Ликбез по комиксологииИван Грозный, Казимир Малевич и другие пионеры российских комиксов
- эксклюзив
- 12 февр. 2019
Ещё чуть-чуть, и каждый новичок, который следит за выпусками комиксологии на «Твой Бро», станет Intermediate в этом направлении. Ведь наш лектор, организатор комикс-сообщества Look! Comics и специалист отдела развития ЦБС Анастасия Эйма, уделяет внимание самым важным и интересным моментам в развитии этой культуры. И сегодня мы узнаем, как развивалась комикс-культура на просторах матушки Руси
«Это всё от дъявола Запада»? — Да как бы не так!
Принято считать, что комиксы — это чисто «западное веяние», чуждое русскому человеку. Такому заблуждению подвержены даже люди, активно комиксы читающие. Правда здесь в том, что комикс-индустрия в нашей стране действительно начала активно развиваться с 2000-х годов, но вот история «комикса» (как вида искусства) имеет довольно глубокие корни.
Удивительно, но во всём мире последовательное искусство развивалось примерно одинаково и почти независимо друг от друга. Как я уже говорила в прошлом выпуске, истории в картинках создавали ещё наши предки на стенах пещер. А после пещер каждый регион пошёл своим путём. Пожалуй, самый ранний прототип русских комиксов — это житийная икона. Очевидно, на ней были представлены те самые последовательные изображения, из которых мы эпизодично узнавали о жизни святых. Кроме того, в каждом клейме можно найти поясняющие надписи с текстом, что роднит их с современным комиксом ещё больше. Первые житийные иконы появились в России в 13-м веке.
Другой родственник современного комикса — стиль графики под названием «лубок». Он уже не только сочетает в себе последовательные изображения с текстом, но и использует «пузырь» — специальное облачко, в которое вписываются реплики персонажей. Такие «лубки» были очень распространены в Китае, Европе и России за счёт своей доступности «широким массам». Особое распространение у нас этот стиль получил в 16-ом веке.
Многие причисляют к «предкам» комикса «Царь-Книгу» — лицевой летописный свод Ивана Грозного. Эта книга была создана в 1568 году по заказу царя (предположительно для обучения детей) в единственном экземпляре. Слово «лицевой» в названии Свода означает иллюстрированный, с изображением «в лицах».
Книга состоит из 10 томов, содержащих около 10 тысяч листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 16 тысячами миниатюр. По сути, это учебник истории, который охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года. Удивительно то, что часть изображений являются не просто иллюстрацией к тексту, а его прямым продолжением и составлены в смысловой последовательности (кроме того, есть разделы, в которых события показываются только картинками).
«Азбука 1812 года»
Отдельно стоит отметить работы Ивана Ивановича Теребенёва. Кроме того, что он создавал барельефы, в которых использовал последовательные изображения, он также выпустил знаменитую «Азбуку 1812 года», также известную как «Теребеневская азбука». Выполненные в стиле лубка, его иллюстрации имели смысловую последовательность, подписи и отсылали к буквам алфавита. Книга создана в 1814 году.
В 1840 году выходит уже первое литературное произведение, в котором картинка и текст неразрывно связаны, — «Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета» художника Андрея Сапожникова. Это произведение ещё не является полноценным комиксом, по сути — это альбом гравюр, но уже использующий некоторые механизмы комикса и имеющий длинный полноценный сюжет. Кстати, текст к нему писал сам Владимир Даль.
Далее предпосылки к комиксам можно проследить в дореволюционных журналах: «Карикатурный листок» (1857-1858 гг.), «Задушевное слово» (1876-1918 гг.), «Стрекоза» (1875-1918 гг.), «Будильник» (1873-1917 гг.). Часто в журналах встречались карикатуры с подписями, а иногда даже «баблы» с текстом.
Авангардное течение и пропаганда
В 1914-ом году авангардисты Владимир Маяковский, Казимир Малевич, Аристарх Лентулов и Давид Бурлюк создают объединение «Сегодняшний лубок» с целью возродить традиции лубка. Эта группа выпустила серию из 22 листов на тему Первой мировой войны. Под рисунками расположены рифмованные строки, сочинённые Маяковским.
Отступление немецкой армии под натиском войск союзников
в окрестностях Парижа осенью 1914 года (автор Казимир Малевич).
Лубки Малевича, Маяковского и Лентулова стали некоторой переходной ступенью к жанру советского плаката и заодно подтолкнули Владимира Маяковского к «Окнам РОСТА».
Русский крестьянин и потерпевшая от него поражение немецкая армия (Казимир Малевич в сотрудничестве с Владимиром Маяковским)
После революции 1917-го года стиль комикса стал активно использоваться в пропаганде. Например, всем известные «Окна РОСТА» — серия агитационных плакатов. Над плакатами работали: поэт Владимир Маяковский, художники Д. Моор, Иван Малютин и многие другие. Использовались последовательные изображения с надписями (часто в стихотворной форме), а также запоминающиеся образы. Окна РОСТА стали продолжением традиции лубка в нашей стране и важным шагом в формировании отечественного комикса.
