Андрей Левченко«Клуб живёт только сегодняшним днём… и немножко будущим» (Часть 2)
- эксклюзив
- 04 дек. 2017
15 и 16 декабря старейший ночной клуб в стране – «Вагонка» – отмечает своё сорокалетие. «Твой Бро» поговорил с её директором Андреем Левченко о разных эпохах жизни легендарной дискотеки и отношениях с публикой, какой бы она ни была в разные периоды – неформалами, бандитами или хипстерами. Приступайте ко второй части нашего большого интервью!
Кризис 98-го как-то повлиял на «Вагонку»?
Он совпал с открытием «Универсала». 1998-й – это как раз массовая история клубов. Мы на «Вагонке» не зарабатывали много, мы зарабатывали достаточно, чтобы жить, бухать, веселиться. До 98-го года мы были на коне, но даже при этом всё равно продолжали ездить в Польшу и продавать балалайки и напильники. Моя любимая тема была – продавать аккордеоны, они очень хорошо шли там, две цены давали. Потом машины стали гонять, крутиться, на этом в основном деньги зарабатывали. После выходных на «Вагонке» в понедельник мы уезжали в Берлин, покупали там машины, возвращались в четверг или пятницу и работали на «Вагонке» диджеями. Такая жизнь тогда была.
А одновременно с кризисом 98-го года начали открываться клубы, открылся большой зал, пошли концерты, с нами работать стал Вадим Александров. Город вообще начал развиваться с точки зрения развлечений, появлялось всё больше и больше заведений, клубов... В начале 2000-х годов мы были первыми, кто стал делать крупные концерты калининградских коллективов. И это были коммерчески успешные концерты, потому что у людей была в них потребность. На «Вагонке» ведь до этого не было их. И, начав делать концерты калининградских групп, мы заполучили их публику. Это была тусовка, которую мы хотели, – мне искренне нравились люди, которые приходили на эти концерты. Музыка была иногда спорной, но я знал людей, которые это организовывали и играли эту музыку.
Главным для нас было – чтобы вернулись люди в клуб, и они вернулись.
Я помню в нулевых ваше интервью, где вы рассказывали о своей любви к кабриолетам. Вас даже как-то в то время использовал местный дилер «Ауди» в рекламе автомобилей, где вы представляли собой этакий образец успешного калининградца. В чём вы вообще мерили успех тогда?
Видно, не так много у нас было известных людей в то время. Помню, «Королевские ворота» написали тогда статью «Тусовщики, без которых не обойтись» или что-то такое, и я там был в первой пятёрке. Такой город был, что поделать, а мы даже не понимали этого – просто веселились и любили жизнь. Я с начала 90-х мечтал о кабриолете. За всю свою жизнь ни разу не тонировал окна, я терпеть не могу и не понимаю такой паранойи у людей. А кабриолет - этому полная противоположность. При этом я всегда улыбался, когда люди по городу ездят с открытым верхом – в городе ведь грязно, я открываю верх только на природе. До сих пор люблю кабриолеты. Хотя в последнее время я вообще почти перестал ездить на машине – езжу на велосипеде.
Из чего я делаю вывод, что у вас изменились ценности?
Ну это же логично – человек живёт, прогрессирует. Первое, что хочет купить большинство мужиков, – машину. Конечно, в 90-е, когда все занимались машинами, и город жил ими, мне тоже хотелось машину, которая выделяет тебя из потока. А потом ты понимаешь, что ты уже не можешь выделиться и даже не хочется. Это стало дорого. И со временем стали отчетливее другие ценности: родные, близкие, дом-семья и так далее.
Ценности «Вагонки» так же менялись?
Менялись. Мы много говорим с тобой об истории «Вагонки», но я, если честно, хотел бы говорить о другом, потому что моя формула неизменна – клуб живёт только сегодняшним днём и немножко будущим. Чуть-чуть. Клуб никогда не живёт прошлым. Если у тебя сегодня полный зал, полный танцпол, только тогда ты король.
А вы ведь в своё время стояли у истоков других клубов – «Жары», например. Почему они не стали вашими проектами?
Конечно, мне хотелось открывать новые клубы, я чувствовал в себе потенциал, мне хотелось больше движения, и я его испытал. Но за этими новыми эмоциями и говна пришло больше. Плюс, одно дело, когда ты всю жизнь на «Вагонке» с друзьями управляешь всеми процессами, а здесь вступили в силу законы бизнеса, где работают совсем другие отношения с людьми. Это была жёсткая школа, на которой я обжёгся.
В 2010-м Православной церкви передали в собственность множество кирх и замков, в том числе «Вагонку». Вам сразу стало в той ситуации очевидно, что сопротивление бесполезно?
Конечно. Я знал о том, что в Думе готовится этот закон, за полтора года до принятия решения. И я был единственным, кто не возбухал по этому поводу. Я всё чётко понимал – к «Вагонке» общественное мнение не расположено. Мы все в глазах народа - подонки, воры, наркоманы, у нас бен Ладен в подвале живёт. Филармонии и детские театры – это святое, к ним люди куда лояльнее. Но при этом я знал, что в законе будет прописано – всё остаётся в прежнем режиме на 49 лет. У всех, кроме меня, – у «Вагонки» прописали другую цифру. Но я и здесь молчал, потому что, если бы меня расстреляли, а «Вагонку» взорвали, большинство сказали бы: «Так ему и надо!»
