Директор «Союзмультфильма»Смотреть мультики во взрослом возрасте — это нормально

Фото недоступно

Борис Машковцев о ремейках, конфликтах с Японией и Эдуардом Успенским и любимых картинах от Disney и Pixar

«Союзмультфильм» в последнее время активно занимается созданием продолжений известных хитов студии: «Простоквашино»6+, «Ну, погоди!»18+, «Чебурашка»6+. Почему их решили возрождать? Для кого они спустя столько десятилетий?

Ответов на этот вопрос несколько. Во-первых, есть сюжеты и персонажи, до сих пор вдохновляющие аниматоров. Во-вторых, многие зрители постоянно спрашивают: «А будет ли продолжение?» Со стороны общества такой запрос тоже существует. Есть и те, кто считает, что продолжений делать не надо, потому что не стоит экспериментировать с классикой. Однако студия сегодня живёт не только продолжениями, это лишь одна из сторон нашей работы.

Как вы считаете, почему киноиндустрия всё больше ностальгирует по этим уже ушедшим образам из советских мультфильмов?

Тут нужно понимать, что ностальгируют взрослые: у детей ещё не накопился жизненный опыт. Поэтому, возрождая эти проекты, мы делаем их с расчётом на современных детей. К примеру, такую же реинкарнацию пережили герои комиксов. Когда родилось новое поколение зрителей, для них стали снимать кино с этими персонажами. Часто это объясняют отсутствием свежих идей, хотя новых проектов и у того же «Союзмультфильма», и у других студий очень много.

А у «Союзмультфильма» нет проблем с отсутствием новых идей?

Такой проблемы нет, но дело здесь даже не в этом. Каждый раз, когда вы запускаете новое кино, есть опасность, что идея может оказаться интересной только её авторам. Когда берём знакомый зрителям материал, то понимаем, что у него больше шансов быть замеченным. Мы можем посмотреть, что делали наши предшественники, понять, где они попали в точку, а где следует что-то поменять. Все это, безусловно, снижает экономические риски студии. Но мы понимаем, что такие проекты будут смотреть под лупой и отнесутся к ним с большей критикой, чем к сделанным с нуля.

Что для вас является мерилом успеха? Вы, например, можете сказать, что опыт с возрождением «Простоквашино» оказался успешным?

Спустя более двух лет на экране можно сказать, что «Простоквашино» проект успешный. По данным Mediascope, в прошлом и в этом году он входит в топ-5 лидеров детского смотрения на ТВ. При этом, когда сериал только запускался, у нас ещё не было коллектива, и мы не были в состоянии производить анимацию на потоке. Мы не ставили задачу делать прямую кальку, поэтому сюжеты, естественно, новые, а стиль видоизменён. Нам было важно, чтобы над этим проектом поработали современные художники со своим видением. Тем не менее, мультфильм сумел объединить аудиторию разных возрастов. Мы наблюдаем по статистике — это семейный сериал, что большая редкость. «Простоквашино» лёг таким мостиком между «Союзмультфильмом» нашего детства и тем, который может быть сегодня. Для нас это стало доказательством, что студия может существовать. И если все наши коллеги работают с трёхмерной графикой, то мы делаем двухмерную рисованную анимацию, и она востребована зрителем.

Новая версия «Простоквашино»

Фото недоступно

Почему было важно, с каким видом анимации работать?

Мне хотелось, чтобы мы вышли из тени и встали неким особняком. До 2017 года можно было сказать, что студия выпала из современных реалий и не понимала, как к ним адаптироваться. Для нас было важно отвечать условиям современного рынка и предложить ему что-то отличающееся от других.

Известно, что писатель Эдуард Успенский обвинял создателей «Простоквашино» в грубой переработке своих персонажей. Конфликт с авторскими правами, разрешившийся впоследствии, повлиял на общую концепцию мультфильма?

Сам конфликт не повлиял на то, какими оказались персонажи и истории с ними. Юридические вопросы с Эдуардом Николаевичем были улажены, но с точки зрения драматургии были споры, поскольку мы делали проект с поправкой на современность.
При его создании задавали себе вопросы, почему «Простоквашино» нам тогда так сильно понравился? В 70-е это был мультфильм, который отражал свою эпоху и отвечал на многие вопросы тогдашних детей. Поэтому новые персонажи живут в современном мире, у них актуальные истории. В итоге так вышло, что один из телеканалов поехал показывать Эдуарду Успенскому первую серию ещё до её выхода. Когда он досмотрел, то взял в руки мобильный, позвонил одному из своих юристов и сказал что-то вроде: «Пусть делают».

