Анзор Канкулов и Екатерина Павелко«У нас свой подход к тому, что такое мода»
- эксклюзив
- 14 февр. 2024
Рубрика «Москва — Калининград» — это телеграмма читателям «Бродвея» от столичных деятелей культуры. Бывший главред Harper’s Bazaar Анзор Канкулов и Екатерина Павелко воспитали в Школе дизайна при Высшей школе экономики целое поколение актуальных российских дизайнеров. Мы расспросили супругов, как им удалось из курса на 15 человек за 12 лет вырастить направление «Мода», на котором обучаются тысячи будущих творцов
Чему вас научила совместная работа в Вышке? Всегда ли удаётся дома переключиться с рабочих отношений на семейные?
Анзор: С Катей мы периодически делаем что-то вместе. Но в Вышке, наверное, наш самый долгий опыт совместной работы, благодаря которому мы, с одной стороны, научились совмещать личную и профессиональную сферы. Но с другой, всё же стараемся на работе заниматься работой, а дома личной жизнью, детьми и всем прочим.
Екатерина: Работа в Школе, общение с молодежью и со студентами — крайне духоподъёмное занятие, по нынешним временам особенно. Мы оба понимаем, как нам повезло в жизни, что с нами случилась Школа. Ведь мода — очень специальная сфера, которая притягивает к себе не самых обычных и точно нескучных людей. И ещё важный момент: строить что-то с самого начала — редкая возможность. Мы стояли у истоков Школы дизайна. И поэтому нам удалось вложить в этот проект то, что нам кажется классным, идеальным или просто уместным в формате модного образования. К тому же у нас есть сторонние проекты: я работаю художником по костюмам в кино и театре, а Анзор делает журнал Black Square.
Как у вас распределены обязанности в Школе дизайна? Анзор больше по теории, а вы, Екатерина, по практическим занятиям?
Екатерина: Не совсем так. Анзор нашёл в себе суперспособность. Он очень круто пишет программы, по которым потом занимаются студенты. Это требует определённого редакторского навыка, который у Анзора чрезвычайно высок. Собственно, он пишет образовательные программы по дизайну одежды, брендингу в индустрии моды, фотографии и даже для ювелирного дизайна. Важно отметить, что мы те два человека на курсе «Мода» в Вышке, которые не занимаются именно дизайном одежды, а курируют в целом всё направление. Мы сопровождаем уже готовые коллекции студентов и не конкурируем с преподавателями-дизайнерами. У нас особый взгляд на то, что делают и кураторы, и студенты.
Анзор: 12 лет назад, когда только появилась Школа дизайна, она была совсем маленькой. А сейчас мы занимаем здание из семи этажей и двух корпусов, есть и другая территория. У нас работают более пятисот преподавателей, обучаются свыше трёх тысяч студентов. Это огромный вуз, который когда-то начинался с группы из 15 человек на направлении «Мода». Мы с Катей занимаемся организационными вопросами, на мне — стратегия развития учебного процесса. Если говорить о преподавании, то она преподаёт больше меня. Но в вузе нет чёткого деления на теорию и практику. Наша цель, чтобы теоретическая основа помогала студентам в практическом воплощении их проектов. Помимо учебной программы, стратегии развития всего направления, мы также стремимся к тому, чтобы Школа стала местом генерации идей, отвечала на вопросы — что такое мода сегодня? что такое индустрия моды? как ей развиваться?
В Школу дизайна приходят люди с разным багажом знаний, разного возраста и, очевидно, разной одарённости. Предыдущий опыт мешает или помогает студенту в обучении современному дизайну?
Екатерина: Нет, не мешает. Самое важное — желание и мотивация. Просто открытые глаза, сердце и мозг, чтобы воспринимать новое. Благо, модный контент по-прежнему сшибает с ног тем, какой он современный, провокационный, хитропридуманный. Если начинаешь систематически его изучать, то буквально через год погружения у тебя уже совершенно другая картинка в голове.
Анзор: У нас свой подход к тому, что такое мода, как её понимать и как с ней работать. И я очень часто говорю студентам, что в этой сфере трудятся люди, которые влюблены в моду. И это самое главное, что всех объединяет. Когда к нам приходят на курс, то в первую очередь нас интересует, насколько человек способен к производству идей. В остальном мы не выдвигаем никаких требований. Он должен очень хотеть заниматься модой и уметь думать. Конечно, обучению иногда может мешать «попадание в колею», когда студент уже со сложившимся пониманием моды и производства одежды не готов расширять горизонты. Абитуриентов мы настраиваем на то, чтобы придумывать новое. Ведь основная задача обучения — освоить определённый способ мышления...
Екатерина: … И полюбить концептуальный дизайн всей душой. По-другому не получится (смеётся).
За годы преподавательской деятельности вы научились определять, кого из студентов ждёт большое будущее?
Анзор: Будущее всегда скрыто. Бывают студенты, которые демонстрируют выдающиеся достижения с первых дней. Но опыт показывает, что со временем уровень подтягивается у всех. Иногда на первом курсе человеку кажется, что его результаты не столь высоки, как у его соседа, но это вовсе не значит, что на четвёртом курсе он не сможет выпустить грандиозную коллекцию. На это нацелена наша методика обучения.
