#КалининградскийсаундТемноямск — о триггерах, развитии не туда и призрачном щелчке
- эксклюзив
- 14 июля 2020
Мы продолжаем свой крёстный ход по самым заметным, на сегодняшний день, музыкальным проектам Калининграда. И сегодня остановимся в городе, который вы не найдёте на карте области, но саму её через звучание Темноямска — вполне
Город, которого нет. Города, которых не станет. Евгений Зенцов и Костя Тращенков словно стоят на границе двух миров — бросают тень призрачной метафоры их вымышленного Темноямска на картину сегодняшнего дня. Тень отчётлива,скользит по золотому песку, догоняет чаек, провоцируя их на пронзительный крик, выискивает лужайки, кустарники, глоток свежего воздуха. Не находит, глаза на мокром месте — становится влажной и оседает туманом в золотистых полях.
Женя и Костя заявляют о себе как о музыкальном коллективе в 2012 году. Само же совместное переживание происходящего снаружи и внутри и трансформация этого в творчество начинается гораздо ранее: за школьной партой, под крышей творческого клуба, на фестивалях ЛЕС 16+ и так далее. За эти восемь лет, казалось бы, можно было выпустить ни один альбом (а он как раз один пока что). Но Темноямск — это и есть жизнь, обдуманная, неспешная, наполненная, в которой ты можешь позволить себе остановиться посреди круговорота дел, чтобы как следует разглядеть порхающую бабочку. Совсем скоро ребята выберутся из пост-панка, укрытого лоуфайным одеяльцем, в техно-поп и снова всех удивят, как делают это на концертах. Причастны к сему явлению и Эдик Судаков (Sad Sad Satan) с Мишей Ковалёвым (Hellomishel), которые периодически выходят на сцену вместе с Темноямском, чтобы позволить Косте как следует натанцеваться.
Я вижу Темноямск продолжением фестиваля ЛЕС — для меня это скорее ещё одна форма творческого самовыражения и послания, чем музыкальная группа в общем её виде. Как вы собрались и какие были для этого предпосылки?
Женя: Предпосылки появились ещё в 5 классе образовательной школы, это тот момент, когда нас объединили в один класс и посадили с Костей вместе за парту, но буквально через пару уроков рассадили, потому что мы начали читать наоборот слова в учебнике по русскому языку, и получались забавные новые слова, от которых мы смеялись. В то же время от старших братьев друзей нам начали доставаться немецкие журналы с граффити, и тогда мы заинтересовались хип-хоп культурой, начали рисовать и срисовывать граффити, ездить в Калининград за баллонами и раскрашивать стены в Светлогорске. Договорились с директором разрисовать стену внутри школы и учились танцевать брейк в фойе нашего учебного заведения. Позже, ближе к 10 классу, в той же школе вступили в творческий клуб, на базе которого мы начали играть музыку. Параллельно там проходили лекции по истории искусств: театр, живопись, архитектура, и т. д. Параллельно началось увлечение плёночной фотографией. Всё это и сформировало нас.
Костя: Ну да! Это не то чтобы группа, это город. А мы его агенты, то ли туристические, то ли просто секретные. Женя чётко описал про то, как собрались, с тех пор, время от времени, пересобираемся, ну как конструктор.
Были ли тенденции к изменению состава, смене ролей? Костя, ты себя в роли вокалиста комфортно ощущаешь сейчас и когда начинали?
Женя: Нас всегда двое. Роли не выбирали, такие, какие есть. В состав периодически привлекаем сессионных музыкантов, на данный момент нам помогают Миша Ковалёв (Hellomishel) и Эдик Судаков (Sad Sad Satan).
Костя: Время от времени так, потом эдак. В роли музыканта и вокалиста чую себя не очень, хочу просто танцевать, приглашённые музыканты в этом случае как раз подспорье.
Вам важнее донести посыл или высказаться самим?
Женя: В любом случае, когда ты высказываешься, ты пытаешься донести эту информацию до человека, который рядом. Лично мне важно передать текст до слушателя, так как мы всегда уделяем внимание словам, а музыкой хочется погрузить зрителя в общую волну, в которой мы находимся во время выступления.
