Ангелы в татуировкахКалининградская художница Яна Банникова о контрастах в творчестве

Калининградская художница Яна Банникова о контрастах в творчестве

«Твой Бро» поговорил с ней о реставрации немецких скамеек с помощью мозаики, уличных интервенциях и формате NFT

Как вы стали художником, когда начали писать картины? Это сейчас основной вид деятельности или совмещаете его с другой работой?

Рисование с детства было моим любимым делом. С 5 до 16 лет училась в художественной школе. Сейчас я студентка магистратуры по специальности «Графический дизайн», поэтому основной вид деятельности — учёба. Художницей могу себя считать последние пару лет, когда рисование перешло в коммерческую сторону — заказы, участие в выставках. Это всё идёт параллельно с учебой, дополняя друг друга. Также я работаю сторисмейкером в гончарной школе «Колокол» и беру заказы как графический дизайнер.

Один из ваших проектов — восстановление немецких скамеек с помощью мозаики. Как пришла эта идея? Как реагируют люди, какие отзывы слышите?

Когда я училась на факультете социологии, то занималась урбанистикой, поэтому ещё тогда смотрела на город как на возможное место для творчества. Сейчас Калининград превращается в очень современную, благоустроенную территорию, и мои арт-объекты становятся частью нашего города. Я создавала проект с плиткой днём, когда вокруг проезжали люди. Некоторые сигналили и выкрикивали положительные комментарии. Негатива не встретила.

Расскажите о коллаборации с negodiai, когда вы разместили в Зеленоградске нескольких бетонных котиков. В чём суть? Кто был инициатором этого проекта?

Мы познакомились на фестивале современного искусства «Набросок», идея создать что-то совместное пришла почти сразу. Коллаборация заключается в том, что каждый участник привносит что-то своё в арт-объект. Коты сильно отличаются от моих более привычных работ, в этом и суть коллаборации: взглянуть на своё творчество по-новому и посмотреть, как оно может сочетаться с другим видом искусства — скульптурой.

С какими художниками ещё сотрудничали, с кем бы хотели работать в будущем?

Думаю, что с художниками сотрудничать сложнее, чем со скульпторами, дизайнерами, гончарами. Для меня легко и интересно получается взаимодействие тех, кто как будто бы не может никогда сочетаться. Пока мысленно готовлюсь к попыткам соприкосновения моей живописи и гончарного дела. Дело в том, что в создании изделий из глины присутствует роспись, а это значит, что навыки рисования помогут как то по-новому осмыслить глиняные предметы.

Планируете другие уличные интервенции? Насколько вам близко это направление, выход на улицы города со своим творчеством?

Сейчас нахожусь в процессе официального оформления моей задумки с мозаикой, поэтому в таком формате точно буду продолжать. Но не думаю, что именно живопись выйдет на улицы города.

Вы часто делаете коллажи или сочетаете в своих работах несовместимые элементы. Какой смысл заложен в картинах, где изображены, например, ангелы с крыльями бабочки и татуировками? Что они транслируют?

Мне нравится создавать контраст, это позволяет по-новому взглянуть на привычные объекты. Такие странные сочетания помогают выйти за рамки и дать творчеству свободу. Если более приземлённо, интересно же посмотреть, как будут выглядеть ангелы, образы которых создавали несколько веков назад, в среде нашего современного города, покрытого граффити? Вот живопись и коллажи позволяют это увидеть.

Где работаете — дома или в мастерской? Нужна ли вообще художнику мастерская?

Если говорить про digital-art, то работа везде — дома, на пляже и в парке — будет комфортной. Что касается масляной живописи, тут я выбираю мастерскую, потому что масло — сложная текстура, оно имеет свой запах, трудно отмывается от мебели и одежды. При работе с ним нужно пространство, в котором ничто не будет меня отвлекать. Так и делю творчество — живопись в мастерской, а digital — дома.

Вы также работаете в digital, создаёте арты и анимации. Какие у него преимущества, чем он вас привлекает? Вечный вопрос: цифровое творчество не убьёт живопись?

Думаю, не убьёт. Преимущество digital в его скорости, мобильности. Такое искусство используется в рекламе, приложениях, сайтах. Тут больше места для фантазии в плане монетизации творчества. Несмотря на это, живопись ценится в создании интерьеров, особенно если выполнена на заказ для конкретной квартиры. Мне кажется, digital просто занял свою нишу на гране маркетинга и искусства, а живопись идёт параллельно, своим путём.