В издании The Business of Fashion 2024-й назвали «Годом бренда». Хотя по большому счёту мода всегда была про развитие личного бренда, стартапа по придумыванию одежды: вся история моды XX и XXI веков — история стартаперов, как бы сейчас выразились, вырастивших свои проекты до миллиардных империй. А в этом процессе, помимо таланта, важно уметь развивать бренд, найти баланс между концепцией, творчеством и неким обращением к людям, придумывая что-то востребованное. А затем ещё всё это надо организовать и спродюсировать. Этому мы и учим.
Екатерина: Однажды мне попалась книжка советов будущему сыну. В ней говорилось: ты не можешь быть самым умным, самым быстрым, самым ловким, но ты можешь быть самым упорным. Статистика показывает, что время от времени упорство перешибает всё. Да, у творческих личностей бывают разные периоды, а у упорных лишь один — позитивный и созидательный. А это очень важно для любого человека, не только в моде.
Каким вы видите будущее российской моды?
Екатерина: Если и есть индустрия, которая по-настоящему восприняла нынешнюю ситуацию как побуждение к росту, то это как раз мода. За последние два года российские бренды буквально прыгнули выше головы. Наблюдать за этим приятно. Они заполонили не только масс-маркет. Появился целый ряд ярких имён, которые создают концептуальный дизайн и при этом коммерчески успешны. Например, модный дом Ushatava показывает авторский почерк. Пыл, с которым они выпускают по три коллекции в сезон, не может не радовать. На высоком уровне качество лукбуков, визуальной коммуникации, рассылок для постоянных клиентов. Этот пример двух девчонок из Екатеринбурга должен мотивировать не только наших студентов, но и весь отечественный бизнес... Если говорить про наших выпускников, то все из них, кто хотел работать в индустрии моды, уже работают, а 90% тех, кто решил продолжать обучение, делают это за границей.
Анзор: Над российской модой будто провели специальный эксперимент. Хотя понятно, что эксперимент был совсем про другое и с другими задачами, но ситуация оказалась весьма благоприятной для тех отечественных ростков, которым до этого десятки лет приходилось выживать на одном поле с международными гигантами, в первую очередь французскими и итальянскими. Надеюсь, что со временем это позволит сформировать в России собственную независимую индустрию моды.
Анзор, вы недавно перезапустили арт-журнал Black Square. Каково это — войти в одну реку дважды?
Анзор: Мы начинали делать Black Square в 2010 году, когда российский арт-рынок переживал подъём, к нему стали проявлять внимание коллекционеры, появились институции, вроде музея «Гараж». Но журнал в своём первом варианте существовал недолго, около двух лет. И мне казалось, что ещё много всего с ним можно сделать. Когда он прервался, у меня было ощущение незакрытого гештальта. И когда возможность снова появилась, я к этому примерно так и отнесся, как к чему-то, что просто прервалось и нужно продолжить. Но сейчас, конечно же, времена изменились. И мы снова находимся в моменте, когда, опять-таки, по разным причинам, присутствует ярко выраженный, заметный интерес коллекционеров к российскому искусству. Искусство покупают, оно перестало существовать в отрыве от общества. И журнал Black Square говорит об искусстве на языке искусства, не пересказывая что-то, а создавая.
Екатерина, вы упоминали о своей работе художником по костюмам. Каким был самый запоминающийся проект?
Екатерина: Очень запомнилось сотрудничество с режиссёром Натальей Кудряшовой, у которой на проекте «Герда» состоялся мой кино-дебют. Эта картина получила приз на фестивале в Локарно. Именно с авторской ленты начался мой путь в киноиндустрии. И теперь эта приятная творческая сфера деятельности помогает мне отвлекаться от студентов. Сейчас во всём мире люди из моды находят себе применение в кино. Я слежу за творчеством итальянского модельера Джулии Пьерсанти, которая систематически работает в качестве художника по костюмам с режиссёром Лукой Гуаданьино. Всегда на экране заметен её почерк. Она умудряется сделать ещё моднее кадр, который и так, казалось бы, идеален.
Были ли вы в Калининграде? Насколько модным и актуальным вам показался город?
Екатерина: Впервые мы были в Калининграде в 2017-м году на показе Гоши Рубчинского, ныне отменённого дизайнера. Потрясающий показ, он есть на YouTube, к нему можно прильнуть. Показ проходил в бывшем Доме культуры моряков.
Анзор: Да, наши отношения с Калининградом начались в контексте модного показа, на котором была воссоздана постсоветская атмосфера. И у меня до сих пор отношение к городу как к чему-то с очень сильным советским наследием. Хотя с исторической точки зрения это звучит странно. Помню, мы ходили в какую-то хипстерскую кофейню, которая мне показалась самой хипстерской из всех виденных мной в жизни. Гуляли по кварталу, где сохранились немецкие дома, разумеется, посещали могилу Канта. Это уникальный город, который сочетает в себе скрытый слой истории и брутальную советскость.
Екатерина: Я, в отличие от Азора, фанат северного моря, поэтому к вам я приезжала неоднократно. То, что из Калининграда можно уехать в кучу прекрасных мест с дюнами и красотой, меня абсолютно завораживает, и я этим часто пользуюсь.
Фото: из архива героев