«Классическая «Ария»«Когда стоишь на сцене с 40 музыкантами, это дисциплинирует»

Фото недоступно

Калининград – один из одиннадцати российских городов, в которые везут свое симфоническое шоу классики отечественного хэви-метала «Ария». Накануне концерта «Классической «Арии» в ДС «Янтарном» «Твой Бро» связался с басистом и автором композиций группы Виталием Дубининым, и расспросил его о сложностях перемещения по России такого количества исполнителей, о продолжительности саунд-чеков, а также обсудил преждевременную смерть альбомов и преимущества стриминговых сервисов

Со времен записи Deep Purple 1969 года «Concerto for Group and Orchestra» этот самый концерт для группы с оркестром стал заветной «галочкой» для каждого по-настоящему крупного коллектива, исполняющей маскулинный тяжелый рок. Свои выходы на протяжении последних сорока лет в сопровождении оркестра совершали Metallica, Scorpions, Kiss, Yes, Роджер Уотерс и Эрик Клэптон. «Ария», будучи на протяжении почти стольких же лет самой востребованной хэви-метал группой в России, просто не могла не проделать схожий трюк, и, что называется, «присоединиться к клубу».

Первое выступление «Классической «Арии» свершилось в 2001 году на фестивале «Нашествие», и произвело сильное впечатление на поклонников.

Шоу запомнилось настолько, что через 15 лет его с бешеным успехом повторили в Москве, а затем издали в виде превосходного концертного альбома-фильма. В прошлом году «Классическая «Ария» снова сыграла в обеих столицах, а в этом наконец-то отправляется в регионы. Накануне калининградского концерта, который пройдёт 23 апреля, «Твой Бро» застал басиста и основного автора музыкального материала «Арии» Виталия Дубинина в дороге, расспросил, как продвигается тур, и о многом другом.

Фото недоступно

Насколько тур «Классическая «Ария» для вас сложнее ваших обычных гастролей? Само передвижение и логистика по стране для вас сильно изменились?

Безусловно, этот тур сильно отличается от наших «обычных» гастролей. Задействовано гораздо больше народу как на сцене, так и вне её, гораздо больше аппаратуры, огромная работа была проделана при подготовке тура, логистики передвижения, организации репетиций на местах и так далее. И хотя в плане передвижения мало что изменилось – те же самолёты, поезда и автобусы, но в этот раз мы приезжали в города раньше, чтобы отрепетировать программу на месте с оркестром, потому что, как правило, оркестры были местные, и нам приходилось каждый раз начинать всё с чистого листа. Повезло только в последних трёх городах, где у нас был один и тот же оркестр, и к третьему концерту всё просто «отскакивало от зубов», если так можно сказать.

Можно ли сказать о том, что игра с симфоническим оркестром развивает вас как музыкантов?

Конечно, можно! Во-первых, мы услышали в аранжировках для оркестра такие моменты в наших песнях, о которых не догадывались раньше. Во-вторых, такие концерты очень дисциплинируют – когда стоишь на одной сцене с более чем сорока профессиональными музыкантами, то очень боишься облажаться!

Фото недоступно

Стали ли продолжительней и сложнее для вас саунд-чеки в связи с тем, что на сцене теперь 40 человек?

Да, стали. Оркестр проводил свой чек – сначала рассаживали всех на сцене, подключали каждый инструмент, потом всё это озвучивали. На это уходило часа два… Потом был наш саунд-чек – настройка барабанов, гитар… Это ещё час. И потом где-то час, а то и полтора, мы играли вместе с оркестром и отстраивали общий звук. У нас было два пульта, два звукорежиссера – один для оркестра, другой для группы. Итого на саунд-чеки с небольшими перерывами уходило часа по 4-5.

Расскажите о своем дирижере Ульфе Ваденбрандте.

Я просто в диком восторге от того, что нам посчастливилось «найти» Ульфа! Он замечательный музыкант и прекрасный человек. Здорово, что он в сущности рок-музыкант – это снимает сразу огромное количество проблем при общении и при работе с оркестром. Он барабанщик и понимает нашего Максима с полувзгляда, а мы ведь играем под нашего барабанщика, а не под дирижера. Ульф решает задачу соединения группы и оркестра просто блестяще! Если нам не удавалось отрепетировать с оркестром накануне, то он всегда делал это сам, и на общей репетиции было всегда легко и просто. Ему приходилось работать в этом туре больше чем кому-либо – он и вылетал, и выезжал заранее в города для репетиций, и в день концерта работал больше всех, начиная с саунд-чека и заканчивая последним аккордом. И стойко переносил все тяготы нашей гастрольной жизни – ранние выезды, длительные переезды на автобусах… Другой бы сказал, мол, мне это не подходит, подайте то, замените это… От него мы не услышали ничего подобного за весь тур! В общем, мы стали настоящими друзьями и партнерами по сцене, понимающими друг друга!

