Скромняга в перьях«Меджикул» о выходе из пандемии, алгоритмах и цветастых пиджаках

«Меджикул» о выходе из пандемии, алгоритмах и цветастых пиджаках

«Твой Бро» встретился с Олегом Сапроновым, лидером питерского коллектива, исполняющего зажигательный фанк-соул, за пару часов до хедлайнерского выступления на фестивале Kaliningrad City Jazz

Узнав о том, что мне удалось пообщаться с лидером «Меджикула» Олегом Сапроновым, один мой товарищ с улыбкой интересуется: «Что, не слишком разговорчивый скромняга, да?». Выясняется, что ранее в этом году он снимал музыканта для своего документального фильма о Викторе Резникове – авторе композиций «Улетай, туча!», «Лето без тебя как зима», «Спасибо, родная» и других. Резникова принято считать «фирмачом» – человеком, писавшим музыку на русском с нездешними грувом и стилем, со вкусом и глубоким пониманием поп-культурных контекстов. «Меджикул», сделавшие кавер-версию резниковской «Я не умею танцевать», – такие же «фирмачи»: коллектив, заслышав который, девушки в вечерних нарядах бросаются на танцпол, а парни перечисляют в уме великие пластинки, отсылки к которым услышали в их музыке. Для такого фестиваля, как Kaliningrad City Jazz это идеальный коллектив.

С фронтменом группы Олегом Сапроновым мы встречаемся в лобби отеля за пару часов до выхода «Меджикул» на сцену. Улыбчивый и мягкоголосый, он не пускается в пространные рассуждения, а его ответы редко выходят за пределы двух-трёх предложений. Тем не менее, в беседе мы затрагиваем множество тем, от до злободневности в творчестве до отмирания альбомов как музыкальной формы, от моды на виниловые пластинки до стиля калининградцев в одежде.

Что помнишь из прошлого выступления на Kaliningrad City Jazz в 2019 году?

Было здорово, мы были в Калининграде в первый раз. Понравились сама поездка, город, фестиваль. Мы были хедлайнерами, нас принимали очень горячо. Провели тогда в городе два дня.

В этом году «Меджикул» после долгого перерыва выпустили новый сингл – «Величество мелодия». Мне песня понравилась, как будто и не было паузы длиной в четыре года. Но чем была эта пауза обусловлена?

Сначала была пандемия. Потом сам знаешь что. Всё это время я писал материал, но как-то хотелось выпускать и преподносить его более интересно, с клипами. А наш лейбл, что называется, «затихарился» и сказал: давайте-ка вы сами.

До этого лейбл оказывал значительную поддержку?

Да. К сожалению, мы погрязли во всех этих ситуациях. Знаю, что многие артисты продолжали активно работать.

Было сложно выходить из пандемии?

Наверное, да. Песни у меня всегда писались и были готовы. Но даже в случае с «Величество мелодия», там поётся: «А в моей душе весна!». Но выпускать весёлую песню не хочется. А в духе времени у меня делать не получается. У кого-то выходит быть злободневным артистом и высказываться на актуальные темы. А у меня нет, у меня всё, в основном, весёлое, я делаю танцевальную музыку. Конечно, лирика тоже есть, но она тоже романтичная. Я подумал, что выжду время и позанимаюсь собой.

Сейчас время пришло?

Да, сейчас я понял, что хватит молчать. Я уже не знаю, что должно произойти, какие катаклизмы. И ещё я понял, что главное – не останавливаться, быть верным самому себе.

Не было боязни, что о тебе за эти четыре года забудут? Ведь сейчас всё так быстро меняется.

Если честно, никогда об этом не думал. Мне кажется, я не пришёл к своему пику, чтобы почивать на лаврах и бояться всё потерять. Несмотря на паузы, «Меджикул» всегда растёт. Это видно и по сольным концертам, и по обратной связи, по отдаче.

У тебя когда-то был R&B-проект «Братья Praddd», и между его завершением и возникновением «Меджикул» прошло около четырёх лет. Сейчас тоже возникла пауза примерно такой же продолжительности. Паузы – это твой метод? Тебе нужно залечь на дно для того, чтобы затем вернуться?

Творчество как чаша, она со временем опустевает. Затем, нужно время для того, чтобы её наполнить. В моём случае, у меня не получается регулярно и стабильно выпускать материал. Нужно время, чтобы собрать всё в кучу, причесать, распределить и выпускать. Я за то, чтобы всего было в меру. Конечно, хотелось, чтобы было больше песен, вдохновения.

Но ты в этом плане за органику? Делаешь песни, когда чувствуешь потребность высказаться?

Получается волнами. Если ты вдохновлён, у тебя есть идея, ты можешь писать несколько месяцев. Потом несколько месяцев уходит на то, чтобы доделать и завершить до конечного результата. Это рутинная работа, которая растягивается.

Сейчас, мне кажется, мы наблюдаем целую волну отечественного соула и фанка: артистов, вроде другдиджея, «нееет, ты что!», группы LOUVANDA и так далее. Когда в 2015-16 годах вышел ваш альбом, такого не было. «Меджикул» в каком-то смысле, был в авангарде этого движения. Чувствуешь себя первопроходцем?

Я был бы очень рад, если такая волна, которую ты описываешь, существовала, но я пока её не особо ощущаю. Что-то я замечаю, но всё равно, мне кажется, что это точечное. Возможно, я какой-то отсталый (смеётся). То, что мы какие-то первопроходцы тоже не могу сказать.

Про все эти группы я знаю, потому что подписался на «Яндекс.Музыку» и мне их подсовывает функция «Моя волна» – нейросеть, которая рекомендует музыку на основе предпочтений слушателя. «Меджикул» как-то ощутили приход таких рекомендаций и алгоритмов, увеличилось ли количество ваших слушателей? Помогает ли это распространять музыку?

