Сливки с бета-каротиномЯрослав Тимофеев о том, как слушать оперу

Ярослав Тимофеев о том, как слушать оперу

Близится крупнейший «классический» опен-эйр 6+ на острове Канта. Один из дней посвящен опере — жанру, с которым город знаком слишком мало. Калининград впервые услышит Хиблу Герзмава (сопрано)

На фестивале впервые появится проводник — ведущий «Территории мира — Территории музыки» 6+, известный музыковед, музыкант и критик Ярослав Тимофеев.
Долгое время Ярослав выступал экспертом театральной премии «Золотая маска», отсматривая порядка двухсот постановок в сезон. С ним у вас и шанса не будет потеряться.

Ярослав, опера для вас — один из любимых жанров?

Это одно из главных достижений человечества, чудо света, жанр, в котором сходится лучшее, что придумано во всех основных видах искусства.

Что делает оперу отдельным миром? Почему она так действует?

Опера — пространство измененного сознания, зазеркалье, «дурдом». Нужно заранее это принять и не ждать от нее реализма. Всё в опере — обман: декорации выглядят неправдоподобно; люди, вместо того чтобы разговаривать, поют, да еще и «круглым ртом», в академической манере; логика сюжета — на уровне сценария шестого сезона выдохшегося сериала. Все — обман, кроме одного: музыки. Музыка абстрактна, ей нет никакого смысла нас обманывать, и все остальные обманы нужны только для того, чтобы музыка в нас проникла. Так называемую чистую, бессюжетную музыку бывает трудно понять и воспринять. Опера «заземляет» музыку в пространство человеческих смыслов и сюжетов и за счет этого дарит нам опыт, который нигде и никак больше не пережить. Это как сливки с бета-каротином: говорят, что морковный фреш бесполезно пить без сливок, потому что так бета-каротин не усваивается. В опере музыка — это витамин, а все остальное — сливки, которые позволяют его усвоить.

Чем компенсирует отсутствие декораций опера в концертном исполнении?

Конечно, качеством звучания. В театре музыка всегда страдает: декорации гремят; артисты топают по сцене. Много отвлекающего. Концертное исполнение позволяет отрешиться от визуальных (тоже, конечно, важных) средств выразительности и сконцентрироваться на главном.

Какие героини в исполнении Хиблы Герзмава — ваши любимые?

Мне нравится, как Хибла поет заглавную партию в опере «Норма» Беллини. Норма — жрица, она отрешена от мира, и в этой партии важно, чтобы солистка пела не только божественно красиво, но и с ощущением психологической зрелости. Хибла, как мне кажется, сейчас владеет обоими компонентами. Еще мне очень нравится романс Рахманинова «У моего окна» в исполнении Хиблы и пианистки Екатерины Ганелиной.

Как оперная певица становится дивой? Почему голос, мастерство Хиблы Герзмава так востребованы в мире?

Думаю, главное отличие так называемой дивы от просто замечательной оперной певицы, — это харизма. Дело в том, что, когда мы слышим голос, в его тембре мы слышим всего человека. Невозможно подменить голос так, чтобы он не соответствовал твоему существу.

Можно ли получить удовольствие от отдельных партий, если никогда не слушал источник целиком?

Конечно. Поскольку в опере нет ничего важнее музыки, можно вообще не знать сюжета, языка и тем не менее получать огромное удовольствие. И потом, во все времена композиторы писали арии в надежде, что они уйдут в народ, заживут отдельной жизнью, — то есть писали потенциальные хиты. Собственно, такие концерты, как наш предстоящий, и есть плейлисты из арий, которые отделились от своей «мамы»-оперы и пошли гулять по свету.

Где вы посмотрели свою первую оперу и что это было?

Это был «Евгений Онегин» Чайковского в моем родном городе, Великом Новгороде. Привозил спектакль замечательный дирижер Евгений Колобов, который руководил московским театром «Новая опера». Акустика была не очень, происходило это в театре драмы, но я помню, как мои уши, услышав симфонический оркестр, будто слетали на Мальдивы.

Как сделать первый шаг в мир оперы?

Вспомните фильм Гарри Маршалла «Красотка» с Джулией Робертс: ее героиня впервые попадает в театр со своим новым возлюбленным, ничего об опере не зная. Он ей говорит, что знать не так важно, важно чувствовать. В конце героиня выражает восторг фразой о том, что она чуть не описалась. Прекрасная реакция на оперу, доказывающая, что готовиться не обязательно.

Чтобы сделать первый шаг, нужно просто прийти в оперный театр — желательно, достойного уровня. В крайнем случае, посетить показ оперы в кино или напроситься к друзьям, у которых есть домашний кинотеатр, и заставить их потерпеть. В общем, нужно создать некий достаточно выразительный контекст, когда видео качественное и звук хороший, и довериться — в надежде, что опера вас захватит.

А если первый шаг не приведет к результату?

Для таких случаев нам дана вторая нога.

Erid: 2VfnxwMdrYx

Реклама. ГАУ КО «Кафедральный собор», ОГРН: 1023900597720, Калининград, Нарвская, 56


Фото: предоставлены организаторами