«Неплохо»Как новосибирцы Ploho и местные группы выступили в «Атлантике» в рамках проекта «Почва»
- Интервью
- 15 марта 2017
Проект «Почва» существует меньше года, и за это время провёл в городе уже 11 мероприятий, направленных на знакомство местных слушателей с новой российской музыкой. «Твой Бро» отправился на последний концерт в рамках проекта, узнал у организаторов о промежуточных итогах года существования «Почвы», привозе мечты, а также расспросил новосибирскую пост-панк-группу Ploho о том, что нужно для того, чтобы отправиться в турне
На лестнице возле «Атлантики» толпятся молодые люди в черной одежде. Многие курят, почти все «залипают» в смартфонах, все без исключения ждут, когда откроются двери легендарного ресторана для того, чтобы укрыться от свежего мартовского ветра и стать частью «Почвы» - набравшего ощутимый вес проекта, регулярно представляющего калининградской публике молодых местных музыкантов и хэдлайнеров из «большой России». Проекту меньше года, но за это время, силами активистов, «Почва» провела в Калининграде аж одиннадцать мероприятий, в числе которых три «Почва. Ночь» - ночных рейвов, на которых играет исключительно техно, и одна «Почва. Лес» - опен-эйр, прошедший в Светлогорске.
Воскресным вечером в «Атлантике» проходит одиннадцатая «Почва»: выступает трио из Новосибирска Ploho и три местных коллектива – «Темноямск», Blind Seagull и «Я РЫСЬ».
Фронтвумен последнего – Настя Михеева – идеолог и создатель проекта, неутомимый энтузиазм и запал которой превратил «Почву» в полноценный бренд со сложившейся аудиторией, с нетерпением ожидающей каждого нового мероприятия. Незадолго до того, как «Атлантика» открывает свои двери для посетителей, «Твой Бро» встречается с Настей для того, чтобы обсудить то, что получилось сделать, и какие планы у ее команды.
Настя Михеева, основатель и идеолог движения «Почва», с новосибирскими гостями – группой Ploho
Планируете уже, кого повезете следующим?
Настя У нас есть планы, но они пока секретные, мы хотим сделать сюрприз. По любому будет «Почва. Ночь», и очень скоро, и туда мы собираемся привезти кое-кого. Еще надеемся организовать презентацию нового альбома Жени Brodsky.
С площадками под «Почву. Ночь» и другие мероприятия сложности какие-то возникают?
Настя Сейчас уже намного проще стало, все знают, что это такое, все хотят себе такую вечеринку, предлагают самые лояльные условия для проведения. Нам это приятно.
Как считаешь, аудитория у вас сложилась уже?
Настя Да, это молодые люди от 16 лет. Но вообще аудитория очень сильно зависит от концерта. В прошлый раз мы делали электронный концерт, и под него собралась определенная публика - молодые люди, в среднем по 20 лет, все в черном, все стильные. Сегодня, мне кажется, более разноплановый народ придет.
Не было мысли, если все так неплохо идет, провести «Почву» где-нибудь в области?
Настя Была идея сделать опен-эйр летом. Но все зависит от мероприятий, ведь наш проект сам себя поддерживает. Все, что мы зарабатываем, мы тут же вкладываем в следующие концерты и вечеринки. Когда у нас все хорошо, то мы привозим какого-то музыканта, причем не просто того, на которого у нас денег хватит, а какого-то интересного нам и нашей аудитории.
Кого ты мечтаешь привезти?
Настя Есть мечта привезти Love Cult, они играют электронику, многие называют ее дарк-техно. Они из Карелии, у них есть свой лейбл, своя тусовка, интересно с ними было бы повзаимодействовать. Вообще хочется больше взаимодействия с музыкантами из разных регионов, городов. Сейчас приехала группа Ploho из Новосибирска, их вокалист Витя Ужаков тоже делает фестиваль, он называется «Пустота». Там выступают такие группы, как «Убийцы», «Буерак», «Вхоре», сибирский панк различный. Мы общались, он говорит: я сделал фестиваль просто для того, чтобы нам было где выступать, и на это подтянулись другие группы. У нас абсолютно то же самое, на самом деле. Мы находимся в разных точках России, вдруг встречаемся и говорим об одном и том же, и это замечательно. В большей степени музыканты интересны нам как личности, что-то они делают, продвигают какие-то идеи, которые нам близки.
В зале меж тем настраивается «Темноямск»: звучат аккорды ритм-гитары, мечтательный вокал с обильным ревербом, ритмичные ударные. Из угла, за столиком, за группой из Светлогорска внимательно наблюдают новосибирцы Ploho. «Твой Бро» направляется к Виктору Ужакову, Игорю Старшинову и Андрею Сморгонскому для того, чтобы узнать, как обстоят дела с подобными фестивалями в Сибири и что необходимо местным коллективам для того, чтобы отправиться в турне.
