Арт-субъектПогружаемся в современное искусство

Погружаемся в современное искусство

Современное искусство — это сложно, дорого и непонятно. Или нет? «Балтийский Бродвей» решил разобраться, как обстоят дела с современным искусством в Калининграде, а заодно развенчать главные мифы. Для этого мы расспросили представителей галерей современного искусства и задали несколько вопросов самим художникам

Как понять современное искусство?

Существует несколько уровней его понимания: от зрителя до эксперта. Если вы только начинаете знакомиться с современным искусством — нужно преодолеть сопротивление и оценку: «Это что, искусство?!» В этом вам поможет любопытство и искренний и безоценочный интерес к тому, что вы видите.

Не стремитесь понять всё сразу. Начните с простого описания произведения: что изображено, какая у него форма, какие материалы использовались. Далее изучите контекст: в какое время создано произведение, какие события происходили, где находился автор и что на него влияло. Современное искусство — взгляд именно на современность, и мы не можем изучать его в разрыве от того периода времени, когда оно создавалось. Такой подход поможет включиться в процесс исследования и усилить глубину понимания.

А нужно ли его понимать?

Современное искусство — это инструмент познания окружающей действительности. Глубина познания искусства зависит от способности к рефлексии, уровня общей эрудиции, прожитого личного опыта, умения читать между строк и подмечать метафоричность. Помните: задача современного искусства — создание новых смыслов. Разглядите в нём свой.

Что чаще всего покупают?

Во многом это зависит от сегмента. Тиражное искусство, скульптуры малых форм, небольшая графика и даже фотография, благодаря своей доступности, легко найдут своего владельца. Если говорить про рынок, самой востребованной по-прежнему остается живопись. Затем идут графика и скульптура, в последней радует интерес к более абстрактным формам и эксперименту с материалами. А вот коллекционеры приходят за именами, периодами и смыслами. В интерьер по-прежнему подбирают что-то более понятное, либо абстрактное, «с чем легко жить». Также сейчас набирает популярность ультрасовременное искусство — художники, родившиеся после 1975-го.

Кто такой арт-дилер?

Арт-дилер — это посредник при приобретении искусства. Его задача — найти определённого автора или работу для коллекции. Арт-дилер отвечает за весь цикл сделки и может быть частью команды галереи или работать самостоятельно. Он должен понимать устройство арт-рынка и знать его ключевых игроков, историю искусства. Для арт-дилера важно уметь отличать хорошее произведение и оценивать его с точки зрения востребованности в будущем, а также иметь развитые связи и заслужить доверие всех участников арт-рынка.

Погружаемся в современное искусство

Современному российскому искусству уже больше 100 лет. Именно в России, где искусство в начале ХХ века оказалось в авангарде мирового художественного процесса, были созданы первые в мире музеи нового типа: в 1921-м в Петрограде открылся Музей художественной культуры (1921-1926); в 1923-м году в Москве — Государственный музей нового западного искусства (1923-1948), на пять лет опередивший знаменитый Нью-йоркский Музей современного искусства (1929).

Сегодня искусство представлено не только на выставках в музеях, его можно увидеть и в пространстве города. Примером может служить скульптурная композиция «Последние» арт-группы Сан-Донато, установленная ГЦСИ в 2012 году в Калининградском зоопарке и открывающая путешествие по зоосаду.

В Калининграде более 25 лет с современным искусством работает команда Балтийского филиала Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (бывший ГЦСИ, 1997). С периодичностью раз в два месяца открываются новые выставки, проводится большая просветительская программа. Мы специализируемся на представлении новых медиа, видео-, искусства и науки и саунд-арта, но и одновременно делаем проекты, связанные с осмыслением наследия территории, времени, в котором живем. Для нас важно поддерживать профессиональное сообщество художников, мы работаем с ними от создания идеи до полного технического воплощения. Замечательно, что кроме филиала ГМИИ, в Калининграде с современным искусством работает галерея ARTGART, фестиваль фотографии и медиа-арта «ФотON», «Дом китобоя», Калининградский областной музей изобразительного искусства, галерея нового искусства «Новичок» в баре «Ельцин», арт-пространство BARN и городской культурный центр в Закхаймских воротах. Возможно, я кого-то не назвала, но это лишь говорит о живом процессе в мире искусства.

