запретная тема?

Ну, этого нет. Просто, что о ней пошутить такого, о чем не говорят люди. Но лучше давай не будем на эту тему.

Вадим Хлебкович и Юрий Музыченко после одного из наказаний

Вадим Хлебкович и Юрий Музыченко после одного из наказаний

Ты ещё пишешь сценарии для российских сериалов. Что за проекты?

Это моя основная работа. На данный момент сериал «Фитнес»16+, который писался для телеканала «Супер!» (сейчас «Суббота!»16+. — Ред) и для платформы Start16+. Был ещё сериал «Короче»16+ — это известный французский формат скетчей. Герой, например, признаётся, что у него плохой день и за две минуты рассказывает про всё, что с ним происходило. И такая комедия по-быстрому получается.

Одной из самых популярных работ можно назвать сериал «Вампиры средней полосы», который входил в топ «Кинопоиска» и получил хорошие отзывы критиков. Как тебе работалось над ним? Это же твоя крупнейшая работа в большом кино?

Да, крупнейшая. Вообще изначально я начал «Вампиров», но производство сильно затянулось из-за событий с Ефремовым (актёр должен был играть роль главного вампира, но его поменяли на Стоянова. — Ред.) и ковида. Над «Вампирами» работала группа авторов, каждый писал свою часть, — главное, чтобы в результате всё сложилось в общую историю, которую обрисовали в самом начале. Во время производства я посещал съёмочную площадку, смотрел, как это всё происходит. И даже снялся в первой серии: появился на пару секунд, стоя на фоне консьержа. Сейчас мы находимся как раз на сборах второго сезона сериала.

А если говорить про ситуацию с Ефремовым: ты, как один из тех, кто всё это создавал, считаешь, что Стоянов лучше подходит на роль главного вампира?

Стоянов определённо сильнее. Изначально под него это писалось. Ефремов всё-таки давал этому персонажу чуть больше драмы, он более серьёзный получался, а у Стоянова — легче. Думаю, сериал точно не проиграл из-за смены актёра.

Кинокритик Егор Москвитин из издания «Медуза»18+** пишет, что юмор в «Вампирах средней полосы» «сдержанный, вполне деликатный». Тебе, как сценаристу, больше нравится работать в жанре ютуб-шоу, где больше свободы или над подобными проектами с мягким юмором?

Мне нравятся сериалы и кино. Ютуб все посмотрели и забыли. Но получаю особый кайф, когда в Твиттере мониторю, кто что пишет. Когда вижу, как человек разорвался от шутки в сериале и говорит, что это будет его вечная цитата, то это одухотворяет немножечко.

Насколько наши сериалы конкурентоспособны сегодня, если сравнивать с западной продукцией тех же Netflix или HBO?

С появлением платформ российские сериалы стали довольно хорошо развиваться. Просто есть странный стереотип, что у нас всё плохо. Простой пример: каждый час выходят десятки твитов про «Вампиров средней полосы», в основном хвалебные. Но в каждом третьем-четвёртом люди говорят что-то вроде: «Я, возможно, просто с бодуна или после ковида, вы меня дико простите, возможно, попутал бес, но мне понравился наш сериал». Перед тем как похвалить русский сериал, они пишут страницы извинений. Это очень странно. Многие, сравнивая с американскими успешными продуктами вроде «Игры престолов»18+ или «Острых козырьков»18+, забывают, что до них просто доходит самое лучшее. Если открыть Netflix или HBO, то в их библиотеке можно увидеть тонны плохого контента. В Америке ежедневно выходит большое количество сериалов, и до массового зрителя доходит только топ.

Какие проекты с твоим участием нас ещё ждут?

У меня есть контракт на несколько лет, и я ещё долго буду писать сериалы. Сейчас вторые «Вампиры», потом, может, третьи. Конечно, хотелось бы чуть попозже поработать и над полным метром. А ещё на Start, возможно, летом от меня выйдет собственный, частично юмористический проект, стану его шоураннером.

Можешь ли ты сказать, что студенческий КВН может стать трамплином для построения юмористической карьеры в России?

Все индивидуально, смотря, что ты хочешь. Мне кажется, я практически всегда, ещё со школы, мечтал о кино. У меня всегда была цель оказаться где-то там, хотел стать актёром, естественно. Просто со временем это застопорилось (смеётся). Когда стал заниматься творчеством, с каждым годом уходило куда-то глубоко. Сейчас попробуй предложи мне сказать хоть слово на камеру, отвечу: «Блин, нет, давайте я лучше напишу это».

Фото: из архива героя 

* Жизни чернокожих важны;
** Включено российскими властями в перечень СМИ, выполняющих функцию иностранного агента