Фото недоступно

Судя по комментариям поклонников, люди в зале просто не могут отвести от него глаз. Не возникает ли из-за этого ощущения, что на сцене появился еще один фронтмен?

Он обладает фантастической харизмой и с первых же минут влюбляет в себя зал! И это только добавляет зрелищности концертам, чему мы все очень рады.

В 2015 году на юбилейном концерте «Арии» в Stadium Live нынешний состав группы воссоединился с Валерием Кипеловым и исполнил ряд классических композиций. Расскажите о своих впечатлениях от этого реюниона, легко ли было снова играть вместе?

Это было уже не первое наше выступление с того момента, как Валерий покинул группу, поэтому какого-то особого трепета у меня не было. Мы до этого прекрасно общались, решили, что будем играть, провели одну репетицию, и этого оказалось достаточно, чтобы все прошло отлично. Наверное, у нашего вокалиста Михаила Житнякова было сильное волнение – ведь он в первый раз оказался на одной сцене с Кипеловым и, хотя старался не подавать виду, чувствовалось, что он очень волнуется. Но все прошло просто отлично!

Фото недоступно

Существует ли возможность того, что зрители еще раз увидят «Арию» и Кипелова на одной сцене?

Будут ли такие выступления в будущем? Я со своей стороны никаких преград не вижу, а там – как оно будет…

В какой стадии находится ваш следующий альбом? С момента выхода вашей прошлой пластинки «Через все времена» прошло уже три года.

Мы работаем над новым альбомом, пишем музыку и ждём текстов – это то, что всегда нас задерживает, и этот раз не исключение. И хотя есть и уважительные причины, почему так происходит, народу это очень трудно объяснить. Несмотря ни на что, затягивать мы не будем и после окончания весенних концертов отдохнем пару недель и будем очень серьезно заниматься подготовкой к записи.

Фото недоступно

По вашему, сохранил ли в 2017 году альбом, как формат, свой статус? Бытует мнение, что современный слушатель потребляет песни по-отдельности, и даже 40 минут музыки за раз ухватить не может. Вы что по этому поводу думаете?

Именно так очень часто и поступают молодые слушатели… Но это не их вина – это веяние времени, прогресс и многое другое. Мне это не нравится, и я сторонник того, чтобы прослушивать альбом от начала и до конца. Ведь мы стараемся даже порядок песен выстраивать таким образом, чтобы слушать было интересно – чтобы не повторялись, по возможности, однотемповые песни, менялись тональности и тд. Мы даже раньше паузы между песнями разными делали, на казалось, что это придает альбому дополнительный шарм, что ли… И мы продолжаем относиться к этому так же и сегодня, несмотря на то, что многим это совершенно не нужно. Главное, что это нужно нам!

Как относитесь к стриминговым сервисам? Вы, как музыканты, считаете, что это шаг вперед для музыкальной индустрии или же напротив, симптом общей деградации музыкального бизнеса?

Я далек от музыкального бизнеса. Я просто музыкант, а не бизнесмен. Прогресс не стоит на месте, и на смену одним носителям информации приходят другие…. Для кого-то это деградация, для меня – нет, хорошо, что появляется еще одна возможность слушать музыку.

Фото недоступно

Как предпочитаете слушать музыку сами, уделяете ли большое внимание качеству воспроизведения? Вас расстраивает тот факт, что большинство ваших нынешних слушателей услышат ваше творчество в недорогих наушниках и воспроизведенное с телефона?

Повторюсь, что это современные веяния, и ничего с этим не поделаешь. Но мне кажется, что если тебе понравилась музыка, то ты будешь слушать ее в максимально хорошем качестве – пусть и в наушниках. Если ты хочешь разобраться или разбираешься в музыке, то ты все-таки постараешься, хотя бы по возможности, слушать ее в хорошем качестве. А если это просто фон – тогда и в плохом можно, пусть себе фонит.

Практически все ваши релизы выходили на виниловых пластинках, многие ремастировались и переиздавались. Для вас выпуск винила – это принципиальный момент, который позволяет вашей музыке быть услышанной в наилучшем качестве, или же дань моде и просто одна из позиций мерчендайза?

Наверное расстрою вас, но, скорее, ни то, ни другое. Чтобы донести в наилучшем качестве музыку, записанную ранее, надо ремастировать старые записи, магнитные пленки, а не делать ремастеринг с компакт-дисков. В нашем случае было именно так. Почему? Во-первых, у нас никто не спрашивал оригиналы, записанные на пленке. Наверное, подумали, что ради 1000 экземпляров, а именно такой был тираж каждой пластинки, не стоит огород городить… Во-вторых, у нас многих оригиналов нет, испорчены, утеряны… Так что с нашей стороны это было скорее просто желание увидеть наши альбомы в виде виниловых пластинок. Денег это тоже особо никаких не принесло. Короче, пустячок, а приятно!

Концерт «Классической «Арии» состоится 23 апреля в ДС «Янтарный».

Фото: Предоставлены организаторами