Если бы пришлось выбирать между рисованием на планшете и на холсте, что бы вы выбрали? Какой ваш любимый материал и почему?

Выбрала бы масляную живопись. Раньше была акварелисткой: мне подходил этот материал по скорости высыхания, по формату работ. К маслу пришла позже. Когда переходишь на него с других материалов, нужно быть готовой. Он достаточно сложный в технике и считается самым дорогим. Зато масло позволяет создавать очень плавные переходы, интересно играть со светом и делать масштабные работы от метра в ширину. В этом оно мне точно подходит.

Что даёт художнику участие в фестивалях?

Это прекрасная возможность прочувствовать тот самый момент, когда люди смотрят на твои работы со стороны, оценивают, интересуются. Такой опыт позволяет свежим взглядом посмотреть на свой стиль, понять, чем именно он отличается от картин других авторов. Я бы советовала участвовать в таких открытых фестивалях тем художникам, которые умеют воспринимать критику, потому что не всегда нужно рассчитывать на победу и похвалу. Тем более в сфере искусства оценка творчества — всегда очень субъективно.
Но для меня фестиваль стал тем моментом, после которого я поняла, что двигаюсь в правильном направлении. Мне дали первое место в категории «Живопись». Оценивали сами создатели фестиваля, то есть люди, интересующиеся и разбирающиеся в искусстве. Такая оценка была для меня лучшим подарком, что очень вдохновляет.

Вы участвовали в проекте «Живые коридоры» от фонда «Верю в чудо», во время которого волонтёры расписывали стены в детских больницах. Расскажите об этом проекте. Он некоммерческий? Почему для вас важно было поучаствовать?

Да, ещё со школы являюсь волонтером «Верю в чудо» и участвую в мероприятиях в качестве аквагримера. Опять же сфера творчества. Проект «Живые коридоры» некоммерческий, участвовала в нём на волонтерских началах. Благодаря этому проекту мы оживили стены в детской областной больнице, создали там коридоры из ярких рисунков. Дети проводят здесь много времени, и такие рисунки немного скрашивают их будни. Считаю, что благотворительные проекты, безусловно, стоит поддерживать, потому что это всё о заботе и о внимании друг к другу. Если мы, волонтёры, приходим в больницу к детям, чтобы развлечь, и видим, что им не хватает ярких красок, весёлых элементов интерьера, то как можем пройти мимо? Тем более что навыки позволяют нам выполнить такую работу.

Сейчас где-нибудь выставляетесь? Где можно увидеть ваши картины?

Самую актуальную информацию о картинах и развитии моих проектов выставляю к себе в профиль в Instagram: там людям удобнее всего следить за моим творчеством. Если говорить о физическом присутствии картин в городе, сейчас одна из моих работ находится на выставке «Я Моне, Я Шишкин, Я Малевич» и пробудет там до конца сентября. Электронные коллажи и другой digital-art продаю в формате NFT на специализированных площадках. Стараюсь делать так, чтобы людям было удобно, поэтому ссылки на эти площадки есть также у меня в Instagram.

Вы принимаете заказы на работы или продаёте то, что создаёте по собственным задумкам? Что можно у вас заказать, а какой запрос вы бы не стали исполнять?

Создавать на заказ удобно из-за того, что я точно понимаю, под какой интерьер или какому человеку в подарок идёт картина. Это помогает. А рисованием для себя занимаюсь в оставшееся от заказов время. Что интересно, именно картины, написанные «для себя», уходят на выставки. Видимо, потому что там полёт фантазии не ограничен чёткими задачами заказчика. Если подумать, за какой заказ не взялась бы, это создание копии картины другого художника. Имею в виду не ту классику, которую все привыкли видеть, а именно копирование современных авторов. Думаю, что даже если получилось вдохновиться чужой работой, то стоит её переосмыслить и создать по-новому. С таким подходом в современном искусстве появится ещё больше разнообразия и креатива.

Есть ли место творчеству в коммерческих проектах?

Да, определенно есть. Стоит понимать, что творческий порыв может существовать и в рамках, поставленных заказчиком. Если он хочет работу в определённой цветовой гамме и с конкретным сюжетом, то никак не должен ограничивать художника в стиле и формах. Поэтому коммерция проходит рядом с творчеством, но если всё правильно сделать, она не будет ему мешать.

Фото: из архива героя