Короче, приходитеЧто ждёт нас на фестивале «Короче»
- Рекомендация
- 03 авг. 2016
Меньше, чем через три недели начнется российский фестиваль короткометражного кино, родившийся в Калининграде. Об изменениях в программе, принципах отбора, гостях фестиваля-2016 рассказал журналистам арт-директор Артём Рыжков. Коротко и по делу
Чем измеришь три фестивальных года? Из короткометражек, которые были специально сняты для «Короче» Романом Артемьевым и Галиной Сухановой, родились полнометражный фильм и сериал – соответственно. Первый - «Человек будущего» - уже показали в Калининграде, съемки последнего еще ведутся. Вырастить из людей, которые могут держать зрительный зал 10-15 минут, режиссеров, привлекающих интерес часа на два и больше, получилось.
Фильмы, которые представляют на суд жюри из года в год, теперь не исчезают бесследно, а собираются в альманах и даже в «библиотеки» – специальные коллекции, которые можно будет отсматривать не три дня в году, а много дольше. Пока альманах путешествует по Европе, к нам едут Виктор Сухоруков (главная роль в короткометражке этого года «Электрический стул»), Павел Лунгин с новым фильмом «Пиковая дама», композитор Евгений Гальперин с мастер-классом для музыкантов, Жора Крыжовников и «Самый лучший день» и другие выдающиеся гости.
Режиссеры продолжают экспериментировать и снимают короткий метр в вертикальном формате. На встрече с журналистами было продемонстрировано два таких фильма: российского и немецкого происхождения. Однако, больше всего гостей порадовала короткометражка из Украины под названием «Квадраты», создатели которой, как заметил Артём Рыжков, сумели посмотреть на мир по-детски и разглядеть необычное в привычных вещах. Остальные новости – в нашем коротком цитатнике со встречи с арт-директором фестиваля.
«Короче» – это зрительское кино. Для людей, которые придут в парк бесплатно. Они должны ухать, ахать, хохотать и потом пересказывать всё тем, кто туда не пришел.
У нас позовёшь кого на «Ночь пожирателей рекламы» – они сразу бегут. Несмотря на то, что контент, который там предлагается, значительно слабее того, который мы показываем в своем альманахе. Ну просто это ночь, можно что-то пожирать, плюс там есть реклама. Это три таких слова, которые действуют как классная упаковка.
Есть разные критерии, согласно которым мы отбираем фильмы. Это должна быть 15-минутная короткометражка. Больше позитивная, чем негативная.
Она должна быть сделана специально для нас. Но это не самое главное. Самое главное – чтобы это кино делало тебя живым. Ты вот сидишь, даже не двигаешься. Глазами следишь. И вдруг у тебя слезы текут. Или ты смеешься. Испытываешь какие-то эмоции к этим персонажам.
39 фильмов, которые вошли в программу фестиваля в этом году, заставили меня что-то испытать.
Да, они несовершенны. По некоторым даже не поймешь, почему они взяты. Но каждый фильм - словно какая-то часть тела. Вот это рука, это печень, селезенка, желчный пузырь. Какие-то совсем короткие фильмы, больше шутки. Но я их взял, потому что мне показалось, что без них тело моего человека не заживет, сердце не забьется.
После отбора был целый шквал писем, звонков. От «Ура!» и «Я абсолютно счастлива» до проклятий в адрес организаторов, меня лично.
Мы заявили, что дадим какой-то денежный приз иностранным участникам, и тут выяснилось, что мы не можем этот приз перевести. Мы к этому не готовы. В этом году, наконец, это признали и решили сделать международный конкурс отдельной секцией. Это будет внеконкурсная программа, благодаря чему высвободится целых 120 минут для молодых российских режиссеров.
Фестиваль длится три дня. Почему? Довольно сложно заставить москвичей находиться здесь больше трех дней.
Во-первых, нечего будет показывать. Того, что есть, хватает как раз на три дня. В это время кажется, что здесь «вау как круто». Стоит остаться на четвертый – уже оказывается, что не так круто. Во-вторых, это уикенд: пятница, суббота, воскресенье. Люди привыкли уезжать куда-то в эти дни. И это довольно удобно - уикенд, который совмещен с кинофестивалем.
Еще мы поняли, что надо работать с библиотекой. Режиссеры снимают кино, вкладывают туда деньги. Кому-то фильм обходится в 350 рублей (на гречку и консервы), кому-то – дороже. А дальше куда? Попали-не попали, заметили-не заметили? Что теперь? Продолжать снимать или становиться юристом?
Мы попробуем продавать тематические библиотеки в самые разные заведения.
Например, вы приходите за какой-то справкой, ждете в очереди, а там фильмы «Короче» показывают. Или сидите в аэропорту (В «Храброво» целый кинозал будет посвящен фестивалю). Или даже на автобусной остановке.
Все, кто живет в Калининграде, с окончанием тепла впадают в состояние спячки и перестают работать практически. Организмы не функционируют. Тем не менее, мы планируем сделать серьезный шаг, собрать библиотеки, чтобы было понятно, что мы фестиваль делаем не три дня в году.
Композитор – это такая профессия, которую у нас режиссеры вообще не понимают. Начинающие к композиторам не имеют выхода совсем. В основном имеют его на iTunes. Там берут песни для фильмов своих. Более того, даже нарушая авторские права, они не умеют ставить музыку в правильных местах. Это тоже большая беда. Поэтому мы пригласили Женю Гальперина, чтобы он рассказал, как использовать музыку в фильмах.
На Сухорукова нужно идти обязательно. Мне говорили, что это человек, которому звонишь, и 40 минут жизни улетают. Но, на самом деле, вылетает скорее вся остальная жизнь, а эти 40 минут остаются. О начинает скромно, потом расходится, входит в роль, плюется в трубку, хохочет... не, на него посмотреть стоит, это большой артист.
Фестиваль пройдет с 19 по 21 августа – не пропустите!