Сделано в КалининградеЧто удивительного создают местные креаторы
- эксклюзив
- 11 окт. 2022
Мода на всё локальное никуда не делась. Сегодня тут и там появляются новые молодые бренды и можно смело сказать — в Калининградской области производят много неожиданных вещей. В этом материале мы рассказываем четыре истории креаторов, которые создают нишевый парфюм, сумки из переработанного материала, ковры по уникальному дизайну и фотокамеры из дерева, найденного на берегу Балтийского моря
Душевные ковры
Исса Капаров решил заняться созданием ковров в феврале 2021 года. Идею он подсмотрел в TikTok, пользователи которого делали их на основе мемов, брендов и мейнстримных персонажей. Калининградец купил специальный тафтинговый пистолет для стегания, пряжу, ткани и начал работу. Первым ковром стал Гомер Симпсон, который до сих пор хранится в коллекции креатора.
— Делал его где-то неделю. Сначала пытался понять, как работает тафтинг-ган, выбирал пряжу и клей. В Калининграде у нас не такой большой выбор, поэтому пришлось тестировать, закупать разные составляющие ковра и пробовать, — говорит Исса.
Он назвал новый бренд Soulrugs, что переводится как «душевные ковры». Сейчас на один заказ у Иссы уходит от четырёх дней. Ковер может быть абсолютно любой формы, единственное ограничение— размеры. Его ширина не должна превышать полтора метра, а длина — три.
— Ко мне приходят с любыми рисунками, и я на глаз подбираю пряжу по цвету. Главное условие, чтобы в изображении не было градиентов. Картины с нечеткими переходами цвета отдаю знакомому иллюстратору, который мне помогает, — рассказывает Капаров.
Всего за полтора года Исса сделал более 200 ковров. Среди них герои аниме, популярные надписи, персонажи хип-хоп культуры, элементы различных брендов и иллюстрации.
— Мы с детства привыкли видеть другие ковры. Помните те, что висели на стенах? А это что-то абсолютно новое — ручная работа, индивидуальный дизайн и самая неожиданная форма, — объясняет Исса.
Клиентам Soulrugs доступны на выбор ковры с мягким и более жёстким ворсом. Чтобы изменить жёсткость, Исса комбинирует акрил с шерстью. Как оказалось, в Калининграде есть проблемы с пряжей одного цвета и не всегда получается отыскать необходимое количество.
— Недавно я делал ковер для фестиваля «Креспектива Фест». С заказчиком подобрали цвет, но оказалось, что зелёной пряжи в области осталось всего 40 штук. В итоге нашли альтернативу и решили оставить ковер неоднородным с пятнами другого оттенка, — говорит Капаров.
Создатель ковров часто сотрудничает с различными компаниями и проводит коллаборации с местными художниками. Новым этапом творчества стали ковры абстрактной формы для пространства стиля Biart. Также в коллекции Soulrugs есть ковры произведенные в соавторстве с известным калининградским стритартером Fox.
— Написал ему в соцсетях и предложил поработать вместе, он согласился. В итоге у нас получилось несколько уникальных ковров с лисами. Один я ему подарил, — вспоминает Исса.
Ковры у Иссы заказывают не только в Калининграде, но и в большой России. Многие его работы улетели в Санкт-Петербург, Новосибирск, Москву и Ярославль. Однако были и покупатели из США, Германии и Испании. Владелец Soulrugs постоянно участвует в мероприятиях для хэндмейдеров. Его ковры выставлялись на Boom Market, а также в маркете Art Hostel Tolstoy и на фестивале «Калининград Сити Джаз».
— Задумываюсь о разработке собственной коллекции. Также в планах выходить на небольшие концептуальные магазины с предложением брендированных ковров. Одно из таких предложений сейчас рассматривает один сникер стор, — делится планами Исса.
Парфюмер. История одного бренда
Калининградский бренд 13|39 появился в 2021 году. Его создатель — Игорь Булгар до этого несколько лет работал в ритейле и занимался продажей селективной парфюмерии. По его словам, тогда он был далёк от производства собственной линейки ароматов.
— Два года назад я понял, что хочу делать локальный бренд. Искал какой-то концепт, объединяющий Калининград и Кёнигсберг. В голову пришёл морской порт, который был основан в 1339 году. Отсюда и пошло название бренда, — рассказывает Игорь.
На разработку одного аромата от формирования концепции до многочисленных проб обычно уходит до полугода. В команде — несколько парфюмеров, которых привлекают к сотрудничеству для разных проектов. Игорь считает свою компанию практически «бирюзовой» — этим словом называют современные организации, где отсутствует жёсткая иерархия, а работники обладают большей свободой в принятии решений.
Бренд 13|39 производит как нишевый парфюм, так и ароматы для интерьера. В активе компании — уже более 50 изготовленных ароматов. Также здесь придумали коллекцию запахов Калининградской области. Среди них есть «Марципан», «Янтарь» и «Коса», которые впервые начали продаваться минувшим летом. Как утверждает Игорь, последний с нотками хвои, смолы и йода стал очень популярным. Однако настоящим вызовом стало создание аромата, связанного с янтарем.