Как вам Калининград?
Андрей В целом неплохо.
Виктор Мы пока особо не погуляли.
Игорь Только вчера приехали, у нас была вечером репетиция, потом мы прошлись. Немного видели зоопарк, центральную часть города. В целом город показался спокойным и уютным. У нас сегодня концерт, потом мы здесь еще два дня. Уезжаем в Белоруссию, потом в Восточную и Западную Украину. Мы в турне, Калининград - восьмой по счету город.
Вы всегда репетируете в турне перед концертами?
Игорь Нет, это исключительный случай. У нас был сессионный барабанщик, с которым мы отыграли концерты в восьми городах, но ему, к сожалению, не успели оформить загранпаспорт, и в Калининград он не попал. И поэтому мы сегодня без него втроем, и нам эту программу нужно было отрепетировать.
То есть сегодня вы выступаете с драм-машинкой?
Виктор Да, мы раньше играли с ней, но уже давно так не делали. Мы взяли в группу барабанщика, у нас вся программа была сделана с живыми ударными. Нужно было перестроиться и подготовиться.
С какого года вы гастролируете?
Виктор С 2014-го, получается. В ноябре 2014-го были первые гастроли.
Помимо музыки, еще чем-то занимаетесь, работаете где-то? Музыка позволяет существовать, или это побочное занятие, что-то вроде хобби?
Игорь Официальной работы ни у кого из нас нет, мы все занимаемся музыкой. Как-то существуем.
Виктор Заработать чисто группой на жизнь в современных реалиях довольно сложно, но у нас у каждого есть какие-то свои проекты. Но никто из нас, например, стоматологом не работает.
Игорь Все как-то связаны с музыкой, все крутятся в этом.
Андрей Занимаемся организаторской деятельностью, помимо записей и выступлений.
Вы ведь еще делаете фестиваль «Пустота».
Виктор Это я делаю, с 2014-го года как раз.
Можно ли назвать его новосибирским аналогом «Почвы»?
Виктор Даже не знаю, «Пустота» - это не промо-группа, это исключительно один фестиваль. Я занимаюсь организацией концертов каких-то других групп, но «Пустота» - это мой личный проект, помимо фестиваля, это название нигде не задействовано.
Какая примерно аудитория собирается на фестиваль, сколько человек в последний раз пришло?
Виктор В последний раз это толком не получилось зафиксировать, потому что власти прикрыли мероприятие в самом начале и устроили проверку. Народ разогнали. Предыдущий фестиваль собрал где-то 500 человек, этот должен был собрать 600 - 650. А публика везде на всех концертах подобного формата примерно одинаковая. Грубо говоря, это 16+ и старше. Причем в последнее время мы замечаем, что наша музыка доходит до людей более взрослых. Им интернет не так доступен, как молодежи, они не так быстро могут найти то, что им хочется. Но в Екатеринбурге на наше выступление приходила женщина в компании людей лет под 40, сказала, что ей о нас поведала дочь, и им понравилось. А вообще сейчас же все заполонил «ВКонтакте», не осталось практически ни СМИ, ни журналов, и поэтому обо всем первыми узнают более юные слушатели, и постепенно все докатывается до более возрастной аудитории.
Вы послушали какие-нибудь группы, которые будут выступать с вами на сцене сегодня?
Игорь Мы знакомы с Анастасией из группы «Я РЫСЬ», мы были знакомы с их творчеством до этого. Мы общались во «ВКонтакте», нам нравится этот проект, сегодня послушали их на саундчеке, но сейчас с удовольствием послушаем на концерте и других исполнителей.
Виктор «Я РЫСЬ» я услышал еще до знакомства с ребятами, не помню, как так получилось, но где-то я наткнулся на их треки, и мне понравилось. Добавил их в свои аудиозаписи, сделал пост, что вот есть такая группа в Калининграде. У нас даже в Новосибирске многие их знают, слушают.
Ничего себе, кто бы мог подумать.
Виктор Да, они тоже удивились. Я когда им рассказал, что у нас в местных барах их песня крутится, они в шоке были, не поняли, как такое возможно. Если бы была возможность, я бы их на «Пустоту» привез, но это обойдется в колоссальные деньги, к сожалению.
Игорь До столицы еще более-менее добраться можно, но до Сибири уже в приличную сумму все это встанет.
Виктор До Сибири уже мало кто доезжает, потому что это очень дорого и далеко.
Андрей И концерты не у всех окупаются.
Что нужно группе вроде «Я РЫСЬ» для того, чтобы поехать в тур?
Виктор Это сложный вопрос, потому что раньше с этим проще было. Записал хороший альбом и поехал, а сейчас группы, которые активно ездят, у них вроде-то и хорошего альбома не было, а с другой стороны, есть группы, у которых есть хорошие альбомы, а они на месте сидят.
Андрей Или ездят, но не собирают.
