Читайте с «Выражением»Ксения Август и стихи о свете внутри нас
- Поток
- 28 апр. 2023
Совместно с турниром «Выражение» и «Фестивальной дирекцией» запускаем серию материалов о калининградских писателях
Этой весной идеологи турнира выразительного чтения «Выражение» и его соорганизаторы «Фестивальная дирекция» подготовили для читателей «Твой Бро» углубленное знакомство с калининградскими авторами и их произведениями. Герои спецпроекта рассказывают о своём мире, творческих процессах и местах силы, где рождаются их книги. Приятного погружения!
Ксения Август
35 лет. Профессиональный музыкант, преподаватель фортепиано в Калининградском областном музыкальном колледже им. С.В. Рахманинова.
Стихи я начала писать ещё в раннем детстве. Позже, уже в школе, познакомилась с легендарным поэтом и руководителем литературного объединения «Родник» Сэмом Симкиным. Стала заниматься творчеством уже под его чутким руководством, участвовать в культурных мероприятиях города и области, ездить на литературные конкурсы. Издала свою первую книгу стихов «Брызги шампанского». Потом уехала учиться в консерваторию и на какое-то время выпала из контекста местных литературных событий. По возвращении, я многое внутри себя переосмыслила и поняла, что не могу жить без слова, без стихотворящей души, и стала работать в этом направлении с новой силой. Издала три книги стихов («Преображение» 2019 в рамках издательской программы правительства Калининградской области, «Солнечный бумеранг» 2020 в Московском издательстве «Стеклограф» и «Всё будет свет» 2022 в рамках той же издательской программы), стала лауреатом многих международных литературных конкурсов, членом Союза российских писателей, обладателем двух значительных литературных премий («Вдохновение» 2020 и «Молодой Санкт-Петербург» 2022). Мои стихи печатаются в крупных литературных журналах и газетах, концерты с успехом проходят на крупных площадках города и области, а также в знаковых культурных местах Москвы и Санкт-Петербурга.
В проекте «Выражение» участвуют сразу две моих последних книги. «Солнечный бумеранг» рождался за очень короткий срок, меньше года. Его начало пришлось на начало эпохи коронавируса, когда у меня появилось время побыть наедине с собой, со своими мыслями и чувствами, окунуться в мир природы и света, познать свои глубинные страхи и переживания и всё равно прийти к выводу, что свет всегда возвращается к тому, кто готов его отдавать. Книга «Всё будет свет» рождалась на границе между эпохой коронавируса и СВО, в ней больше тёмного и глубинного, животрепещущего и созидающего, вопреки всем внутренним и внешним разрушениям мира.
Основная идея «Солнечного бумеранга» заключается в том, что свет и добро всегда возвращаются. Идея книги «Всё будет свет» в том, что несмотря ни на что, мы всегда стремимся к свету, несём его в себе и он – это то, что в итоге остаётся после нас.
Творческий процесс — вещь сложная и практически не поддающаяся описанию. Триггером к новому стихотворению может стать всё что угодно, от стирки белья до полёта журавлиной стаи над головой. Здесь важен не сам процесс, а полное погружение внутрь себя, способность охватить и постичь свою внутреннюю тишину, дать ей объём, цвет, звук.
Процесс работы над книгой не сиюминутен и требует постоянного переосмысления и анализа. Если брать отдельный стих, то на его создание уходит от одного дня до трёх-четырёх. Границы этапов довольно условны. Ты просто достаёшь из воздуха нить слова и начинаешь её длить, не зная в итоге, чем всё закончится. Начало, как и финал стиха, всегда загадочно и непредсказуемо, даже для самого автора. Это чудо. А описать чудо словами, наверное, невозможно.
Обычно стихи рождаются стихийно, в самый неподходящий момент
Настройки как таковой нет. Обычно стихи рождаются стихийно, в самый неподходящий момент, главное суметь, несмотря на всю внешнюю суету, поймать его за золотую ниточку и спрясти из неё цельное руно. Место тоже не имеет особого значения. Моё поле работы – весь мой родной край и все места за его пределами.