Почему вы так думаете? «Вагонка» - культовое в своём роде место, её аудитория довольно пассионарная, и она любит вас.
Да что такое любовь? Сегодня любит, завтра не любит. Я прекрасно понимал тогда, что если что-то надо государству сделать, то это сделают. Я рад предоставленной возможности остаться на позволенное время в помещении. Но в тот момент я начал понимать, что близок конец.
Сейчас я выпал из этой истории, я уже не получаю удовольствие от клубов, это чужая страсть.
Например, ребятам из «Ялты», возможно, ещё нравится это – ну и клёво, они другие, не похожие на меня, все в татухах, рэп слушают, ну и молодцы. Это другое поколение, мне в нём нечего делать.
В этом году 40-й день рождения «Вагонки», про который заранее объявлено, что он последний. И вы хотите сказать, что он последний не по экономическим показателям, а потому что вам просто это всё надоело?
Мы не хороним пространство. Просто я говорю: 41-го дня рождения «Вагонки» не будет. Это надоело и никому не интересно. Это последний день рождения, который отмечается. Но послушай, тут нет сюрпризов. Мы как клуб свою деятельность закончили уже давно. Я бы сравнил это с футболистом, который не играет на высоком уровне. Как Андреа Пирло, который давно уже не играет в Европе, но недавно провёл свой прощальный матч. Так и мы перестали существовать как клуб несколько лет назад. Последней, окончательной и бесповоротной точкой в этом стала смерть Сергея Смирнова. Мы обсуждали это с ним, я говорил ему: «После твоего ухода, Серёга, мы эту историю закончим». Концерт в поддержку Серёги был знаковым для нас. Я бы сказал, что именно тогда для нас эта история и закончилась. Мы больше не клуб, а концертная площадка. Клуб – это место, куда ходят люди, которых ты знаешь, где одни и те же лица. Так и было на концертах раньше. А сейчас я иногда спрашиваю перед концертом со сцены: «Кто здесь в первый раз?» И половина зала с поднятыми руками. Всё.
Всегда, кстати, было интересно – зачем вы выходите перед концертами? Что это для вас, с тщеславием что-то связанное, просто традиция?
Сейчас уже я выхожу не всегда. Перед «Аквариумом» не выходил, к примеру. Не все артисты разрешают выходить, и не на всех концертах хочется. Я делаю это для себя. Когда я чувствую атмосферу, словно я дома, что в зале люди все свои, мне хочется их поприветствовать. Люди в клубе должны знать не только друг друга, но и тех, кто развлекает их, кто делает этот клуб. В Москве все ведь знали Синишу Лазаревича, Алексея Горобия и других чуваков, создававших клубы. Хорошие клубы – это в первую очередь личности. Конечно, жизнь показывает, что сейчас можно делать обезличенные клубы. Но именно лица создают близость. И дело тут вовсе не в тщеславии. Я живу и общаюсь с людьми, которые всегда смогут опустить меня на землю.
Ну так чего ждать от последнего дня рождения «Вагонки», что будет, сколько предназначенных на экспорт аккордеонов порвём?
Да ты знаешь, я уже не хочу ничего рвать. Не переживаю на этот счёт. По-настоящему тяжёлое время, когда я переживал, было на рубеже 90-х и нулевых – когда люди уходили с «Вагонки» в «Универсал» или «Шарм». А ты сидел в пустом зале: ещё молодой, амбициозный, чувствовал, что твои друзья бросили и ушли к другим веселиться, а ты же ведь так рад всех видеть! Вот это было тяжело… А сейчас друзья уже ушли в никуда, не в клубы. Все сидят по домам, так сказать.
Конечно, мы отметим круглую дату, это надо сделать как минимум для себя, повеселимся в красном баре и везде.
Дарить что-то на круглую дату надо?
Да ничего не надо. Купите билет – вот лучший подарок. Мы попытаемся сделать два разных вечера для немного разной публики, скоро опубликуем программу. Но всё будет без горькой ностальгии, мир продолжает жить.
Где вы видите «Вагонку» ещё через 10 лет?
В РПЦ.
А себя?
Где-нибудь на пенсии. На Ибице (смеется). Но вряд ли. Я всю жизнь отдал клубам, и не могу загадывать так далеко. Я живу только ближайшим временем, что дальше будет, не знаю. В конце концов, я - не Флавио Бриаторе со своим Billionaire, да и мы не в Марбелье (Флавио Бриаторе - известный итальянский бизнесмен, 67 лет, открыл пять лет назад клуб Billionaire в Марбелье. – Прим. ред.). Если ещё какой-то клуб открою, то только теннисный.
Когда готовилось интервью, Андрей Левченко попросил передать слова огромной благодарности и признания в любви всем людям, которые связывают истории своей жизни с историей «Вагонки»: «Друзья, вы – лучшие. Спасибо вам за подаренные годы. Помним и всех, кого уже с нами нет. Я желаю всем здоровья и счастья! Мы обязательно еще встретимся и будем рады друг другу! До встречи!»
Для полноты картины читайте первую часть нашего интервью.
Фото: Артём Килькин