— Это пример того, как понятную задачу сложнее всего реализовать. Добиться запаха янтарной крошки почти невозможно и если даже получится, то вы не захотите его на себе носить. Поэтому здесь мы отталкивались от идеи. Янтарь появился 40 миллионов лет назад, когда на планете обитали динозавры. Этот запах совмещает папоротниковые и известковые ноты, смолу и всё, что может отсылать нас к влажным джунглям, — продолжает Булгар.
Как говорит Игорь, сегодня у парфюмеров нет сложностей с поставками сырья в Россию. Кроме того, у представителей индустрии есть возможность завозить компоненты не только из Европы.
— Не секрет, что у нас практически не производятся парфюмерные компоненты. Это традиционно европейское сырье, которое делают в Италии, Франции, Швейцарии. Проблемы с поставками были, но сейчас их нет. Дистрибьюторы завозят всё необходимое. К тому же есть альтернативные варианты в Китае и Индии, — объясняет парфюмер.
Ароматы от 13|39 продаются в калининградской сети магазинов с товарами для интерьера. Проект коллаборации был задуман совместно с продюсерским центром «Креспектива». Также бренд создает парфюм для сферы HoReCa — сотрудничал с ресторанами «Чайковский», Dolce Vita, гостиницей «Калининград».
— Cовместно с гастропабом Cult летом мы запускали интересный проект. Они сделали коктейльное меню на основе наших запахов. К напиткам шли блоттеры (бумажная полоска-тестер для оценки парфюма. — Ред), с помощью которых можно было познакомиться с ароматами, — говорит создатель бренда.
Однако Игорь разрабатывает парфюмерию не только для брендов, но и для исторических персонажей. Музей изобразительных искусств предложил ему придумать аромат для немецкого художника Ловиса Коринта, дом которого находится в Гвардейске (ранее Тапиау. — Ред).
— Идея заключалась в том, чтобы не просто почитать «Википедию», а создать композицию на основе биографии художника. В парфюмерной индустрии такой специалист называется эвалюатор. Выяснилось, что отец Ловиса занимался кожевенным производством. А в студенческие годы он любил веселиться и выпивать. В итоге аромат получился мужским, в том числе, с нотками кожи и другими составляющими его жизни, — делится профессиональными секретами Игорь Булгар.
Бренд 13|39 сотрудничал с Екатеринбургом, Москвой, Санкт-Петербургом. Также он участвует в федеральном проекте «Запахи России». В нём для различных регионов страны создаются уникальные парфюмерные композиции, которые отражают их идентичность. Как уверяет Игорь, бренд ставит перед собой амбициозные планы:
— Хотим более активно работать с торговыми сетями и масштабировать бизнес. Сейчас готовим к выпуску новую линейку интерьерных запахов. Её упаковкой займётся известный художник Дмитрий Чайка. А для проекта «Запахи России» мы уже перешли к обсуждению концепции локальных ароматов с Якутией, Тульской, Кемеровской и Иркутской областями.
Сумки, которые были баннером
С 2019 года художница Евгения Осыка делает сумки из баннерной сетки. Этим полупрозрачным материалом чаще всего закрывают фасады домов во время их реконструкции. Впервые аксессуары из него девушка увидела несколько лет назад, когда путешествовала по Африке и попала на рождественскую ярмарку в ЮАР. Впоследствии рюкзаки из баннерной сетки встречались ей в Берлине. Вернувшись в Калининград, Евгения решила попробовать сделать нечто подобное.
— Сетка меня покорила. Это лёгкий и прочный материал. Так вышло, что у меня друг работал в рекламном агентстве и принёс мне куски бракованной сетки. И тут началось творчество, — рассказывает Евгения.
Первый рюкзак прожил всего месяц, художница проводила с ним эксперименты, чтобы быстрее освоить новый материал. Ещё 20 изделий она сделала сама, а затем стала отдавать лекала профессиональной швее. Как объясняет Евгения, так ей удалось сэкономить много времени. Сегодня в ассортименте — шопперы, рюкзаки и поясные сумки. На производство одной единицы у неё уходит два-три дня.
— Ни одна сумка не повторяется. Если мне дали сетку, на которой остались напечатанные буквы или цифры, то при раскрое получается интересный принт. Бывает, я дорабатываю изображение на рюкзаке или шоппере маркером или аэрозолью. Чаще всего рисую лица, но в последнее время стала уходить в абстракцию, — продолжает Осыка.
Евгения считает, что её изделия можно назвать долговечными. Она делает подкладку из непромокаемой плащёвки, а карабины и кольца покупает в строительном магазине. Кроме того, рюкзак можно свернуть в трубочку, и он не будет занимать много места во время путешествий.
