Тайная вечеря с Мишей Студневым & CoКак жил и почему закрылся клуб со входом по звонку
- эксклюзив
- 19 февр. 2019
Весь прошлый год на Литовском валу просуществовал своей закрытой жизнью клуб «Подвалъ». Уже как полтора месяца на стенах заведения оседает пыль — оно навсегда закрылось. Почему это случилось, а также что происходило внутри, «Твой Бро» просит вспомнить сооснователя клуба Мишу Студнева
Далеко не каждый знал о клубе «Подвалъ», ещё меньше тех, кому довелось там отдыхать. Но это место можно по праву считать яркой отметиной на культурно-развлекательном плато города. Он почти столько же легендарен, как и вечеринки на крыше отеля «Русь». И поэтому, прежде чем память и, тем более, слухи о нём канут в лету, мы просим рассказать о «Подвале» того, кто его создавал и наполнял жизнью и весельем практически каждые выходные 2018-го. Это известный калининградский музыкант, сноб — снаружи, а по факту — любитель комфортного отдыха для себя и окружающих — Миша Студнев.
Из подвала в подвал
Проект нашего клуба появился два года назад. Вместе с моим близким другом Кристофером Гейдебрехтом (калининградским барменом) мы открыли его на базе клуба «Толстой» (был расположен на Комсомольской, где портрет писателя на всю стену, и за короткий срок два раза сменил нескольких арендаторов — прим. ред.). У предыдущих ребят в «Толстом» всё было плохо, и после того как они съехали, мы туда заселились, кое-что переделали и начали играть пластинки. Но через пару-тройку месяцев ушли оттуда, потому что здание было аварийное, а достаточным количеством средств, чтобы привести его в порядок, мы не располагали. Да и желания не было — не нашли общего языка с собственником, когда пытались решить проблему с внезапной отключкой электричества.
Спустя некоторое время я решил возобновить проект совместно с Сергеем (пусть он останется «тайным другом»), и мы начали искать помещение. В итоге остановились на Литовском валу, нам там понравилось, стали вкладывать деньги туда и делать клуб посерьёзнее. Первый «Подвалъ» на Комсомольской был раздолбайским, мы просто собирались и крутили музыку. В этом уже поработали над интерьером и другими составляющими. По площади он был как четыре «Толстых»: 111 квадратов со всеми служебными помещениями. Я занялся дизайном, Крис присоединился и взял на себя бар, а Сергей выступил в роли инвестора, поддержав идею.
Закрытая дверь и вход по звонку
Система была такова. Мы оставались больше закрытым клубом, поэтому информация распространялась по своим людям, по нашим друзьям, по тем, кто любил наше творчество. В клубе был телефон, на который можно было позвонить, чтобы попасть внутрь. Разумеется, номер распространялся сарафанным радио, и иногда приходили люди, которых мы пускать не хотели. Как правило, это были неадекватные, неопрятно одетые, агрессивные, невежливые. Несмотря на то, что дверь открывалась только по звонку, на входе всегда работал фейсконтроль. Буквально пара вопросов, и мы понимали, стоит ли впускать к нам человека — критерием отбора были быстрые и вежливые ответы. Если человек начинал возмущаться по поводу того, что ему задают вопросы, — он шёл лесом. Ведь если кто-то начинает грубить ещё на входе, то неизвестно, как он будет себя вести, когда выпьет.
«Место с самым лучшим звуком»
Если описать тезисно, то «Подвалъ» — место с душевным дизайном и очень качественным звуком. Люди утверждали, что в городе у нас был самый лучший звук, а это всё потому, что мы очень любим музыку. Возможности не позволяли нам приобрести дорогой аппарат, громкость была не такой большой, зато всё было идеально отстроенно, а музыканты играли пластинки и качественные фонограммы. В «Подвале» мы обустроили 2 бара, 2 танцпола, но так как людей на вечеринки, помимо привозов, ходило немного, мы использовали зонирование.
Я люблю, когда людей в клубе много настолько, что ходить между ними становится тяжеловато. Как на типичной европейской движухе, когда пробираешься между людьми, и в какой-то момент, по мере продвижения в сторону диджея, толпа тебя подхватывает танцевать вместе с ней. Для такой атмосферы нам хватало порядка 150 человек. А если судить калининградскими мерками, то гостей 50-60 могли бы наполнить клуб для того, чтобы свободно перемещаться и махать вокруг себя руками во время танцев (как у нас люди это любят). Как выяснилось позже, немногие разделяли мой взгляд на тусовки, — большинству не нравилось, что на площадке тесно.
Душевность vs коммерция
Нам хотелось сделать такое место, где можно было бы отдохнуть, где тебя никто не будет разглядывать, тыкать пальцем, обсуждать, на какой тачке ты приехал. Где играет хорошая музыка, и отдыхают люди, которые её любят. Я не знаю в этом городе таких мест, где хотелось бы отдохнуть. На мой взгляд, клуб держится на качественном звуке и свете, а также хорошем баре. В Калининграде нет ни одного крутого инженера по свету. Я очень много раз пытался организовать классные световые эффекты за деньги, но каждый раз наступал на одни и те же грабли: человек в полусне без энтузиазма жал на кнопку. Поэтому свет в 90% случаев в нашем городе работает автоматически. Я никогда не был в клубе Platinum, возможно, там иначе, потому что когда-то в «Заре» работал Олег, который профессионально обращался со светом.