Погружаемся в современное искусство Фото №2

Калининград увидел современное искусство мирового уровня в 1996 году на Международной биеннале графики в Художественной галерее (сейчас — Калининградский областной музей изобразительных искусств). Мы с Евгением Уманским — кураторы биеннале — показали персональную выставку масштабных черно-белых офортов Ричарда Серра, классика американского искусства, скульптора. В 1997 году был учреждён Калининградский филиал Государственного центра современного искусства, ставший в 2020 году Балтийским филиалом ГМИИ им. А. С. Пушкина. За это время изменилось не только отношение — около 40% посетителей приходят к нам, чтобы узнать что-то новое и познакомиться с современным искусством, а 20% аудитории посещают музей с целью получить вдохновение — но, самое важное, в Калининграде, несмотря на отсутствие системы высшего художественного образования, есть художники и кураторы, которые интересно и уверенно работают. Пример сотрудничества с молодым поколением авторов — выставка «Безгранично», организованная филиалом в формате открытого конкурса в выставочном зале на проспекте Победы, 5а. Пять идей инсталляций посвящены границам, их преодолению, принятию, растворению.

Вы хотите понять язык современности, услышать себя в этом потоке информации? Не готовьтесь, смело идите без ожиданий, и пусть это будет ваш новый опыт переживаний, впечатлений. Как раз искусство позволяет притормозить, замедлиться, вернуться к себе настоящему в этом стремительно меняющемся мире. Не пытайтесь объять необъятное — начните с работ, которые вам откликаются на выставке, проживите этот момент осмысленно. Современные художники проводят большую интеллектуальную работу — работают с архивами, участвуют в нестандартных научно-художественных исследованиях. Поэтому в начале может быть сложно, но любой проект филиала Пушкинского музея сопровождается аннотацией — описанием идеи, путеводителем, экскурсиями кураторов и медиаторов, которые помогут вам сориентироваться, а также большой просветительской программой. В диалоге с публикой мы предлагаем рассмотреть тему шире — с философской, научной, психологической точек зрения. Большинство художников участвует в открытии, а это уникальная возможность напрямую задать свой вопрос автору. Не упускайте этот шанс.

Митя Забелин

В его творчестве вы найдете бытовые сюжеты, упрощенно-геометризованное пространство, визуальную и концептуальную интерпретацию штампов вокруг образов «власти». Живопись и графика Мити отражают социокультурные деформации, коллективные страхи, социальную мифологию.

В искусстве я: последние 32 года.

Самая первая работа: я написал её в мастерских музея «Гараж». Неделю натягивал и проклеивал холст, консультируясь у ведущих московских художников. На саму работу осталась лишь пара ночей, что не помешало ей в итоге оказаться в одной из частных коллекций.

Стоимость работ: От 50 000 руб. без ограничений.

Самый запомнившийся проект: я долго запрягаю, поэтому приходится очень быстро двигаться. Большую часть времени занимает прицеливание/замысел. Для одного коллажа собирал материал в течение десяти лет. И это не предел. 

Мои работы одним словом: панорама.

Кто победит — художник или ИИ? Это вопрос о том, кто победит: человек или атомная бомба. Искусственный интеллект — точно такое же опасное орудие в нечистоплотных руках.

Три главных инструмента современного художника: стартовый капитал, связи, SMM

Где найти работы: на сайте галереи ARTGART и в соцсетях @zabelin_m

«На пашне». Бумага, коллаж / 42х30 см / 2019

«На пашне». Бумага, коллаж / 42х30 см / 2019 Фото №2

Дмитрий Чайка Chimadaika

Художник, керамист, коллажист, создатель коллекций для бренда одежды — и всё это Дима Чайка! Его картины написаны маслом, собраны в коллажи, выполнены в жанре скетча и иллюстраций.

В искусстве я: больше 20 лет.

Первая проданная работа: портрет Роландо Виллазона на заказ.

Стоимость работ: от 1000 рублей.

Самый запомнившийся проект: создание книги с портретами и дизайнами костюмов для ирландской певицы Roisin Murphy, которую она потом издала для шекспировского театра «Глобус». Это навсегда в моём сердце.

Мои работы одним словом: автобиографичные.

Кто победит — художник или ИИ? Главное — участие.

Три главных инструмента современного художника: голова, руки, ИИ.

