На сцене только двоеТеатр Комиссаржевской показал камерный спектакль на «Балтийских сезонах»

Театр Комиссаржевской показал камерный спектакль на «Балтийских сезонах»

10 ноября на сцене Музыкального театра выступили питерские актёры с постановкой «Ночь Гельвера»16+. «Твой Бро» пообщался с ними за кулисами и посмотрел спектакль

За годы проведения «Балтийских сезонов» Театр Комиссаржевской стал традиционным гостем фестиваля. Он уже привозил в Калининград несколько спектаклей, и в этом году традиция не изменилась, но тем не менее появилось кое-что новое. Директор театра Вадим Зайцев объясняет, почему выбрали именно спектакль «Ночь Гельвера», в котором играют всего два человека.

— В этот раз мы решили попробовать показать камерный спектакль на большой сцене. Это эксперимент и для «Балтийских сезонов», и для нашего театра. Мы не первый раз приезжаем на фестиваль, потому что возможность менять аудиторию — это всегда интересно. Когда меняется площадка и зрители, это эксперимент, это борьба и война за зрителя, адреналин, энергия, — рассказывает Зайцев.

Режиссёр Александр Баргман поставил спектакль по пьесе Ингмара Вилквиста ещё в 2013 году. Тогда он говорил, что постановка отсылает к социально-политической ситуации в стране, поэтому у нас сразу возникает вопрос, неужели она до сих пор актуальна? Вадим Зайцев в этом не сомневается.

— Дата выхода спектакля не определяет, сколько он проживёт. Его жизнь, как живого организма, зависит от любви людей, которые участвуют в нём, от совпадений вибраций со зрителями, которые приходят на этот спектакль. В данном случае он остаётся живым, видоизменяется и развивается, — объясняет он.

Чтобы выступить на сцене Музыкального театра, в Калининград прилетели Оксана Базилевич и Денис Пьянов, исполнители главных и единственных ролей. Они играют в спектакле с 2013 года, и критики отметили их дуэт ещё тогда. Оксана признаётся, что сработались актёры практически сразу.

— Саша Баргман сказал, что когда он прочитал эту пьесу, то сразу понял, что играть в ней должны Денис и я. Если бы кто-то из нас отказался, режиссер вряд ли бы стал её ставить. Из-за этого не пришлось «притираться»: всё возникло само собой. Мы не репетировали его долго, каждую репетицию не было никаких мук, кроме самой темы, — говорит Базилевич.

Тематика спектакля действительно тяжёлая. Во-первых, хотя время и место действия не называются, зритель догадывается, что на сцене — фашистская Германия 30-х годов. Во-вторых, сложная судьба и у самих персонажей: Денис Пьянов играет отстающего в развитии 30-летнего мужчину по имени Гельвер, а Ольга Базилевич — женщину Карлу, которая взяла его на воспитание. Для обоих актёров эти роли тяжёлые, но любимые.

— К этому спектаклю я испытываю особые чувства. Есть роли, в которых ты можешь согласиться на второй состав, а есть такие, которые ни за что не хочешь отдавать. Роль Гельвера именно из второго списка. Я сделал её от начала до конца, сделал под себя, и она действительно мне нравится, хотя она тяжёлая и физически, и психологически. Почему-то есть потребность что-то говорить зрителю через этого персонажа, рассказывать эту историю, — объясняет Пьянов.

Перед Денисом Пьяновым стояла сложная задача: сыграть взрослого человека с уровнем развития ребёнка. И он успешно с ней справляется, причём безо всякой фальши и карикатурности. Актёр не просто играет, а по-настоящему живёт в этой роли: ей соответствуют не только слова и действия, прописанные в сценарии, но и жесты, повороты головы, взгляды. И благодаря таким мелочам ему действительно веришь. Конечно, мы не могли не спросить у Дениса, как он готовился к этой роли.

— Специально за кем-то я не следил, но, видимо, делал это неосознанно: где-то увидел, на подсознательном уровне запомнил, и здесь это проявилось. Однажды на мой спектакль пришла знакомая с подругой, которая работает с «солнечными детьми». После него мне захотелось узнать её мнение. Единственное, что она сказала — «руки у него, как у Коленьки». Для меня это самый большой комплимент.

Не менее убедительна Оксана Базилевич, играющая Карлу. Вообще, Оксана на сцене и Оксана при личном общении — это два абсолютно разных человека. В жизни это энергичная женщина с громким голосом и горящими глазами, на сцене же мы видим измученную героиню с нескрываемой печалью во взгляде. В начале спектакля она ещё собрана и сдержана, терпеливо напоминает Гельверу о простых вещах: снять верхнюю одежду, помыть руки. Но в течение следующих полутора часов героиня теряет контроль и над Гельвером, и над своими эмоциями, и над происходящим вокруг. Вместо «железной леди», какой она предстаёт вначале, мы видим несчастную женщину, пережившую так много, хотя до старости ей ещё далеко. Она привыкла скрывать эмоции и прятать слёзы, но Гельвер всё равно замечает её «всегда грустные» глаза. По словам актрисы, играть роль «женщины с судьбой» тяжело, но интересно, и важна для этого каждая мелочь.

— Для этого спектакля мне давно сшили новое платье, потому что первое уже совершенно рваное. Его штопают и штопают, наверное, уже ругают меня, но я не могу надеть новое. Оно из другой ткани, в нём я не чувствую себя тем персонажем, которого мы продумывали семь лет назад, — добавляет Базилевич.

«Ночь Гельвера» — это драма двух людей, история о любви и страдании. Действие происходит в пределах одной комнаты, в которой то и дело всплывают призраки нелёгкого прошлого обоих героев, а крики солдат за сценой пророчат нелёгкое будущее. Это история о женщине, несущей тяжкий крест, который она сама на себя взвалила, не в силах простить себя за собственный поступок. И одновременно — рассказ об особенном мужчине, которому не повезло родиться во времена, когда отличаться было опасно для жизни. Хотя Гельвер не может осознать, что происходит вокруг, главное он понял: чтобы тебя не тронули, нужно стать таким же, как все. Нужно быть похожим на солдата, научиться стоять смирно и маршировать, ползать по-пластунски и ходить с флагом, выполнять команды и кричать вместе со всеми. Именно поэтому он приходит в ужас, когда Карла во время игры отказывается исполнять его приказы, и силой заставляет её подчиняться — не потому что он жесток, а потому что так делают все. Не понимает он лишь одного: как бы он ни старался, для солдат он всё равно не станет «своим».

Концовка соответствует настроению спектакля и оставляет зрителя наедине с мыслями и несправедливости и равенстве, жестокости и милосердии, фашизме и толерантности. Зрители аплодируют стоя, а потом неторопливо разбредаются, почти ничего не говоря вслух. Даже на самих актёров постановка мощно действует до сих пор.

— Раньше после спектакля у нас с Оксаной тряслись руки, мы пять минут не могли отойти. Сейчас, наверное, привыкли, но эти эмоции всё равно остались, — признаётся Денис Пьянов.

Фото: Стас Ломакин