Найти издателяВ Светлогорске прошёл Playport Fest 2024

В Светлогорске прошёл Playport Fest 2024

17-18 августа в Светлогорске состоялся четвёртый международный фестиваль игровой индустрии Playport Fest. Рассказываем, каким мы увидели российский геймдев

Playport Fest сегодня — без преувеличения крупнейший геймдев-фестиваль в России. Три года назад отменился, а затем ушёл насовсем «Игромир». Почти одновременно с этим калининградская «Креспектива» начала развивать свой ежегодный проект. В 2024-м фестиваль переехал из тесной «Вагонки» в Светлогорск, а количество посетителей по сравнению с предыдущими годами увеличилось почти вдвое. До своего предшественника в этом плане фестивалю далеко, но никто и не соревнуется. Мероприятие явно с деловым уклоном — в этом не дадут сомневаться низкополигональные пятитысячные купюры на всех промо-материалах — и как будто для галочки разбавлено развлекательными элементами: конкурсами настолок, косплея и турниром по Dota 2.

Первый день

На входе дают энергетик — круто! Далее павильон VK Play, где можно поиграть в стандартный набор игр для PlayStation — коллекция EA Sports и Mortal Kombat — и… в нашумевших в прошлом году «Русов против ящеров»! С энергетиком и «пээской» время между выступлениями можно убить легко и весело. К счастью, очередь к консоли — слишком большая, а перерывы между выступлениями — слишком короткие. Поэтому не задерживаемся. В коридоре неловкие гики, которых до начала питчинга не встретить в залах для выступлений, презентуют демонстрационные фрагменты будущих проектов. Сейчас это разной степени проработанности куски грядущего продукта, потом… Потом — очень туманно. Неформальная встреча с издателями накануне для кого-то превратилась в своеобразный пре-питчинг. Признаются, что в основном не успешно, да и не впервой.

В Светлогорске прошёл Playport Fest 2024

Первое выступление в главном зале — паблик-ток на тему «Ключи к успеху: реальность и перспективы игровой индустрии в России». Спикеры — уже не простые геймдизайнеры и программисты, а состоявшиеся предприниматели, много лет работающие если не игровой среде, то точно в сфере больших денег. Глава VK Play Александр Михеев тут же раскрывает аудитории зевак, незнакомых с геймдевом изнутри, что это такое:

Геймдев — это бизнес. Если вы идете сюда ради творчества, можете что-то рисовать в углу. Может, когда-нибудь выстрелит.

Это «может» остается большой надеждой для разработчиков инди-проектов в коридоре. Для них эти слова — не откровение, слышали много раз, да и узнали на практике, в чём сознаются на завтрашнем питчинге. Разработка игр вообще часто упирается в деньги, а их в российском геймдеве сейчас не очень много. Между спикерами тут грустный консенсус:

— Надо работать, готовясь, что завтра будет хуже.

— Ниже нуля.

— Ну, да.

— Лозунг российского геймдева.

В комьюнити-зале замечательное выступление креативного директора Targem Games Алексея Честных. Рассказывает о том, как его студия перешла от разработок инди-проектов к системе Game as service, когда игра требует постоянной поддержки и за счёт этого на большой дистанции приносит большие деньги. Жалуется, что студия не может из-за этого перебросить силы на более интересные проекты — ведь сразу лишится финансовой иглы.

Второй день

Снова на входе берем энергетик. Сегодня можно поглазеть на косплееров в странных костюмах. Если они из коридора случайно попадают на очередной паблик-ток, то долго там не задерживаются, поэтому между рядами постоянно то в одну, то в другую сторону проходят герои Genshin Impact. Тонкости финансовой или медийной стороны вопроса, противные потребителю, да и любой юной душе, конечно, оказываются слишком скучными.

В Светлогорске прошёл Playport Fest 2024 Фото №2

Интереснее то, что по старой традиции назвали питчингом — должно быть, памятуя, как на прошлых фестивалях показывали совсем уж голые концепты в виде артов от нейросетей. В этот раз проекты не то что бы уже готовые, но в той точке процесса разработки, в которой они становятся играбельными — по крайней мере, минут на двадцать. Продуманы не только идеи, но и визуал, не ограничивающийся концепт-артами, готов сам скелет игры, а иногда и неплохие, иногда уже подходящие для релиза трейлеры. Презентация каждого проекта удивляет не только качеством, но и вложенными в неё усилиями: лапшичной диетой на протяжении нескольких месяцев, если не лет, работой на износ в невероятно короткие сроки для столь небольших команд (почти во всех работают меньше десяти человек).

Выяснить, нашли ли разработчики на фесте инвесторов, автору текста не удалось, но для него питчинг по крайней мере послужил важным уроком — никогда больше он не будет пиратить игры.

В Светлогорске прошёл Playport Fest 2024 Фото №3

Закрывается фестиваль конкурсом косплея. Кроме героев китайских ММО тут есть и более известные и различимые персонажи. Иногда совсем в неузнаваемом виде: чего стоит женская версия Доктора Ливси в огромных доспехах, стилизованных под Warhammer 40000! Ведёт его уже, наверное, старомодный Линк из The Legend of Zelda. Так по-гиковски закончилось всё-таки совсем не гиковское мероприятие.


Текст: Ярослав Аверин
Фото: предоставлены организаторами