Ни ритуалов, ни объектов, ни явлений мне для творчества не нужно. Необходимо самопогружение, самонаполнение, понимание того, чем охвачена твоя душа в данный момент, главное озвучить то «невыразимое», что есть внутри тебя. Мне, к примеру, очень важен воздух и шаг. Эти две вещи позволяют структурировать и направлять.
Я не думаю, что поэт или писатель задумывается над тем, почему он им стал. Он просто не может не писать, не представляет себе жизни вне слова. Это как дыхание. Без него нет жизни. Для меня поэзия – это воздух, жизнь, душа, дух.
Я нахожусь в постоянном культурном вихре и именно поэтому я читаю, знаю и люблю творчество калининградских писателей и поэтов. Я бы настоятельно порекомендовала читать журнал «Балтика» и альманах «Эхо», эдакий культурный срез всего того, что происходит в нашей области. В этих изданиях можно ознакомиться со всем, что происходит у нас на данный момент и тем, что происходило в недавнем прошлом.
Писатель и поэт не представляет себе жизни вне слова
Малая родина любого писателя — неисчерпаемый источник вдохновения. Для меня Калининград — не просто город, в котором я родилась, это место, которое явно и косвенно касается большинства моих сочинений. Здесь сливаются воедино две культурных традиции: восточно-прусская и российская, этим наш город и уникален, а для человека пишущего — вдвойне. А щедрое и бескрайнее Балтийское море — это целый кладезь образов и вдохновения.
Мои книги есть в свободном доступе во всех библиотеках города и области. Мои новые стихи всегда можно увидеть и прочесть на просторах ВКонтакте, а также в альманахе «Параллель».
К тебе летит орёл двуглавый,
ко мне — крещенский голубок,
я выхожу на берег Лавы,
где нити трав, верстая главы
зимы, закручены в клубок,
И снежный ком в речной гортани
стоит — не вскрикнуть, не вздохнуть.
Челнок рассвета по батане
воды бежит, и в Иордане
крещенья ждёт, расправив грудь.
И выгибаются глубины
хребтами рыбьими, по дну
скользят чешуйчатые спины,
вода горчит, как горсть рябины,
и вслед за духом голубиным,
летит к раскрытому окну
На крыльях солнечной метели,
на белых мётлах тишины,
и я не знаю, на кресте ли,
распяты крылья свиристели,
или над нами скрещены.
***
Помнишь, как прежде, Господи, я просила,
дать мне смирение, дать мне такие силы,
чтобы любовь прочесть из конца в начало,
только молчал во мне ты, и я молчала.
Помнишь, как почуяв мою усталость,
жизнь однажды оставить меня пыталась,
чтобы свет во мне как свеча истаял,
только ты тогда меня не оставил.
Помнишь, как я гнала из сердца темень,
и молила тебя: испошли детей мне,
чтобы постигнуть любовь свыше чуда, свыше
райских блаженств, и ты снова меня услышал.
Помнишь, дух, ломая, калеча тело,
вылечить от недуга дитя хотела,
чтобы исцеление стало стартом
жизни его, но мне помогать не стал ты.
Помнишь, было утро дождем залито,
я все пыталась вспомнить слова молитвы,
Чтобы в ковчеге душевном, подобно Ною
жизнь сохранить, а ты плакал и шёл за мною.
***
Так хрупко, но так сладостно дышать,
хранить в себе грядущее, как будто
ещё не народившуюся букву
в строфе своей, по имени душа.
Сплетать слова, не расплетая рук,
и не смыкая глаз баюкать чудо,
в тот самый миг, когда твой сон так чуток,
а первый лист так зелен и упруг.
Парить над грузным миром, вопреки
всем мыслимым и видимым законам,
и с высоты легко кивать знакомым,
крыла не подавая и руки,
Но их благословляя каждый шаг,
то солнечным лучом, то ливнем летним,
смывая без следа любые сплетни
водой святой из лунного ковша.
И быть, как воздух — легкой и живой,
и быть, как ночь — святой и вечно юной,
вбирать прохладу в лёгкие июня,
ладони наполняя синевой
Морской, смотря на облачный гавот,
сквозь занавес дождя волной обвитый,
и не держать ни злости, ни обиды
ни на кого.
Фото: Женя Фернандо