Это важно, чтобы герои сегодняшних мультфильмов были настолько современными? Например, Дядя Федор похож на хипстера, а у Шарика есть свой Инстаграм...

Мы живем в мире, состоящем из большого количества контента, перетекающего из формы в форму. С детским кинематографом произошло то же самое. Вы видитесь с персонажем на экране, а затем заходите в соцсети и можете переписываться с ним, как это случилось с Шариком. Ведь он увлекается блогингом, а это значит, у него должен быть блог. Зрители с радостью поддерживают такую игру: у Шарика в Инстаграме приличное количество подписчиков. Мы теперь не только выстраиваем классические сюжеты, но и строим вселенные.

Японский Чебурашка в 3D

Фото недоступно

Конфликт с авторскими правами был ведь и у «Чебурашки», лицензию на этот мультфильм давно выкупила Япония. Почему после того, как там выпустили новую серию в этом году, студия сразу же заявила, что собирается вернуть права?

Там история сложнее. Действительно, в 2005 году права на мультфильмы о Чебурашке на ряд зарубежных рынков купила Япония. Сделка была заключена на крайне невыгодных для студии условиях на 10 лет, и когда этот срок закончился, «Союзмультфильм» счел её расторгнутой. Однако японская сторона посчитала договор пролонгированным. Мы до сих пор пытаемся разобраться, почему они так решили, и даже провели встречу, чтобы договориться обо всём в досудебном порядке. Но в итоге, не предупреждая нас, японцы выпустили фильм с Чебурашкой, что привело к новому витку разбирательств. Сейчас мы снова пытаемся урегулировать отношения.

Когда нам ждать выхода нового «Ну, погоди!» и чем он будет отличаться от старой версии?

Этой зимой. Наверное, «Ну, погоди!» — самый обсуждаемый проект студии. Это сложная анимация, пантомима с двумя персонажами, которые практически не говорят. Когда мы снова обратились к первоисточнику, то поняли, что успех случился, в том числе, из-за того, что это было очень модное кино: фонограммы, одежда героев, ситуации, увлечения. И мы поняли: нужно делать такую же модную картину. Но сразу для себя решили, что конкурировать с классическим «Ну, погоди!» бессмысленно. Поэтому называем этот фильм не продолжением, а новой версией, перезапуском. Это просто высказывание нашего поколения.

В новой версии мультфильма вы привлекли к озвучке многих знаменитостей. Почему, например, зайцу достался голос именно Мити Хрусталёва?

Мы не делаем это огульно, просто потому что они известные люди. Конечно, проводился кастинг. Очень важно, чтобы озвучание попадало в образ персонажа. Парадокс в том, что когда мы слышим только голос тех актёров, которых знаем и любим, магия рассеивается. И далеко не каждый из них способен играть только голосом.

Новые образы Зайца и Волка

Фото недоступно

Совсем недавно стало известно, что картины «Союзмультфильма» убрали из бесплатного просмотра на YouTube и поместили в платный онлайн-кинотеатр. Теперь дети останутся без мультфильмов?

Спешу успокоить: основные самые популярные мультфильмы студии доступны для бесплатного просмотра. Сейчас это один популярный видеосервис, в будущем их будет несколько. Дело в том, что не так давно YouTube изменил политику монетизации детского контента, сделав, с одной стороны, его просмотр безопаснее, а с другой – анимационные студии стали сильно терять доходы в сети. Поэтому мы стали искать другие способы размещения коллекции, оставив при этом возможности для бесплатного просмотра самых любимых мультфильмов.

По вашей оценке, российские мультфильмы интересны зрителю или сегодня ощущается сильное доминирование зарубежных картин?

Мы учимся у зарубежных студий и смотрим, как они проходили свой путь. Это полезно, не видим в этом ничего зазорного. Не секрет, что и в 1936 году «Союзмультфильм» основывался на конвейере, который фактически был принесён с Disney. И по ранним работам нашей студии видно, что стилистически мультфильмы очень похожи. Ещё лет 15 назад доминирование зарубежного кино для детской аудитории у нас было абсолютным. Сейчас ситуация изменилась, и в основном силами современных коммерческих студий анимации в стране. Теперь «Союзмультфильм» также вносит свой вклад. При том, что каждый из нас считает важным, чтобы дети успели посмотреть кино нашего времени.

Потому что, как считает старшее поколение, раньше мультики были добрее?

Потому что это мультфильмы нашего детства и одновременно некий язык общения между родителями и детьми. Они были про нас, и мы — взрослые — хотим рассказать, какими мы были и что нам нравилось. А добрее или нет — открытый вопрос. Точно можно сказать, что раньше по ритму монтажа и дизайну они были мягче, протяжённее. Но ведь и мы с вами жили в другом ритме. Представьте, в каком временном прессинге живут сейчас дети. На них постоянно валится информация.