Главными темами таких плакатов оставались пропаганда и сатира.
Комиксы для детей: от «Ежа» до «Мурзилки»
В 1928-ом появляется на свет детский журнал «Ёж», на страницах которого печатаются комиксы для детей. Их называют «кусковыми рисунками».
Такой метод повествования пользуется успехом, и вскоре опыт, с осторожностью, перенимают и другие советские журналы.
Первым советским сборником комиксов становится журнал «Сверчок» (1937 г.), и именно с него принято вести отсчёт существования российского комикса (в Америке первый сборник комиксов вышел в 1903 г.). Только посмотрите на список авторов, работавших над изданием: С. Маршак, Д. Хармс, А. Введенский, Б. Житков, Л. Савельев, С. Михалков. Знакомые имена, не правда ли? Жаль, об этом не рассказывают в школе.
В 1937 году в журнале «Пионер» писатель Андрей Некрасов и художник Константин Ротов публикуют рисованный «роман-фельетон» «Капитан Врунгель» (до того как издать повесть).
В том же году в журнале «Мурзилка» стартует комикс-сериал с его фирменным маскотом, а «Детиздат» печатает «Рассказы в картинках» Николая Радлова — сборник рисованных историй, входивший в число первых книжек чуть ли не каждого ребёнка СССР.
Тёмные времена отечественного комикса
После внезапного подъёма «русский комикс» ждали тёмные времена. Журнал «Сверчок» закрыли после пятого выпуска из-за волны критики, а многие, кто стоял у истоков отечественного комикса, попали под репрессии. В 1940-м за «антисоветскую карикатуру» приговаривают к 8 годам лишения свободы Константина Ротова. В июне 41-го года по обвинению в шпионаже осуждён на 8 лет художник «Мурзилки» Михаил Храпковский. В августе 41-го арестовывают Даниила Хармса.
В годы войны язык комикса снова активно используется в целях пропаганды. Яркий пример: серия плакатов «Боевой карандаш» и «Окна ТАСС».
В 1948-ом комиксы получают очередной удар. На сей раз от писателя Корнея Чуковского (вот это поворот!). В «Литературной газете» выходит критическая статья «Растление детских душ», критикующая американские комиксы за привлекательное изображение насилия и героизацию преступников. В 1949 году там же появляется статья Чуковского «Растление американских детей» с критикой Супермена. Тут стоить вспомнить, что в это же время подобная критика в сторону комиксов имеет место и в самих США, после чего там возникает «Комикс Код» (см. предыдущий материал). «Западное» искусство комикса у нас приобретает статус «неформального запрета», однако многие карикатуристы всё ещё используют его форму в своих работах, например Кукрыниксы.
Тепло, ещё теплее
Только в 1956 году с появлением журнала «Весёлые картинки» комиксы становятся допустимыми для детей. Выходит комикс «Необыкновенные приключения Пети Рыжика и его верных друзей Мика и Мука» с продолжением в 3 номерах.
Множество детских комиксов публикует у себя журнал «Юный техник» (после 60-х встречаются даже переводы французских комиксов).
В 1966-м в журнале «Костёр» выходит первый советский комикс Юрия Лобачёва (очень значимая фигура для русского комикса) «Ураган приходит на помощь», но в свет вышло только семь глав из двенадцати.
Вот что говорил об этой ситуации сам Лобачёв: «Я приготовил два приключенческих рассказа так, чтобы в каждом номере печатать по страничке. Первый назывался «Ураган приходит на помощь» — детский шпионский детектив, с которого и начался мой с «Костром» опыт по введению комикса в Советском Союзе. Но меня вызвали в ленинградский обком и приказали прекратить безобразие. Я пытался убедить, что нельзя же всё бросать на середине, и мне разрешили напечататься ещё в одном номере, чтобы хоть как-то закруглить повествование».
Кстати, 4 марта Юрию Лобачёву исполнилось бы 110 лет, в связи с чем в нашем Центре комиксов планируется небольшой праздник. Присоединяйтесь! Все подробности опубликуем позже в соцсетях.
Вплоть до конца 80-х годов комиксы оставались детским форматом, назывались «весёлыми картинками» или «книжками-картинками» и подвергались жёсткой цензуре, но с приходом «оттепели» у советских людей появился большой интерес к западной культуре, что положило начало последующего интереса и к «девятому искусству». Хотя переводы некоторых иностранных комиксов и начали просачиваться в продажу, большинство изданий всё ещё были под запретом. Отечественные авторы начали смотреть в сторону более взрослой аудитории. В 1983 году вышел комикс Кира Булычёва по повести «Приключения Алисы», а в 1987 году — «Похищение чародея».
