Мы им газ, они нам джазКак прошёл заключительный день фестиваля Kaliningrad City Jazz
- эксклюзив
- 07 авг. 2017
К финалу двенадцатого по счету Kaliningrad City Jazz окончательно стало понятно, что фестиваль не просто в очередной раз расширил свои репертуарные рамки, но превратился в самый лучший праздник, который вообще есть в городе. «Твой Бро» посетил большой финал фестиваля и рассказывает о том, как это было
Ещё задолго до открытия ворот в Летний театр Центрального парка Калининграда было понятно, что третий день фестиваля Kaliningrad City Jazz соберёт огромную аудиторию. Кого ни спроси о планах на вечер – все собираются сюда, другие варианты не рассматриваются. Грядёт большой поп-праздник, о котором можно заранее сказать, что он объединит город, и не преувеличить. Собственно, так и получилось.
Начало, правда, слегка пробуксовывает. Открывает третий день фестиваля коллектив Django Lassi из Германии – цыганский оркестрик, исполняющий доходчивую и прямолинейную кабацкую музыку. Группа играет технично и звучит предсказуемо зажигательно. В определённые моменты, когда коллектив даёт напор, даже кажется, что Django Lassi играют диковинную цыганскую разновидность духоподъёмного инди-рока – что-то из области The Decemberists, но в то же время сложно отделаться от ощущения, что внезапно случайно оказался на балканской свадьбе, на которую тебя не звали. Публика принимает цыганские ритмы тепло, но копит силы для следующих выступлений.
Исполнительница Manizha, обратившая на себя внимание при помощи оригинального аккаунта в «Инстаграме», с этого года играет по-крупному. Презентация её дебютной сольной пластинки Manuscript прошла в Ледовом дворце Санкт-Петербурга, исполнительница прокатилась по стране с гастролями, а выступлением на Kaliningrad City Jazz она завершает своё успешное в фестивальном отношении лето.
Исполнительница выходит на сцену в сопровождении группы и с ходу заряжает мощную балладу в духе Адель. У Манижи самый громкий звук из всех, кто возникал на сцене Летнего театра в течение трёх последних дней, и чувствуется, что к этой площадке она подходит подготовленной.
Её коллектив наполняет звуком не только пространство перед сценой, но и все прилежащие территории, её выступление слушают и те, кто выстроился возле ограждения в партере, и те, кто только подошел к амфитеатру, и даже те, кто стоит в очереди за коктейлями.
Бас на её выступлении – сокрушительный и пронизывающий, а это самое мощное оружие на открытой площадке.
У певицы прекрасный сильный голос, она выдаёт образцово-показательный богемный поп-соул, её группа делает классное шоу, и придраться в её сэте, в общем-то, не к чему. Из слабых мест у Манижи разве что некоторая бесхарактерность и осторожность репертуара, отсутствие по-настоящему запоминающихся песен и немного неуверенная работа с аудиторией. Исполнительница настолько смущенно просит всех присесть перед тем, как начать прыгать на одной из композиций, что посетители фестиваля её попросту не слышат.
Когда дело доходит до лирики, Манижа просит достать всех телефоны и осветить ими амфитеатр, но её указания выполняет от силы каждый десятый из находящихся на фестивале.
Всё-таки артистке, способной брать такие сложные ноты и вытягивать такие громкие выступления, стоит добавить больше властности своему присутствию на сцене. В остальном же, Manizha покоряет аудиторию Kaliningrad City Jazz и добавляет это выступление в копилку своих побед в этом году. В ближайшее время её, вполне вероятно, стоит ожидать с сольным концертом в «Янтарь холле» - эта площадка буквально создана для её буржуазного поп-соула, публику, которая на неё пойдет, она себе уже заработала.
Театр, впрочем затаился в ожидании хэдлайнера – киевлянина Ивана Дорна с живой группой и программой Jazzy Funky Dorn. Его сэт – самое обсуждаемое и интригующее выступление за все три дня фестиваля, что неудивительно – Дорн безоговорочно самый крупный поп-артист в лайн-апе. За последние пять лет напористый Иван Дорн перепахал казавшийся застывшим ландшафт русскоязычной поп-музыки, ознаменовал начало золотого века украинского попа и подготовил почву для прорыва таких исполнителей, как Monatik, «Грибы», «Время и стекло» и других. То, что Россия плотно «сидит» на украинской поп-музыке – во многом его заслуга: бесподобный грув его прорывного сингла «Стыцамэн» стал глотком свежего воздуха и положил начало разговорам о том, что «здесь могут не хуже, чем там».
Ко всему прочему, Дорн был и остается артистом, который постоянно ставит своим слушателям новые задачи. Его творческому пути не свойственна осторожность, он не находится в одном и том же образе продолжительное время, он всегда сам меняет правила, по которым играет. Jazzy Funky Dorn – одна из нескольких его новых ипостасей.
В фанковом проекте он предстает слегка карикатурной, облачённой в алый спортивный костюм, соул-машиной, неистово исполняющей богато аранжированные версии своих хитов с первых двух альбомов.
