Это хардкорВ Калининграде стартовал совместный российский тур американцев Listener и ’68
- Поток
- 05 июля 2017
Выступлением на арт-площадке «Детройт 39» Listener из Канзаса и ’68 из Атланты открыли свой большой российский тур. В рамках гастролей обе группы, дающие свое собственное, оригинальное прочтение пост-хардкору, прокатятся по 11 городам России, а в Москве и Санкт-Петербурге сыграют вместе с Dillinger Escape Plan. «Твой Бро» побывал на концерте коллективов из США, увидел разбитые очки и порванные струны, и порадовался тому, что привозы интересных артистов находят отклик у публики даже по понедельникам
Середина прохладного лета, мертвый концертный сезон и понедельник. Но в арт-платформе «Детройт 39» людно: люди вереницами идут к бывшей кочегарке возле площади Василевского и снуют по уютному дворику заведения. На высокой сцене в кирпичном строении завершает свой яростный сэт калининградская группа Blues Monday, исполняющая пост-хардкор с влияниями midwest emo: кричащий вокал, взрывы гитарного дисторшена, перемежающиеся звонкими искрящимися переборами.
Blues Monday играют с такой силой, будто для них это последний заплыв. В зале слэм, на сцене броуновское движение. Отыграв последнюю композицию, группа оглядывает помещение и оценивает последствия. Вокалист подбирает с подмостков очки, слетевшие во время выступления: у них оторвалась дужка и, кажется, треснуло стекло. Но это явно того стоило.
Blues Monday разогревают публику перед выходом на сцену групп Listener из Канзаса и ’68 из Атланты – двух видных представителей американского андерграунда, и ударить в грязь лицом калининградцы просто не имеют права.
Первые из двух заокеанских коллективов, выступающие в «Детройте» этим вечером – трио Listener. Проект начинался в начале 2000-х как сольный и поначалу проходил по категории «абстрактный хип-хоп». Активно гастролировавший в одиночку под именем Listener поэт Дэн Смит, довольно скоро оброс аккомпаниаторами и «сменил пластинку». На смену битам пришли живые ударные, гитара и бас, а проект зазвучал тяжело и с новой энергией.
В музыке Listener смешались инди-рок, пост-хардкор, эмо и нойз, поверх которых вокалист и басист Дэн Смит извивающимся голосом декламирует многословные тексты. Звучание отсылает одновременно к The Hold Steady, Генри Роллинзу, Pixies и даже Minutemen. При всей крикливости, экспрессивности и неразборчивости (у Смита характерный кашеобразный канзасский акцент), композиции трио довольно мелодичные и четко прописанные. В записи Listener звучат иначе: в студийном варианте практически каждый их трек озвучен акустическими гитарами, а в звуке гораздо больше блюза и меланхолии, но живьем это чистая, концентрированная энергия. Специфический вокал Смита в больших количествах приедается, но Listener предусмотрительно играют не более получаса. Перед одной из заключительных композиций Смит объявляет о том, что следующая песня посвящена тому, как поднимать мелочь с асфальта, в финале он меняет бас-гитару на трубу. Финальный аккорд: приглашение приобрести мерчендайз группы, стол с которым ждет своего часа в коридоре «Детройта». Listener, как истинные апологеты DIY-идеологии, торгуют четырьмя видами футболок, нашивками, двумя альбомами на виниле и CD и даже фирменными носками.
Группа ’68, хоть и хэдлайнеры сегодняшнего вечера, но их продукция представлена скромно, за стойкой с «мерчем» у них всего одна футболка. Коллектив, при этом, более известный: лидер дуэта Джош Скогин – влиятельная фигура в мире «металкора», стоял у истоков коллектива Norma Jean и записал в его составе две пластинки, а затем организовал другую группу The Chariot. Оба коллектива добились весомых успехов и обзавелись крепкими фан-базами. В записи композиции «David De La Hoz» The Chariot с альбома 2010 года “Long Live” принимал участие лидер Listener Дэн Смит – вероятно, именно это положило начало продуктивному взаимодействию и совместным турам двух групп.
Новый проект Скогина – нечто другое, к «металкору» практически не имеющее отношения, но по громкости и энергичности ни в чем ему не уступающее. ’68 – исполняют тяжелый гаражный панк-рок с прошибающими перегрузками, гитарными и вокальными эффектами, яростным пением и взрывными барабанными сбивками. Так могли бы звучать The White Stripes, если бы за спиной у Джека Уайта были два десятка лет в «металкоре», и он не увлекался бы ретроградством. Дуэт издает шуму за пятерых, во многом помогают в этом гитарные лупы, которые живьем записывает и накладывает Скогин, а также его вокальные эффекты. Уже на второй композиции лидер ’68 объявляет заполненному залу о том, что порвал на гитаре струну и с улыбкой отмечает, что в его карьере произошло это в первый раз. Российскому туру дан отличный старт.