— Ношу собственный рюкзак с 2019 года. Сшила его одним из первых и до сегодняшнего дня он нормально мне служит. Есть места, где пластик содрался, но это никак не мешает носке, — говорит художница.
Сегодня Евгения транслирует разумный подход к потреблению и работает в популярной нише апсайклинга. По её словам, она продлевает срок жизни материала, который всё равно попал бы на помойку.
— Когда все товары оказались доступными и недорогими, мы стали потребителями. А сейчас такое время, когда лишний раз задумываешься, стоит ли бежать и покупать, тратить деньги. Люди в России стали жить не так хорошо. Поэтому, наверное, пришло время осознанного потребления, — объясняет Осыка.
При этом, как утверждает художница, не все понимают её работы из баннерной сетки. Возрастная аудитория иногда воспринимает их как мусор. Среди возможных причин Евгения называет не самые приятные тактильные ощущения. Однако взрослые клиенты из-за границы уже неоднократно покупали сумки Евгении. Так, несколько заказов отправились в США, Германию и Китай.
— Молодежь больше реагирует на дизайн, а не на эко и переработку. В 15 лет они, скорее, думают, что это необычные и трендовые вещи. А те, кто постарше, ближе к 30 годам понимают, что получают два в одном, — отмечает Евгения.
Работы девушки регулярно попадают на локальные маркеты и гараж-сейлы. Сумки её производства можно найти в трёх магазинах Калининграда, а также в питерской лавке «Винтаж». С января на протяжении полугода они также продавались в лавке Rigraiser на территории Дизайн-завода «Флакон» в Москве. Рюкзаки и шопперы художницы выставлялись в Музее изобразительных искусств, попап-шоуруме Inclus и на экоплощадке «Зелёный Кот».
Сумки от Евгении Осыки стоят от 3 до 5 тысяч рублей. Их создательница не считает, что цена за изделия из перерабатываемого материала — высокая. Так, за рубежом некоторые экземпляры могут в пересчёте стоить до 15 тысяч рублей.
— Считаю, что цена вполне оправдана. Я отношусь к созданию сумок как к искусству. Это предмет, которого больше не будет ни у кого, — заключает Евгения.
Пинхол-камеру можно сделать из пакета молока, но будет ли это интересно
Сергей Лебедев в начале двухтысячных увлёкся созданием пинхол-камер. Так называют фотоаппараты, в которых вместо линзового объектива расположено отверстие со специальной пластиной. Похожим образом выглядели снимающие камеры в момент своего появления. Первое устройство Сергей сделал ещё будучи подростком из настоящей пластиковой мыльницы, которую выкрасил в чёрный цвет. Последние 8 лет он создаёт их из дерева, которое собирает на балтийском берегу.
— На море нашёл очень красивый кусок граба, из него собрал коробку. Сразу решил, что это будет пинхол-камера. Получилось отличное снимающее устройство, в нём многое зависит от отверстия, — рассказывает Сергей.
После этого креатор сконструировал несколько таких камер и выложил их фото на маркетплейс. К удивлению Лебедева, их купили в течение пары недель. По его словам, такие устройства в первую очередь интересуют любителей фотографии. Изображения с камеры получаются не четкими, а близкими к работам художников-импрессионистов и словно состоящими из мазков.
— Мне всегда хотелось, чтобы фотография передавала не реальность, а что-то близкое к живописи. Снимки с пинхолл-камеры выглядят именно так. В них в отличие от классических фотографий почти отсутствует резкость. Всё, что движется, получается смазанным, вода превращается в туман, — объясняет Лебедев.
Сергей постоянно экспериментирует с конструкцией и материалами при создании фотокамер. Его первые устройства совсем не похожи на те, которые он делает сегодня. В ближайших планах собрать полностью керамическую и металлическую камеры.
— Решил изготовить новую камеру из мусора. Его подбирал на берегу, там есть железки, пластик и много всего, что оставляют у моря. Проектом даже заинтересовался Музей мусора в Зеленоградске, — говорит Сергей.
Ещё несколько фотоаппаратов Сергей создал в коллабе с калининградкой Натальей Оридорогой, которая занимается валянием войлока. У гаджетов получились войлочные вставки. Оба устройства улетели в США. По словам Сергея, в пересчёте каждая из них стоила более 15 тысяч рублей.
— Пинхол-камеру можно сделать и из пакета молока, но будет ли это кому-то интересно. Считаю, что здесь очень важен дизайн, какая-то инкрустация, использование необычных материалов. У меня есть серия камер, которую расписывали друзья-художники, — отмечает Лебедев.
Количество создателей пинхол-камер в мире можно пересчитать по пальцам. Именно поэтому несколько лет назад про Сергея снимали сюжет журналисты телеканала Euronews*. Сегодня некоторые камеры через друзей он отправляет в страны ЕС — их будут продавать в Риме и Цюрихе.
* С марта 2022 года телеканал заблокирован в России.
Фото: Светлана Андрюхина, Татьяна Мозжухина, из архива героев