Я слышал про это, да. Мне приятно, что нас рекомендуют, но я бы не сказал, что это дало какой-то толчок и отразилось на творчестве.

Как ты вообще относишься к тому, что сейчас музыку рекомендуют алгоритмы?

Вообще, это крутая тема.

Сам пользуешься?

Да, иногда получается делать приятные открытия.

«Меджикул» о выходе из пандемии, алгоритмах и цветастых пиджаках

Возвращаясь к «Величество мелодия». Если вышел новый сингл, значит на подходе новый альбом?

Альбом у меня как будто бы уже готов, осталось две-три песни. Но это «осталось две-три песни» в моём случае длится года три или четыре. У меня, честно говоря, проблема: я постоянно берусь за новое, не доделав старое. Но я уже наметил концепцию-план: у меня должно быть десять новых песен. Они готовы на 80%.

Сроки какие-то ставишь?

Сейчас важнее сделать первый «пиарный» шаг. Мы выпустили «Мелодию», теперь надо явить ещё два сингла с клипами, и потом уже «пулять» альбом.

Это произойдёт в этом году?

Было бы хорошо.

Лейбл в этом процессе участвует?

Мы его меняем, пока не могу на этот счёт распространяться. Но дело движется.

Почему в планах именно альбом? Ведь говорят, что альбомы сейчас никто не слушает.

Была пауза, пять лет ничего не выпускали, поэтому нужен полноформатный релиз. Что касается того, что альбомы не слушают – есть такое ощущение, не буду отрицать.

А ты сам их слушаешь?

Слушаю. Мне как артисту, музыканту, всегда интересно, что же они там ещё такого сделали, какая у альбома концепция? Но, конечно же, как и все, себе в плейлист я в итоге добавляю по три-четыре трека, которые постоянно переслушиваю. Но всё-таки хочу сделать именно альбом. Впрочем, есть идея разбить его на два: сначала выпустить одну половину, затем через полгода другую. Либо по старинке: выпускаем альбом, затем синглы, снимаем клипы, как-то раскручиваем эти песни. Но то, что альбомы сейчас слушают меньше – это факт, такова статистика.

Можно ли это назвать эволюцией? Есть ли в этом какая-то органика?

Наверное. Раньше ведь как было? Важно было сделать хотя бы один-два хита, а затем вокруг них налепить пластинку.

Ты так не мыслишь?

Я мыслю, что каждую песню надо сделать хитом. Поэтому так долго и пишу. Но в то же время, не хватает каких-то «медляков», шуточных каких-то песен или вообще отступлений от нашего стиля. Взять и сделать композицию в какой-то неожиданной манере. На это тоже надо потратить время.

«Медляки» пишутся тяжелее, чем весёлые и танцевальные песни?

Да. Может быть, потому что я поймал какую-то свою волну, с которой мне непросто слезть.

«Меджикул» всегда считалась ретроманской группой. В связи с этим, вопрос: как ты относишься к ажиотажу вокруг виниловых пластинок, который сейчас происходит?

Мне нравится, что это возвращается. Я сам не являюсь виниломаном, но хотел бы прикупить себе проигрыватель и хорошую стереосистему. Раньше мне это особенно нравилось, потому что я любил резать семплы для хип-хопа. И, кстати, альбом наш надо бы на виниле замутить, я давно мечтаю об этом.

Всегда было интересно: где ты брал такие невероятные цветастые пиджаки, в которых обычно выступал и которые стали прочно ассоциироваться с твоим стилем?

В основном, это наши русские дизайнеры. Как-то просто сам их находил – оп! – увидел, понравилось, взял. В Питере познакомился с ребятами, которые шили такие костюмы. Потом покупал пёструю ткань, отдавал им и они отшивали мне костюм. По-моему, это ателье называлось Lounger. Не знаю, существуют ли они сейчас или нет. Просто я подумал: диско, фанк – прикольно, подходит.

Сколько у тебя было таких комплектов?

Наверное, штук десять.

Добавляются ли к ним новые?

Сейчас я экспериментирую, костюмы поднадоели. Шортики ношу на сцене, также у меня есть индийский роуч с перьями. Сам придумываю, комбинирую.

Ты помнишь, во что ты был одет во время выступления на Kaliningrad City Jazz пять лет назад?

Помню: у меня была синяя индийская или даже марокканская синяя рубашка и на голове повязан русский платок. Его я купил в специальном магазине, где продаются всякие шарфы, хохлома. И штаны ещё были цветастые.

Олег Сапронов на фестивале «Калининград Сити Джаз 2019»

Олег Сапронов на фестивале «Калининград Сити Джаз 2019»

Сейчас ты этот наряд как оцениваешь? Смог бы появиться в нём на сцене?

Запросто. Хороший наряд, забавный.

Прослеживается ли в твоём стиле эволюция, меняется ли он со временем и меняется ли твоё отношение к моде в целом?

Я бы не сказал, что мой стиль как-то кардинально изменился. Но я мечтаю найти какие-то необычные ткани с принтами, либо самому придумать наш фирменный принт, и отшить костюмы всей группе. Чтобы был выдержанный стиль. Но для этого надо посотрудничать с каким-то дизайнером, у меня самого такое вряд ли получится.

Что можешь сказать про калининградский стиль? Попадаются ли тебе на улицах города классно выглядящие люди?

К сожалению, пока никого такого не встретил. Но я помню, что после прошлого концерта мы пошли на афтепати, где ещё был музыкальный джем, и там была прогрессивная модная молодежь. Не могу сказать, что встретил кого-то в перьях, были просто клёвые, стильные молодые люди.

Фото: предоставлены героем и пресс-службой Kaliningrad City Jazz