Костя: У меня не так, тут всё для себя. Доносить не хочу. Когда слышу музыку, которую сочиняет Женя, во мне что-то щёлкает. Хочу вновь и вновь играть этот спектакль.
Сам Темноямск как бэнд уже сколько существует? И как заявил о себе — это были записи или публичное вступление?
Женя: Первое выступление прошло в пространстве «Репортёр» (нынешний «Катарсис»). Это был 2012 год, если не ошибаюсь.
Костя: Кажется,это была какая то годовщина аварии на ЧАЭС, а с записями — вечная мука. Пока всё никак не запишется то, что меня щёлкает. Ну и для города, которого нет, слухи, рассказы из уст в уста лучше работают, чем записи песен. На концертах этот город начинает существовать, мы его из звука слов и движений создаём, а зритель, если есть, становится его жителем на это непродолжительное время нашего перформанса.
Можно ли сказать, что Темноямск — проекция существующих прибрежных городов, которые неизбежно меняются и утрачивают привычные и столь любимые нами образы из юности?
Женя: Для меня сейчас Темноямск — это уже не совсем город, как раньше. Сейчас это люди и явления, окружающие нас. Это наше место для творчества. Само название «Темноямск» возникло как противопоставление слову Светлогорск, как некая шутка и миф, как обратная скрытая сторона города.
Костя: Город состоит ровно из того, что описывается в наших песнях. Я выше уже упомянул, что он появляется на концертах, могу добавить также, что во это происходит и во время хэппенингов, в печатных изданиях. Временами мне казалось, что это усреднённый провинциальный город. Сейчас так не думаю. Город продолжает образовываться, и возможно все поменяется, и я откажусь от выше сказанного, могу ошибаться.
Творчество, которое вы создаёте — оно по большей части задумчивое, словно тоскующее по чему-то. Что является триггером этого состояния и эмоций, которые находят выход в ваших песнях?
Женя: Триггером может быть всё что угодно, какие-то события, ощущения от происходящего в жизни, любая ситуация вокруг и внутри. Ты можешь просто играть со словами, переставлять части слов местами, так рождается что-то новое и трансформируется язык, появляются новые образы для песен.
Костя: Думаю, что цепочка «человек-природа-современный мир» — вот что шевелит во мне поэта и художника.
Цепочка «человек-природа-современный мир» — вот что шевелит во мне поэта и художника
На самом деле мне, как человеку, выросшему на побережье в тихоньком городке, больно было расставаться с дюнами, на которые ходили ещё наши бабушки и дедушки, сбегая с городского пляжа от приезжих. Больно думать о том, что уют города сметут автострады, яхтенные марины, пассажирский порт... но с другой стороны, это инфраструктура, удобства, прогресс. Как вы сами на это смотрите, являясь «детьми» подобного городка?
Женя: Как человек, который провёл большую часть жизни на побережье, могу сказать, что действительно трудно расставаться с тем, что было. Побережье мутировало за последние 5 лет. Люди не берегут и не ценят то, что мы имеем, не понимают важности, рассматривают землю как ресурс. Наш песок — это золото, морские места — это рай, и он исчезает. Вырубка зелёного массива ведёт к проблемам с экологией. Что касаемо развития — то, в каком виде сейчас преподносится это слово, я его не вижу, не говоря уже о прогрессе. У нас даже автобусные остановки не могут построить с учётом нашего северо-западного климата. Не, думаю, что всё то, что делается, делается конкретно для людей, для человека. Хороших примеров очень мало. Комфортную среду вижу в доступности для маломобильного населения плюс в активном развитии велотранспорта в городе, наличии оригинальных интересных пространств в парках. Вообще, в целом, всю эту происходящую ситуацию с отношением людей к природе и между собой описываю для себя в созвучном с нашим краем явлением как Кали-Юга - четвёртая из четырёх юг, или эпох, в индуистском временном цикле. Характеризуется падением нравственности, поскольку добро в мире уменьшается до одной четверти от первоначального состояния.