комикс «Перевал» Кира Булычева
В 1988 году создаётся первая комикс-студия «КОМ». Участники студии авторы и художники комиксов: Аскольд Акишин, Михаил Заславский, Алексей Иорш и многие другие. Студия публикует собственные сборники, а также устраивает встречи, на которых обсуждаются комиксы и изучаются раритетные издания.
Аскольд Акишин «Моя комикс-биография»
Зелёный свет на руинах СССР
С развалом СССР комикс-индустрия в России начинает расцветать. В 1991 году на русском издаётся учебное пособие Стэна Ли и Джона Бускемы «Как рисовать комиксы», что влияет на многих молодых авторов. В этом же году появляется комикс-студия «Муха», выпускающая одноимённый журнал. Особенностью политики журнала был полный отказ от заимствований из зарубежных изданий — только оригинальные сюжеты и стили наших авторов. Кроме всего прочего, эти комиксы были ориентированы исключительно на взрослую аудиторию.
В 1994 году издательство «Махаон» выпускает пять выпусков американского комикс-сериала «Сага о лесных всадниках» и наверняка многие из вас помнят эти журналы (уж я-то точно).
Вслед за ними выходят «Черепашки-ниндзя», «Астерикс и его друзья», первый том манги «Босоногий Гэн» Кэйдзи Накадзавы, пять лицензионных выпусков комикс-сериала «Звёздные войны».
В 1998 году в Санкт-Петербурге даже проходит выставка «Комикс в России», по итогам которой издаётся сборник исследовательских статей «Русский комикс» — это огромный прорыв.
Необратимость комикс-индустрии
Но самый настоящий расцвет комикс-индустрии в нашей стране приходится на нулевые и десятые годы. У нас даже появляется свой андеграунд — «Люди мёртвой рыбы». Они издают фэнзины (самиздат), в которых языком комикса высказываются о любых волнующих темах: быт, политика, философия.
С появлением интернета иностранные комиксы становятся, как никогда, доступны. В основном, благодаря труду сканлейтеров — энтузиастов, которые собственными силами их переводят (за что им большое спасибо, пусть это и не совсем законно). Появляются веб-комиксы (те, которые изначально предназначены для публикации в сети) и мемы, благодаря которым интерес к комиксам у публики возрастает ещё больше.
В 2001 году прилавки газетных киосков заполняются комиксами американского издательства Marvel на русском языке. В 2002-м в Москве проводится первый фестиваль комиксов «КомМиссия». Его организаторы — художник Хихус (Павел Сухих) и Наталья Монастырева — хотели, чтобы русские комиксисты «наконец-то перезнакомились друг с другом, осознали себя профессиональным сообществом и начали делать первые шаги в карьере».
В 2005-ом году в издательстве «Амфора» выходит «Город грехов» Фрэнка Миллера и это первый комикс, изданный в России, к которому применяется определение «графический роман». Далее, в 2007-м (ох уж этот 2007-й) выходит в свет «V значит вендетта» Алана Мура и Дэвида Ллойда, а в 2009-ом графический роман «Хранители» — издания пользуются огромным успехом, что окончательно даёт понять всем скептикам: комиксы не только для детей.
Всё официально!
В 2010 году случается то, что совсем недавно казалось невозможным, — в структуре Российской государственной библиотеки для молодёжи в Москве организован Центр комиксов и визуальной культуры, первая официальная организация, занимающаяся изучением комиксов.
на открытии Центра комиксов в Калининграде, больше фото тут
Появились издательства, специализирующиеся только на комиксах, такие как «Комильфо», «Азбука», «Фабрика комиксов», «Бумкнига» и многие другие. И можно бесконечно перечислять те комиксы, которые появились на российском рынке и, благодаря перечисленным ранее, продолжают выходить. Появились библиотеки комиксов в регионах: Калининград, Ижевск, Красноярск, Новосибирск и многие другие. Постоянно проводятся фестивали комиксов, и даже есть научная конференция «Изотекст», цель которой — «повысить научную инициативу отечественных исследователей, занимающихся изучением комиксов, и наладить диалог о комиксах в академической среде». На данный момент индустрия комиксов в нашей стране переживает свой «Золотой век», постоянно растёт и развивается.
В следующем материале мы расскажем вам о том, какие фестивали проводятся на территории России, на какие издательства стоит обратить внимание и какие интриги существуют в комикс-индустрии. А пока вновь список литературы для закрепления материала и самостоятельного обучения:
1) «Русский Комикс. 1935-1945. Королевство Югославия» (сборник)
2) «Моя комикс-биография», автор Аскольд Акишин
3) «Тайная история комиксов: Герои. Авторы. Скандалы», авторы: Алексей Волков, Кирилл Кутузов
4) «Манга в Японии и России», автор Магера Юлия
5) «Русский комикс» (сборник статей)
6) И конечно, сборники конференции «Изотекст» (также доступны видео лекций в сети)