Музыкальная картаКак учили и учились искусствам в Кёнигсберге и за его пределами

Как учили и учились искусствам в Кёнигсберге и за его пределами

Кафедральный собор продолжает исследовать карту Калининграда-Кёнигсберга. Какой бы магией ни представлялась музыка, нужно признать: искусству тоже учат.

Первая консерватория появилась в городе в 1881 году — на средства сына Карла Блиуса Гебауэра, владельца первой в Восточной Пруссии фабрики фортепиано.

Устройство музыки постигали в окрестностях Замкового пруда, предположительно — на улице Французской. Рояли создавали по соседству с Кройц-аптекой (переулок Königseck, или Угловая), и они оглашали первым звуком всю Королевскую улицу (Фрунзе в современном Калининграде).

В год открытия Кёнигсбергской консерватории мастер-классы для молодых музыкантов по счастливой случайности дал основатель другой, Санкт-Петербургской, консерватории — блестящий пианист, композитор и дирижёр Антон Григорьевич Рубинштейн. В начале 1881 года он направлялся в Берлин — через Кёнигсберг.

С городом Рубинштейн был знаком. Он выступал здесь ещё за двадцать лет до этого, почти сразу, как исполнилась главная мечта его жизни: в Петербурге открылось первое высшее музыкальное учебное заведение в России.

Европа знала его давно: весной 1841 года 11-летний Антон дал концерт в Париже, где познакомился со своими кумирами — Шопеном и Листом. С последним они дружили всю жизнь. Лист помог ему поставить оперу «Сибирские охотники» в Веймаре, когда Антону было 25, а после завершения работы над знаменитым «Демоном» Рубинштейн продирижировал ораторией Листа «Христос» в Вене в присутствии автора.

Как учили и учились искусствам в Кёнигсберге и за его пределами

В Кёнигсберге прошли восточнопрусские премьеры грандиозных сочинений Рубинштейна — ораторий «Вавилонское столпотворение» и «Потерянный рай». Композитор приезжал и на первое исполнение «Демона».

Но в 81-м году на мастер-классах для будущих студентов Рубинштейн говорил не о себе и своей музыке. На них звучали Моцарт и Гайдн, любимый композитор Рубинштейна Филипп Эммануил Бах и, конечно, Бетховен, которого он обожал и за сходство с которым получил прозвище «Ван Второй». От кого? Конечно, от друга и наставника Ференца Листа.

Что послушать (6+):
Антон Рубинштейн — «Потерянный рай», «Вавилоснкое столпотворение», «Демон»

Что послушать (6+):Антон Рубинштейн — «Потерянный рай», «Вавилоснкое столпотворение», «Демон»

Фото: dieter-gocht.de, art.com, map39.ru