Виктор Непонятно, на самом деле. На все воля случая какая-то, здесь сложно сказать, что вот нужно конкретно это сделать, и будет круто. Сейчас вообще все довольно странно происходит. Но вообще, конечно, записи нужны в первую очередь, которые смогут хорошо группу представить. У них, насколько мне известно, записей вообще по сути-то и нет на данный момент. Ну и пробивать окно лбом надо, потому что по-другому никак. Ездить, ездить и ездить.
Игорь Возможно, расширит аудиторию участие в каких-то крупных фестивалях. Ну и надо активно заниматься менеджментом в интернете: канал на YouTube, «Инстаграм» и так далее.
Андрей Грубо говоря, надо светиться везде и тогда, может быть, что-то из этого получится.
СММить надо, получается.
Виктор Как бы пошло это не звучало, но да, именно это сейчас и необходимо, потому что сейчас поток информации такой, что если ты просто так на авось выкинешь свою музыку с расчетом на то, что кому надо, тот ее найдет, то ее не услышит никто вообще. Тем более что сейчас в этом жанре групп колоссальное количество имеется, каждую неделю появляется новая, и все с альбомами. Нужно настойчивее быть в этом плане.
В зал запускают людей, организаторы довольны. В предварительной продаже разошлись около 50 билетов, но в «Атлантике» этим вечером явно за сотню человек. В заведении шумно и людно, в баре очередь, кругом знакомые и очень много новых лиц. Открывает фестиваль «Темноямск», который из привычного дуэта к этому выступлению разросся до квартета с ударником и клавишницей. «Темноямск» стартуют фактически со слоукора, но довольно быстро разгоняются практически до дэнс-панка, который сменяется, в свою очередь, чуть ли не техно с прямой бочкой и спокен вордом. Экспрессивный вокалист группы Константин Тращенков эмоционально исполняет вокальные партии, утопленные в звуке остальных инструментов, и наваливается на клавиши; все переходы и смены жанров и настроений удаются группе естественным, органичным образом, ничто не выглядит форсированным и тяжеловесным. Сорокапятиминутный сет «Темноямска» завершается практически блюз-роком с некоторым подобием речитатива.
Следующие за ними Blind Seagull во многом играют на контрасте с «Темноямском»: у тех шоу практически непрерывно, и местами не очень понятно, где заканчивается одна композиция и начинается другая, и в какой момент, грубо говоря, стоит хлопать.
Blind Segull же играют быстрый отрывистый панк с короткими композициями, каждая песня в котором четко очерчена. При этом там, где «Темноямск» фонтанировал разнообразием и представлял собой калейдоскоп из различных жанров, Blind Seagull держатся предельно аскетично, постоянно играя примерно одну и ту же песню в одном и том же звуке и с одинаковой интонацией, и их номера практически ничем друг от друга не отличаются. Вокалист группы Денис Зарубин будто бы пребывает в полусне, и просто воет в микрофон под гитарно-барабанное «рубилово». Впрочем, нельзя не отметить то, что Blind Seagull здорово держат темп и ритм, располагают к себе публику, охотно толкающуюся под их музыку на танцполе, да и многочисленным юным девочкам в зале происходящее явно нравится.
Едва «Я РЫСЬ» оказываются на сцене, как становится понятно, кто здесь главный. За полтора года своего существования группа заметно «прокачала» свои качества, и в своем нынешнем виде звучит собранно и сконцентрированно, плюс ко всему у них имеется то, что называется словосочетанием «stage presence». «Я РЫСЬ» выглядят настоящими королями местной пост-панк-сцены, как группа, которая подобрала брошенные знамена и стала во главу собственного движения. По традиции, вершит их быстрый сет закономерный кавер на группу «Кино» «Перемен». Группа звучит напористо, народ в зале подпевает.
Наконец, на сцену поднимаются хедлайнеры Ploho, с первых же звуков дистанцирующиеся от прочих выступающих в этот вечер.
Группа звучит на порядок тише и гармоничней всех других исполнителей, их звук намного приятней, несмотря на то, что составляющие у него примерно те же, что и у остальных коллективов: обильный реверб на вокале и на гитаре, холодный стрекочущий ритм. Ploho мало похожи на злобную молодежь, пытающуюся докричаться до слушателя, вместо этого они обволакивают «Атлантику» плотным звуком, утапливают в нем аудиторию. Публика реагирует на группу весьма живо, посетители узнают песни, а к третьей композиции в зале начинается слэм. Наследие Виктора Цоя сквозит в музыке Ploho буквально из всех щелей, местами во влияниях, кажется, можно различить и «Мумий тролля», но все песни Ploho без исключения звучат, как каверы на уже слышанные по сто раз песни. Группа и не пытается скрывать вторичность своих песен, наоборот, это выглядит их уверенной и четкой позицией. Видимо, такой пост-панк - это попросту очень русская музыка, очень «почвенная».
Фото: Леонид Шрамко