Довольно часто в кинотеатрах намеренно сдвигают известные зарубежные картины, премьеры которых были объявлены заранее, чтобы поставить на их место отечественные фильмы. Подобное, например, происходило с бельгийским мультиком «Королевский корги», которого неожиданно «подвинул» российский «Гурвинек». Как вы относитесь к таким действиям Минкульта?

Давать возможности отечественным фильмам на текущем этапе развития современной российской киноиндустрии вполне естественно. Еженедельно в стране выходит столько картин, что их прокатные графики начинают конфликтовать друг с другом. Да, государство сейчас является во многом основным источником финансирования отрасли и регулирует её, однако ситуации, когда голливудское кино вчистую уйдет с экранов, совершенно точно не будет.

Вы уверены, что такой сценарий невозможен?

Он невозможен потому, что тогда рухнет экономика кинотеатров.

Фото недоступно

Мы знаем о глобальном успехе нашего мультфильма «Маша и Медведь»12+, его любят зрители во многих странах. Как вы думаете, сегодня можно создать что-либо столь же успешное?

Для меня «Маша и Медведь» — это как раз чудо. Пока проект создавался, было ощущение, что он не сможет стать успешным: здесь слишком «русский» материал, только два персонажа. Плюс довольно сложная эстетика, и в производстве он очень дорогой. Это кино без диалогов, и персонажи должны быть очень активны, что ставит сложные задачи для аниматоров. Вообще профессионалов, решающих такие задачи, в любой стране очень мало. Тем не менее, то, что мы считали минусами, оказалось плюсами — всё в итоге решает зритель. Предсказать такой триумф было невозможно. Он связан с тем, что это гэговое кино, которое ценится во всем мире. И до сих пор никто в России не может повторить этот успех.

Как отечественная анимация будет развиваться в ближайшие годы?

Определённо, какие-то изменения произойдут из-за пандемии. Это уже поменяло способ смотрения. Появятся новые игроки на рынке демонстрации контента, те же самые онлайн-платформы. При этом мы оказались в относительно счастливом положении. У нас нет работы на съёмочной площадке, как в игровом кино, где во время ограничений нельзя было появляться. Наоборот, мы довольно быстро адаптировались к этим условиям и ушли на дистанционку. Возможно, всё это приведёт к тому, что внимание зрителей к анимации вырастет.

«Союзмультфильм» привёз в Калининград декорации мультфильма «Гофманиада»12+. Может ли Музей изобразительных искусств стать постоянным домом для них?

За 60 лет существования «Союзмультфильма» это первый полнометражный кукольный фильм. Когда я увидел декорации к «Гофманиаде» в Музее изобразительных искусств, то испытал чувство абсолютного счастья. Дело в том, что до моего прихода на студию декорации к уже вышедшим мультфильмам было принято сжигать. Мне сказали, что это обычная практика – их просто негде хранить, но в этом случае рука не поднималась сотворить подобное. Мы поняли, что хотим найти некое пространство, где к этим персонажам отнеслись бы как к своим, и нашли понимание у калининградских коллег. Когда же я увидел несколько дней назад здание и саму экспозицию, понял: это полное попадание. Но давайте посмотрим, как получится. Это куклы, они же живые и сами решают, где им остаться.

Какие мультфильмы вы любите смотреть?

Не скрою: люблю смотреть диснеевские картины вроде «Зверополиса»6+. Из последних работ студии Pixar недавно видел анимационный фильм «Вперёд»0+ и был приятно удивлён. С удовольствием наблюдаю и за тем, что делают мои российские коллеги. Например, за «Фиксиками»6+, где я проработал 11 лет. Если говорить про анимацию для взрослых, то скорее поклонник South Park, в котором есть настоящая сатира. В своё время увлекался и «Футурамой»16+, и «Симпсонами»16+.

Вам не кажется, что в России сегодня не хватает подобной анимации для взрослых?

Считаю, что не хватает. Мы видим, что эта аудитория в России есть, однако подобные франшизы, к сожалению, очень сложно монетизировать. И всё же мы наблюдаем, как анимация постепенно проникает во взрослое игровое кино. Например, заставка в сериале «Домашний арест»16+ — это отдельное произведение искусства. Или анимационные вкрапления в картине «Зулейха открывает глаза»16+. Сейчас вышел эпатажный сериал «Чики»18+, где время от времени анимация появляется в сценах с героями-детьми. Думаю, сегодня в России идёт осознание того, что смотреть мультипликацию во взрослом возрасте — это нормально.

Фото: Светлана Андрюхина