Где найти работы: на сайте галереи ARTGART и в соцсетях @chimadaika

BARSELONA. Смешанная техника / 65х55 см / 2021

BARSELONA. Смешанная техника / 65х55 см / 2021 Фото №2

Димос Малков (Dimos Malkoff)

Доминирующий мотив его произведений — энергия мысли и красота размышлений. Это своеобразная рефлексия на тему неотвратимого шествия человечества к таинственному порогу, за которым либо вечная жизнь, либо вечная смерть.

В искусстве я: 25 лет

Стоимость работ: люди, которым нравится моё искусство, осведомлены о ценах. Те, кто захочет узнать стоимость — узнают. Это не сложно. Всем остальным знать об этом не обязательно. Можно просто посещать выставки, общаться со мной и радоваться жизни.

Самая запоминающаяся история: Куры едят масляную краску. Парадокс… Однажды в деревне я намазал на улице картину. Прислонил её к лавочке и зашёл в дом пообедать. Изрядно подкрепившись вкуснейшим тёщиным борщом, я вышел на улицу, чтобы предаться размышлениям о бинарной проблеме Гольдбаха, созерцая свой новоявленный шедевр. К моему ужасу, картина валялась в траве. Пяток самых дерзких кур исправляли «слабую», по их версии, работу. Они в прямом смысле топтали и клевали моё искусство, бессовестно не замечая присутствия автора. С тех пор я не боюсь критики. Вариант после куриного апгрейда был намного лучше авторской версии.

Опишите свои работы одним словом: жамевю. В ближайшее время будет и проект под этим названием.

Кто победит — художник или ИИ? Смотря в чём.

Три главных инструмента современного художника: глаз, сердце и рука.

Где найти работы: на сайте галереи ARTGART и в соцсетях @dimos.malkoff

«Сорри Гугл». Холст, масло / 159х146 см / 2018

«Сорри Гугл». Холст, масло / 159х146 см / 2018 Фото №2

Ксения Шереметова-Благовестная

По своему мировоззрению — график. Для Ксении бумага предоставляет бесконечные возможности для экспериментов с различными материалами. Работы художника находятся в коллекция калининградских музеев и в частных коллекциях России, Европы, Канады и Арабских Эмиратов.

В искусстве я: почти 30 лет

Первая проданная работа: из цикла «Лирический ОГОНЬ», бумага, акварель,1995 г.

Самый запомнившийся проект: цикл «САД НАСЛАЖДЕНИЙ». История создания в несколько лет длиной, которая продолжается по сей день. История восхищения женщиной, внутренней силой и красотой, не всегда заметным окружающим. И очень здорово работать с людьми — происходит мощный обмен энергиями и опытом…

Мои работы одним словом: энергия.

Кто победит — художник или ИИ? Художник.

Три главных инструмента современного художника: талант, время, технические средства выражения.

Где найти работы: в соцсетях @iris__bird и на персональной выставке Аmor odonatum в галерее ARTGART до 16 августа.

Из цикля «Кухня». «С Бердом». 
Бумага, акрил, цветные карандаши, маркеры, авторская техника / 50х70 см / 2021

Из цикля «Кухня». «С Бердом». Бумага, акрил, цветные карандаши, маркеры, авторская техника / 50х70 см / 2021 Фото №2

Грачик gra и Маргарита Росчерк

Вы точно видели их муралы, пока гуляли по Калининграду. По пути вам мог встретиться Иосиф Бродский и подглядывающий Чехов на Чеховке. В такие моменты становишься случайным участником диалога с картиной. Стрит-арт безграничен — и Грачику с Маргаритой удалось внедрить его не только на улицы, но и в музеи и галереи.

В искусстве мы: появились ещё до школы. Кто-то рисовал на обоях, а кого-то возили к бабкам-заговорщицам, чтобы изгнать демона, из-за которого ребёнок стал рисовать всяких скелетов.

Первая проданная работа:
Маргарита: у нас есть друг семьи, который периодически покупал у меня работы. Они были на самодельном холсте, экспериментальные, с толстым слоем масла, яркие, с использованием чистого цвета.

Стоимость работ:
У Грачика — есть и в подарок, а есть и свыше 100 000 рублей.
У Маргариты — зависит от размера и душевности работы. Есть за 150 000 рублей, а есть и за 3 000.