В прошлом году Jazzy Funky Dorn выступили в Москве на фестивале Bosco Fresh Fest, а затем дали сольный концерт в рассчитанном на 3000 человек Crocus City Hall, в котором был записан концертный альбом.
Дорн возникает на сцене со своим оркестром, включающим духовую и струнную секции, и стартует с «Лимонадного» - трека, написанного специально для этой программы. Артист сыплет рифмами, читает обаятельную нелепицу, пока его группа выводит басовитый жирный фанк. Сэт-лист от того, что запечатлён на вышедшем в начале 2017 года концертном альбоме, не отличается, а вот атмосфера явно другая. Слушатели ждали этого шоу, поэтому остервенело отрываться Летний театр начинает с первых же звуков. Певец сражен реакцией слушателей, он явно не ожидал, что такое большое количество человек сдастся ему с первых же нот, поэтому и группа, и сам Дорн начинают отвечать амфитеатру тем же – наваливать фанка ещё мощней и слаженней. По окончании «Лимонадного» счастливый певец произносит в микрофон: «Вот, где надо было концерт снимать!».
Иван Дорн – не выдающийся вокалист, но превосходный фронтмен. Его партии на этом шоу, несмотря на страстное исполнение, неразборчивые, они тонут за шквалом басов и будто бы путаются в плотных, изменчивых ритмах. Но в этой ипостаси он больше MC, чем вокалист, он мастер церемоний, а не певец, он отвечает, в первую очередь, за обмен энергией с публикой, а песни в джаз-фанковых обработках отходят тут на задний план, уступая место взрывному груву. Дорн скачет по сцене, как бешеный, извивается у микрофонной стойки, братается со своими музыкантами и излучает чистое счастье.
Между композициями он зачитывает с телефона стихи про Калининград, от которых три с лишним тысячи человек буквально млеют.
«Как я вам в костюме сушиста?», - спрашивает он у Летнего театра перед исполнением «Актрисы». Группа играет тугой, как пружина, диско-фанк с прямой бочкой, танцуют все. После композиции певец спонтанно запускает в зале волну просто потому что его внезапно посетила такая идея, участвуют все зрители до одного; со сценической харизмой у него полный порядок.
Местами Дорн перегибает палку с кривляниями, и становится совсем уж похож на анимационного персонажа, как во время исполнения композиции «Мишка виновен», но зрители прощают ему и это. Перед следующей песней «Ты всегда в плюсе» артист вопрошает со сцены: «Киевский пацан на сцене, где ваше терпение?». Но так тепло Калининград ещё, кажется, не принимал никого: после очередного сеанса танцев на три тысячи человек, Дорн не верит своим глазам и тихо произносит в микрофон: «Офигеть».
Далее следует монолог о том, что к своему двенадцатому разу калининградский джазовый фестиваль воспитал уникальную публику, у которой есть, чему поучиться, и это чистая правда.
Выступление Jazzy Funky Dorn – это отличное шоу, но по-настоящему особенным его делают люди, которые на него пришли, которые ясно поставили себе цель отлично провести время этим вечером, и объединились под этой вывеской. Атмосфера в Центральном парке невероятная, вспоминаются бессмертные строчки про то, что «гуляет весь район, гуляет вся школа». Ощущение, что гуляет весь город.
Завершает основной блок Jazzy Funky Dorn череда хитов: «Ненавижу», «Бигуди» и «Стыцамэн» исполняются хором. После финальной композиции Иван Дорн повторяет слова, которые сказал ранее утром в интервью «Твоему Бро» о поразившем его до глубины души концерте Стиви Уандера на джазовом фестивале в Монтрё в 2014. Тогда певец был сражен аудиторией, которая безропотно следовала за исполнителем всё его выступление, отдалась ему сполна, повторяла вслед за ним сложные ритмические рисунки и шла за мелодией.
Утром Дорн рассуждал о том, что хотел когда-нибудь выступить перед такой публикой, но всё случилось гораздо быстрее, чем он рассчитывал. Мечта неожиданно осуществилась тем же вечером.
Для Ивана Дорна этот концерт на фестивале Kaliningrad City Jazz – поворотный в карьере, на данный момент это его пик, как артиста, и это чувствуют все, кто находится этим вечером в Летнем театре.
На бис необыкновенно уместно звучит «Спортивная» - мотивационная песня со строчками про «Выбирай места, ты скоро там будешь стоять». В конце композиции Дорн объявляет со сцены: «Надо ставить себе самые высокие цели, надо уверенно к ним идти, и только тогда сможешь чего-то достичь». За ней следуют «Северное сияние», стартующая с гитарного риффа из «Black and White» Майкла Джексона и «Синими, желтыми, красными». Напоследок Дорн фристайлит про любовь к Калининграду, уже без помощи телефона, уже совсем от сердца и от души. Сегодня у отличного артиста был лучший концерт в жизни, у Kaliningrad City Jazz было лучшее мероприятие, а в Калининграде был лучший вечер в году.
Итак, главное музыкальное событие осталось позади, и мы предлагаем вспомнить его от и до – читайте про первый и второй день фестиваля Kaliningrad City Jazz.