Старый новый год с мировой премьеройВ Кафедральном соборе стартовал фестиваль «Орган+»

В Кафедральном соборе стартовал фестиваль «Орган+»

Зимний «Орган+» - особенный, не только потому что совпал с 10-летием Большого органа в Кафедральном соборе. Международный музыкальный фестиваль открывала увертюра для двух органов и литавр известного композитора Александра Чайковского. О мировой премьере, которая состоялась на сцене собора, - в нашем материале

Фестиваль, который традиционно проходит осенью, в этот раз начался в январе - накануне, десятого числа, Большому органу Кафедрального собора исполнилось десять лет. Юбилей знаменитого инструмента будут отмечать вплоть до октября серией из десяти концертов, первый из которых собрал аншлаг в эту субботу.

Инструмент состоит их более чем 6 тысяч труб и считается крупнейшим по количеству регистров в России и Европе. Лепнину, детали из дерева и узор на трубах воссоздавали по сохранившимся черно-белым фотографиям кенигсгбергского органа. В центральной части расположена фигура покровительницы собора - Девы Марии Кенигсбергской

 

Инструмент состоит их более чем 6 тысяч труб и считается крупнейшим по количеству регистров в России и Европе. Лепнину, детали из дерева и узор на трубах воссоздавали по сохранившимся черно-белым фотографиям кенигсгбергского органа. В центральной части расположена фигура покровительницы собора - Девы Марии Кенигсбергской
 

Пока сотрудники собора вежливо просят подождать первых гостей, прибывающих за час до начала, а коллеги ждут пресс-подхода, удается познакомиться с буклетом, выпущенным к юбилею органа. В нем рассказывается о кенигсгбергском инструменте, и том, как строили новый органный комплекс: «Мастера снимали каждую трубу, вырезали в ней отверстие для дополнительного выхода воздуха и тщательно прослушивали - причем работа эта шла по ночам, в полной тишине». В конце буклета - программа фестиваля «Орган+» и биография титулярных органистов собора Евгения Авраменко и Мансура Юсупова. Они тем временем уже спешат в зал, где композитор, народный артист России Александр Чайковский рассказывает о грядущей мировой премьере и том, как меняется Кафедральный собор:

- В первый раз я увидел его в конце семидесятых-начале восьмидесятых. Тогда собор был закрыт, его только восстанавливали. В девяностые, когда выступал в филармонии, в собор уже можно было заглянуть, но органа не было. Последний раз был здесь лет восемь назад. Как видите, перерывы между моими визитами большие, поэтому изменения, которые происходят с собором, мне кажутся поистине колоссальными. Я очень рад, что здесь стала работать Вера Таривердиева. Кафедральный собор - это не только концертный зал, но и очень большое выставочное пространство. Чтобы оно было наполнено жизнью, здесь все время нужно придумывать неожиданные ходы, которые и позволяют собору быть культурным центром Калининграда.

- Знаю, что вы впервые услышали исполнение вашей увертюры пару часов назад, во время репетиции. Что вас больше всего удивило?

- То, как богато и роскошно в этой конфигурации звучат литавры, - отвечает Чайковский после небольшой паузы. - Даже не помню, где еще я слышал такое шикарное звучание.

Договорить не успеваем - зрители торопятся занять свободные места, которых к началу увертюры в исполнении Владимира Королевского, Евгения Авраменко и Мансура Юсупова уже не останется. Позже, уже со сцены, маэстро расскажет, как написал ее специально для фестиваля «Орган+»:

- Летом я случайно встречаю Веру в подземном переходе на Пушкинской площади, и она мне говорит, что хочет, чтобы я написал для фестиваля увертюру для двух органов и литавр. Сначала я испугался - никогда не писал соло для органа, а для двух - тем более. Но, поскольку мы с Верой давно знакомы, решил осмелиться, и написать. Это большая честь, что такой фестиваль открывается моей музыкой.

После торжественных речей и поздравлений со старым новым годом, показывают видео ко дню рождения органа под аккомпанемент именинника. На экране сменяют друг друга фразы «Когда в соборе появился орган, у собора появился голос» и «Когда звучит музыка Баха и музыка, в которой есть Бах, мы чувствуем, как в каждом из нас просыпается, оживает бог». Произведения Баха, Вивальди, Моцарта, Мусоргского в этот вечер исполнят знаменитые органисты из  Германии, Италии, Литвы, Польши, России и Франции: Антонио ди Дэдда, Вольфганг Абендрот, Оливье Пенен, Бали Вайткус, Вацлав Голонка, Владимир Хомяков, Даниэль Зарецкий с Термине Зарян (сопрано) и Владимир Королевский, кроме этого выступит Калининградский областной симфонический оркестр.

Фото: Бока Су