Костя: Меня раздражает то, что происходит с родными просторами, в таких местах, как твой и наш городок, прогресс должен двигаться в другом русле. Застройка миниатюрных живописных ландшафтов уничтожает всю ценность этих мест. Кардинально в противоположную сторону должен мчаться прогресс, засеивая все пустыри разнообразными породами растений, которые укрепят иммунитет жителя. Делать экспериментальные эко города, вводить платный въезд, зону, свободную от автомобилей.
Это я, скорей всего, захотела вывести вас на момент акцентирования на важности сохранности исторической ценности окружающих нас мест и объектов вашем творчестве. Припоминаю альбом с видами Светлогорска, та же галерея в силосной яме с отсылкой к её роли в минувшие дни... Или между Темноямском как группой и этой темой есть чёткая граница, и их не стоит рассматривать в совокупности?
Костя: И галерея в силосной яме, и книга в честь выхода альбома, и даже тот фестиваль ЛЕС — все эти вещи объединяет группа людей, создающая их.. Значит, если люди одни и те же, то и рассматривать это надо все в совокупности. Но мне не интересно резюмировать, анализировать, мы просто делаем то что хотим. Эти проекты — они же прозрачны, вот и сделайте вывод сами, проведите связи и параллели, найдите источник или корень, и, как говорил учитель в школе — пошевелите мозгами. А желание говорить загадками с каждым годом всё увеличивается. Ну если не Светлик и Пионерск, то хотя бы Темноямск не застроят и не найдут.
Женя: Что касаемо объектов в нашем творчестве, то тут уже есть новые образы, не связанные с балтийским флёром или ностальгией. В одной из песен появился такой персонаж, как Боба Моцарелла.
Как вам нынешняя калининградская сцена, кто нравится, а по кому тоскуете? Каково вообще быть музыкантом в Калининграде для вас?
Женя: В современной местной сцене нравится Hellomishel, Sad Sad Satan, Ольга Уханова. Из прошлого — Комитет Охраны Тепла и Лаванда. Быть в Калининграде музыкантом — это, наверное, как быть немножко музыкальным Кантом.
Костя: Кажется, вот-вот случится целое извержение новых классных калининградских проектов. Может показаться, что пик уже был, но я думаю, он будет после того, как Калининград полностью осознает свою особенность и идентичность. Уже после того как Светлогорск станет экспериментальным эко-поселением с восстановленным балансом застройки и зелёных зон. Калининградская область — такая особенная, исключительная, оригинальная, а поставляет она пока какие-то, не выражающие эту особенность, переводилки с других культурных очагов.
Темноямск в своей недоделанности противоречивости и искренности пока лучший пример местной формирующейся идеи.
Посвятите в свои задумки относительно развития группы, творчества
Женя: Сейчас мы записываем альбом. Внимание направлено на него. Часто раньше нам не нравилось, как звучит то, что мы записывали, с технической стороны звука, финальной атмосферы трека, но сейчас мы приходим к более менее устраиваемому результату, и на душе спокойнее. Если говорить о ближайших планах, то хотелось бы выступить на какой-нибудь из сцен фестиваля «Калининград Сити Джаз». Что касаемо материала, есть задумка сделать программу с акустическими инструментами (живые барабаны, бэк вокал и т.д.). Сейчас наше звучание более электронное в стиле техно-поп, и нас это устраивает, но поэкспериментировать с формой подачи было бы интересно.
Костя: Я буду придерживаться пословицы — не говори гоп, пока не перепрыгнешь.
Если музыку можно было бы визуализировать, то как выглядит ваша?
Женя: О нашей музыке, наверное, лучше скажет слушатель.
Костя: Подёргивания, дрыганье, замирание, падение, полёт, погружение, всплытие. Набросал вот эти слова и понял, что различные средства передвижения получаются. То в трамвае едешь, то в самолёте, то подводная лодка.Темноямск — это андерграунд Светлогорска
Ну и какая-нибудь славная история, связанная с вашим творчеством.
Женя: Однажды после концерта в одном местном клубе ко мне подошла знакомая и сказала, что её сестра была на нашем выступлении и резюмировала: Темноямск круче, чем «Короче». Сама фраза нас очень рассмешила.
Следите за творчеством исполнителей в группе вк.
Фото: Никита Безматерных