Кафедральный обзорГлавное об апрельских событиях в соборе на острове Канта и кое-что ещё
- эксклюзив
- 28 марта 2017
«Твой Бро» и Кафедральный собор на острове Канта представляют новый совместный проект - «Кафедральный обзор». В конце месяца мы будем представлять вам подробный дайджест происходящего в соборе в следующий месяц, детально рассказывать о самом ожидаемом и делиться интересными историями об одном из самых замечательных культурных сооружений Калининграда. Начинаем с апреля — месяца, когда весна окончательно вступает в свои права, и музыка под старинными сводами звучит особенно чувственно
16 апреля — день православной Пасхи, поэтому немудрено, что целая серия концертов в Кафедральном соборе проходит под именем «Пасхальные дни в Кафедральном соборе». Но даже на фоне других важных имен, зарубежных гостей и признанных мастеров классической музыки особенно выделяется Московский Пасхальный фестиваль 18 апреля в 19.00.
Московский Пасхальный фестиваль — это ежегодный российский фестиваль классической музыки, основанный в 2002 году по инициативе главного дирижёра Мариинского театра и, пожалуй, главного посла русской классической музыки в мире маэстро Валерия Гергиева. Главные идеи фестиваля - благотворительность, образование и просветительство, – которые реализуются в четырех фестивальных блоках: симфонической, камерной, хоровой программах и звонильной неделе. Солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра представят в Калининграде камерную программу, в которую вошли мировые оперные шедевры, русские песни и романсы.
Главное, почему стоит обратить внимание на это событие, — возможность познакомиться с новым поколением будущих звезд оперы. Тем более что их художественный руководитель - народная артистка России Лариса Абисаловна Гергиева, сестра Валерия Гергиева и одна из ведущих мировых концертмейстеров и преподавателей вокала, выпустившая на мировую оперную сцену десятки знаковых имен.
Артисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, возглавляемой Ларисой Гергиевой, объехали к 2017 году в рамках камерной программы фестиваля 43 города по всей стране – от Благовещенска и Якутска до Мурманска и Салехарда. Нельзя пропустить их выступление в Калининграде.
Также обратите внимание, что в концерте 18 апреля будет принимать участие титулярный органист Кафедрального собора Мансур Юсупов.
Но «Пасхальные дни в Кафедральном соборе» на этом не оканчиваются. Вот все важные события, проходящие в его рамках с 16 по 24 апреля:
Полное расписание мероприятий собора - в нашей афише.
Ну а в заключении нашего «Кафедрального обзора» мы всегда будем рассказывать какую-нибудь интересную историю о самом соборе, его прошлом и настоящем, артефактах и музейных ценностях. Первая в цикле — о крестильной чаше-купели XIV века.
Считается, что эта купель появилась в Кёнигсберге до 1350 года, и прежде чем попасть в собор, находилась в Альтштадтской церкви, где в то время располагалась кафедра епископа.
Купель высотой 113 см выполнена в романском стиле. Главный образ чаши - изображение святого Олава, крестителя скандинавов. Он опознаётся по атрибутам: корона, крест (держава с крестом) и секира – оружие, которым он был убит, орудие мученичества. Норвежский конунг Олав Харальдссон, мечом крестивший скандинавов, погиб в борьбе за власть в 1030 году и стал последним, кого канонизировали обе ветви христианской церкви - восточная и западная.
По левую руку от святого Олава – дерево в сопровождении двух цветков (Луны и Солнца), древнейшее символическое изображение надземного мира, которое встречается у всех индоевропейских народов – это Мировое древо. Затем следует фантастический зверь, подобных животных не всегда относят к какому-то реальному виду, просто именуя Зверь.
За ним следует изображение деревьев с крестом у основания – символ прорастания христианского учения. Далее повторён сюжет с Луной и Солнцем, но у основания дерева и в середине каждого цветка (Солнца и Луны) – крест, символ христианизации мира, преображение его после жертвы Христа. Два Зверя бегут в разные стороны, один из них извергает пламя либо издаёт мощный рык. Круг замыкается странным изображением по правую руку от святого Олава – деревом с двумя головами.
Согласно историкам, это отголосок древних легенд о рождении мира. В них говорится, что среди бескрайних водных просторов когда-то стояло высокое могучее дерево. От двух птиц, свивших на том дереве гнездо, и началась жизнь на земле. Древо стало символом мироздания, а две птицы, охраняющие его, – символом благоденствия, продолжения рода и семейного счастья.
Если вспомнить о мифических птицах Сирин и Алконост в русской народной живописи и вышивке, мы находим на чаше их отличительные признаки: Алконост носит корону, а Сирин имеет сияние над головой, что соответствует изображениям на нашей купели. И это тем более удивительно, ведь чаша относится к периоду прусского Средневековья, некоторые из изображений имеют славянское происхождение, некоторые – местное и свидетельствуют о присутствии древнерусской культурной традиции в Балтийском регионе.
Как связаны святой Олав и Кёнигсберг, как могли появиться на скандинавской купели образы славянской мифологии, а изображения так похожи на резьбу белокаменных соборов домонгольской Руси? Дело в том, что письменные исторические свидетельства и археологические факты разного рода говорят о том, что культура Готланда, находившегося на перекрёстке европейских торговых путей север-юг и запад-восток, испытывала различные влияния, исходившие не только из западноевропейских стран, но также из Руси и Византии.
Культ святого Олава с самого начала был многоплановым. Уже в правление его сына, Магнуса Доброго (1036-1047), в Олаве видели покровителя норвежских воинов, а вскоре он становится также патроном купцов, ведущих заморскую торговлю. Особенно широко его культ распространился в ганзейское время и охватил огромную территорию от Англии до Таллинна. Ну а поскольку главной отраслью хозяйства молодого поселения вокруг замка Кёнигсберг была торговля, купцы составляли большинство прихожан городской церкви (орденские братья пользовались замковой капеллой). Видимо, негоцианты Альтштадта заказали готландским мастерам крестильную чашу с образом своего покровителя и установили её в своей приходской церкви.
Теперь эта чаша возрастом в семь веков стоит у нас в Кафедральном соборе. Приходите и убедитесь сами.
И, конечно, следите за «Кафедральным обзором» и событиями в соборе в нашей афише!
Фото: Бока Су, Юлия Алексеева, Владимир Чиликин, предоставлены пресс-службой Кафедрального собора.
Текст о крестильной чаше подготовлен на базе авторской работы Ирины Кожевниковой (историк искусства, искусствовед).