«Люби». Автор Марго

«Люби». Автор Марго Фото №2

Самый запомнившийся проект:

Маргарита: Меня всегда интересовали портреты, лица людей и их взгляды, глаза. Я писала портреты на холсте и создавала рисунки на стенах города. Однажды я приобрела довольно крупный холст и собиралась создать рабочее пространство в подвале моего дома, но он не прошёл в дверной проём. Это было фиаско. Пришлось разместить холст в спальне: он закрыл половину комнаты и перекрывал свет из окна. И каждый день с холста смотрел мужчина, желая доброй ночи и встречая взглядом утром. Именно тогда я поняла, что мне необходима собственная мастерская.

Грачик: В 2018 году я готовил два сатирических портрета для выставки современного искусства в Калининграде. После они остались в фонде пространства. Ко мне не раз обращались по поводу приобретения работ, но что-то останавливало покупателей. Через некоторое время мне сообщили, что работы утеряны, а спустя месяц и само пространство громко прекратило существование. А в 2024 году я внезапно обнаружил их на другом мероприятии, но уже без сатирических элементов. Выяснилось, что мои работы кочевали по пяти пространствам Калининграда, и никто не знал их автора.

Наши работы одним словом: Грачик — искажение, Маргарита — нежность.

«Трикстер». Автор Грачик

«Трикстер». Автор Грачик Фото №2

Как стрит-арт трансформируется в галерейное искусство: это интересный процесс, вызывающий дискуссии и споры. Создание работ, не предусмотренных для стен музеев, и перемещение первоначального контекста в контролируемую среду галерей может быть полезным и интересным опытом для всех участников.

Три главных инструмента современного художника: цифровые технологии и ИИ, смелость, кисти с красками.

Где найти работы: в соцсетях @gra_rookart и @margaretroscherk

Совместная работа Грачика и Марго

Совместная работа Грачика и Марго Фото №2

Ольга Дмитриева

Художник-этнограф, сделавшая философа Иммануила Канта и писателя Эрнста Гофмана героями своих графических романов. Ольга создаёт картины в жанре станковой и книжной графики, комиксы и книжки-раскраски для детей и взрослых. Её работы находятся в музейных и частных коллекциях по всему миру: от Калининграда до Международного музея современной графики в Фредрикстаде (Норвегия) и галерее префектуры Канагава в Японии.

Первая проданная работа: «Парк». Её с молодёжной выставки выкупил в коллекцию Калининградский областной историко-художественный музей.

Стоимость работ: Всё зависит от разных факторов: вида искусства, например, графика или живопись, материалов. Цены на мои работы начинаются от 5 000 рублей и могут достигать 100 тысяч и больше.

Интересная история о создании одной из работ: Это проект «Галстуки наших героев». Я сделала с десяток коллажей с проектами галстуков из старых советских открыток. А потом ко мне заехал немецкий коллекционер, по совместительству юрист, пришёл в восторг от этой серии и всю её купил. Эти работы украшали его юридическое бюро во Франкфурте.

Мои работы одним словом: эмоциональные.

Три главных инструмента современного художника: глаза, мозг, руки.

Где найти работы: на сайте olgavers.art

Fantasy look

Fantasy look Фото №2

Глеб Тришкин

Молодой калининградский художник, в одной руке которого — аэрограф, а в другой — обычные кисти. Именно аэрография стала ключевым средством самовыражения Глеба. В его картинах вы найдёт изображение реальности сквозь призму личных ощущений художника.

В искусстве я: с младенчества. А «искусством» занимаюсь около четырёх лет.
.
Стоимость работ: Не знаю, спросите лучше у Виталика Безпалова (художник, основатель выставочного проекта Spas Setun — Ред.).

Самый запомнившийся проект: Мы с товарищами за неделю организовали и смонтировали выставку в калининградской мастерской «Союз» — это мои хорошие друзья. Много людей тогда пришло.

Мои работы одним словом: искренние.

Кто победит — художник или ИИ? Победит сильнейший.

Три главных инструмента современного художника: рилсы, латте и кое-что ещё

Где найти работы: в соцсетях @trishkin_gleb

Первая работа Глеба

Первая работа Глеба Фото №2

Фото: Наталья Меликова, предоставлены галереей ARTGART, из архива героев и редакции


*все выбранные художники выставляются в музеях, галереях и арт-пространствах Калининграда