Мне не нравится атмосфера на многих мероприятиях и во многих клубах. Я не приемлю таких условий, когда для того, чтобы отдохнуть, я должен надеть наглаженные брюки и модные туфли. Наш клуб, наоборот, был заточен на простоту. Понятное дело, мы бы не пустили человека с спортивном костюме с лысой головой, который агрессивно настроен и пришёл заняться к нам боксом, но у нас не было какого-то предвзятого мнения насчёт внешнего вида или определённого дресс-кода. Я и мои друзья, которые отдыхают в Европе или в той же самой Москве, прекрасно понимают, что человек должен выглядеть опрятно, — это достаточное условие, если касаться внешности.
«Подвалъ» был больше душевным проектом на дружеской основе, и, как выяснилось позже, когда мы всё подсчитали, некоммерческим. С точки зрения бизнеса он получился провальный, с точки зрения душевного равновесия — хороший клуб, которого так долго ждали. Все артисты и гости, которые к нам приезжали из Москвы и Европы, были в восторге. Первый наш привоз — мои австрийские друзья Foehn & Jerome. Меня нередко спрашивают, почему мы их так часто привозим. Сразу отвечу, чтобы потом не задавали мне больше этого вопроса: Foehn & Jerome — одни из тех немногих, на мой взгляд, кто выкладывается на полную катушку, а я очень много артистов повидал за всю жизнь. Музыка меняется, а эти ребята всегда играют в духе времени и остаются моими любимыми музыкантами. Как я с ними познакомился? Совершенно случайно. Мы с супругой отдыхали в культовом берлинском Club Der Visionaere и завели там знакомство с неким Олегом, который живёт в Германии. Он оказался владельцем R-studio – интернет-радио с видеопроекцией. Я заинтересовался радио, по возвращении домой включил его и стал пританцовывать: музыка оказалась очень интересной. Увидел, кто исполняет трек – Foehn & Jerome – и сказал: «Да, я хочу позвать их к себе на День рождения!» Так и вышло. Я всегда считал, что мы должны привозить таких артистов, которые покажут то, чего мы сами до этого не показывали. Также из приезжих гостей у нас выступали: Gian Luca, Matthaus, Patrick Poitz, Frieder Klaris, Thomas Grün. И, конечно, за пультом стояли артисты лейбла Hidden Playground, которому в этом году исполняется 10 лет. Например, D. Andry, Schneider, R 2, Studnev и Joseph.
Причины закрытия
В последний свой месяц, декабрь, «Подвалъ» провёл 2 вечеринки. Мы с моим другом очень долго думали на тему того, что нам делать. Нашей бедой, во-первых, было географическое положение — некоторые до нас просто не доезжали, ведь для этого нужно брать такси, а потом ещё обратно тоже на такси. Сейчас не такие времена, когда люди могут позволить себе пройтись за одну ночь сразу по нескольким клубам, как в Европе, где, к примеру, всё работающее население по пятницам и субботам сперва обходит 3-4 бара, а потом отправляется тусоваться в клуб. У наших людей просто нет такого количества денег. Вторая проблема клубной индустрии — демографический кризис. Те, кто вырос вместе с нами на хорошей музыке, уже обзавелись семьями с детьми, им не до тусовок. В самом Калининграде сложно разделить между условными 350 заведениями 1000 человек, готовых отдыхать по выходным, так что клуб — не очень выгодная история. В любом случае мы могли что-то придумать, чтобы притянуть к себе больше аудитории. Но чтобы реанимировать клуб, пришлось бы сделать что-то с форматом. Мы менять формат не хотели, потому что нам нравилось то, что мы делали: и музыка, которую играли, и закрытость. Но, как говорил герой Джима Керри в фильме «Маска»: «Нас не пустят на банкет, коль в кармане бабок нет».
Что будет дальше? Мы на протяжении 10 лет делали какие-то мероприятия на разных площадках, собираясь раз в месяц и наслаждаясь жизнью. Останемся работать в этом формате, подключать артистов, выпускать пластинки, объединять друзей и отрываться. В этом году у нас юбилей, и мы собираемся организовать столько же вечеринок с европейскими друзьями, сколько лет нашему коммьюнити Hidden Playground. Например, уже 16 марта в отеле Русь по нашему приглашению будет выступать хороший артист из Берлина, чьё имя мы пока держим в секрете. Приглашаю и всем буду рад!
Рекомендации от Миши Студнева по местам в ближайших городах Европы, где играют классные пластинки и хаус-музыку:
Берлин: Club der Visionaere, Panorama bar
Вроцлав: Pralnia
Сопот: Sphinx (не уверен, что сейчас там так же круто, как раньше, был давно)
Вена: Grelle Forelle, Pratersauna, Sass