Без «Иронии судьбы»Альтернативные отечественные фильмы на Новый год

Фото недоступно

Новогодних фильмов за последние сто лет снято такое великое множество, что объединить их в одну подборку непросто. Современные российские зрители так избалованы американскими новогодними комедиями или мелодрамами со знаменитостями, что могли забыть про российские фильмы, выпущенные не так давно. И это не те советские картины, транслируемые на ТВ каждый год, вроде золотой коллекции Гайдая. Мы решили напомнить о фильмах, которые вполне могут составить альтернативу для праздничного просмотра

«Сирота казанская», режиссер Владимир Машков, 1997 г.

Удивительно, но этот фильм – режиссёрский дебют Владимира Машкова. И ему посчастливилось поработать с маститыми советскими актерами, которых уже нет с нами: Львом Дуровым, Валентином Гафтом, Олегом Табаковым. Выдающееся трио, каждый из которого имеет свой неординарный характер, создает весь фильм. Конечно, важное значение имеет и неординарный «сказочный» сюжет. Под Новый год у скромной сельской учительницы в исполнении Елены Шевченко, которая никогда не знала своего отца, случается чудо: их появляется сразу трое. И по всем признакам, оставленным матерью в предсмертном письме, каждый из них подходит на роль папы. Но настоящий отец может быть только один. Эта коллизия разрешается очень трогательным финалом. Съёмки фильма проходили в деревне, в нем все по-настоящему – не смотря на наполненный совпадениями сюжет, он очень живой и натуральный. Житейские перипетии складываются в одно простое чудо, которое всегда должно быть где-то рядом. Уютная трагикомедия с блистательными актерами!

«Бедная Саша», режиссер Тигран Кеосаян, 1997 г.

Как это ни парадоксально, но в 90-е годы, когда наш кинематограф был в разлагающемся состоянии, молодые, ещё не испорченные деньгами деятели, могли создавать по-настоящему талантливые картины, отражающие своё время. Вот и 31-летний Тигран Кеосаян снял фильм с криминальным сюжетом, являющийся на самом деле трогательной драмой о ценности семейных отношений. По сюжету, девочка Саша из богатой семьи хочет ограбить банк, в котором работает её предприимчивая мать, чтобы привлечь родительское внимание. По стечению обстоятельств она встречает мужчину, бывшего возлюбленного своей матери, с которым они вместе попадают в различные передряги, постепенно сближаясь друг с другом. Все это происходит, конечно же, в канун Нового года. Роль обаятельного афериста, исполняющего стихотворение Есенина, проникновенно исполнил Александр Збруев. Фильм тонкий, смешной, ярко характеризующий 90-ые, оказался незаслуженно забытым. Занимательно, что на КиноПоиске на него нет рецензий от критиков, зато все отзывы зрителей исключительно положительные.

«Приходи на меня посмотреть», режиссеры Михаил Агранович и Олег Янковский, 2000 г.

Этот фильм снят в творческом соавторстве Михаила Аграновича и Олега Янковского, для которого он оказался единственной режиссерской работой. Главную роль играет замечательная Ирина Купченко. Пожилая мать, которая перед Новым годом готовится умирать, и ухаживающая за ней дочь Таня, которая уже смирилась с ролью старой девы, живут вместе и не ждут никаких перемен в своей жизни. Но когда происходить чудесам и роковым встречам, как ни в преддверии Нового года – в их дом приходит мужчина, который привносит в жизнь Тани новую надежду и возрождает в ней любовь.

Игра актеров здесь в приоритете над сюжетом. Это искренний фильм с лирической тональностью, снятый по повести Н. Птушкиной «Пока она умирала», который можно разбирать на цитаты.

«Со мною вот что происходит», режиссер Виктор Шамиров, 2012 г.

Это тоже лирическая неторопливая картина, хотя и с довольно комедийным сюжетом. Главный герой добирается на новогодний корпоратив с целью спеть песню для своего начальника. Мотив песни здесь один из ключевых – недаром она фигурирует и в названии фильма. Композиция Таривердиева на стихи Евгения Евтушенко больше знакома нам из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». Героя, которого играет Гоша Куценко, ждут многочисленные препятствия и интересные встречи. Сам режиссер и исполнитель одной из ролей Виктор Шамиров назвал свой фильм «неловкой песенкой». Камерная драма с исповедальным настроением, наполненная философскими рассуждениями на извечные и насущные вопросы. В разговорах о бытовых мелочах иногда заложено больше психологизма и человеческого опыта, чем в пафосных театральных монологах. Удастся ли герою спеть песню своему начальнику и заслужить его уважение, или он обретет нечто большее, благодаря своим неожиданным попутчикам, вы узнаете, посмотрев эту душевную картину.

«Страна Оз», режиссер Василий Сигарев, 2015 г.

Кто хоть немного знаком с творчеством этого режиссера, будет понимать, что его ждет не милая новогодняя комедия для семейного просмотра, а кое-что поинтересней. Изобличающая сатирическая притча с максимально злободневными проблемами. Молодая девушка Ленка Шабадинова спешит принять смену в киоске в канун Нового года (уже в завязке абсурд), но по закону жанра судьба преподносит ей сюрпризы, а путешествие по предпраздничному городу (действие, кстати, происходит в Екатеринбурге) растягивается на долгие часы. На ее пути встречаются разные нестабильные личности, в основном из низов социума. В одном из изданий этот фильм охарактеризовали как концентрированное безумие. Он явно не для ханжей, которые останутся разочарованы, если вообще смогут досмотреть до конца. Но найдутся и те, кто сумеют разглядеть во всей этой мрачно веселой истории серьезную экзистенциальную метафору и устремление в светлое. Это современная брутальная фантасмагория с яркими типажами и неординарными ситуациями.