Золотой гвоздь программыКак отдыхалось на концерте «Кирпичей» и «Южного Пакистана» в клубе Yalta
- эксклюзив
- 27 сент. 2015
Прошедший уикенд ознаменовался во многом долгожданным концертом «Кирпичей», одной из самых знаковых российских групп девяностых и начала нулевых. Разумеется, «Твой Бро», с почтением и уважением относящийся к ним, не мог пропустить громкое событие и отправился в клуб Yalta. Тем более, лайнап был усилен «Южным Пакистаном»
В девять вечера возле развлекательного комплекса «ДарФи клуб» ажиотажа не наблюдается. На входе под гигантским баннером с анонсами привозов в новый клуб Yalta трется компания из пяти человек, и, несмотря на то, что до заявленного выхода на сцену питерской рэп-рок формации «Кирпичи» остается час, народ прибывать не торопится. Сон жителей прилежащих пошарпанных двухэтажных немецких домиков сегодня вряд ли будет потревожен, а выступление явно задержится.
На втором этаже «ДарФи» с середины прошлого десятилетия и до начала 2015 года размещался клуб «Матрица», бывший изначально точкой притяжения молодых любителей R’n’B, но с уходом моды на этот жанр в его привычном виде переквалифицировавшийся в обычную дискотеку вдали от центра города. Теперь здесь клуб Yalta, ориентированный в первую очередь на концерты: официальное открытие заведения, состоявшееся две недели назад, под которое была выписана группа Louna, собрало, по некоторым данным 750 человек. В «Ялте» полно места, при этом клуб не кажется чрезмерно огромным и неуютным. Своей конфигурацией пространство напоминает бассейн: на широких бортиках располагаются диваны и проходы, в самой чаше находится сцена и напротив нее на другом конце бар.
Выступления можно смотреть в гуще толпы в самой чаше либо с бортика; видно и слышно отовсюду одинаково хорошо. Впрочем, кардинальных изменений вместе с обновлением концепции интерьер не претерпел. Пространство освещено по углам пробивающими на ностальгическую слезу и заставляющими вспомнить первые походы на дискотеки неоновыми лампами, перила и бортики обильно обшиты листами блестящего железа; интерьер напоминает номер секс-мотеля из драмы «Валентинка» пятилетней давности, там его называли «Комната будущего». Ностальгических нот добавляет плейлист: в пустом зале гремят композиции прямиком из 1999 года, диджей заводит ремиксы на Beastie Boys и мешает их с треками подражателей Фэтбой Слима, имен которых уже не вспомнит даже Shazam. Скоро, впрочем, вектор плейлиста, к счастью, меняется на хип-хоп, и играют “Ву-Танг”, Jurassic 5 и Нэс. Отдельно стоит отметить бар с превосходным ассортиментом и весьма демократичным ценником.
Радует, что управляющие «Ялты» не питают иллюзий, прекрасно понимают свою аудиторию и то, зачем она приходит в клубы.
С Василием Васиным мы встречаемся за кулисами клуба, в огромной комнате, когда-то бывшей чиллаутом, в которую ведет предбанник с барной стойкой. Несмотря на то, что и Васин, и его коллеги смотрятся бодро и выглядят гораздо моложе своего возраста (музыкантам перевалило за сорок), не покидает ощущение того, что имеешь дело с людьми, которые прошли сквозь многое и сумели выжить в неспокойное время. «Кирпичи» намертво ассоциируются с девяностыми: санкт-петербуржский коллектив, чередовавший ироничный, немного наивный хип-хоп с яростным хардкорным панком, навсегда стал в России синонимом понятия «альтернатива», а также познакомил массового российского слушателя со словами «неформал» и «субкультура». Первые четыре альбома «Кирпичей», вышедшие с 1996 по 2002 годы - золотая классика и необыкновенно точный слепок эпохи: в своих текстах группа упоминает журнал «Птюч», предупреждает о вреде тяжелых наркотиков, ищет и находит причины не совершать суицид, обаятельно валяет дурака; «ищу в секонд-хенде красивые шмотки, чтоб стильно одеться на рейв», - одна эта строчка с альбома с говорящим названием «Смерть на рейве» описывает примерно все. Первый приезд группы в Калининград состоялся пятнадцать лет назад в рамках фестиваля Kaliningrad In Rock в 2000 году, о том времени Василий вспоминает тепло. «Мы жили на базе отдыха с группой «Джан ку», было весело», - рассказывает он. - «Само выступление я помню плохо, честно говоря, а вот именно бытовые моменты, тусовки просто супер. Нас тогда, конечно, поразила архитектура немецкая, пригороды с домами старыми, нас свозили на Косу, очень круто».
Нынешний тур «Кирпичей» - юбилейный: образовавшийся в 1995 году коллектив практически весь этот год отмечает свое двадцатилетие, и вопросы по этому поводу напрашиваются сами собой. Последний номерной диск группы “Summertime!” открывался тостом за 18 лет в искусстве, будет ли следующий, запланированный на ноябрь альбом так же начинаться с поздравления? «Вряд ли», - говорит Васин. - «Мы прожили этот этап, слава богу, и новый альбом записываем без оглядки на это». В турне, однако, играется исключительно, по словам Васина, «самое-самое лучшее и прекрасное, и только для вас», хотя видно, что лидеру группы не терпится поскорее с этим расправиться, и начать исполнять песни с нового альбома. Что примечательно, турне с «самым-самым лучшим» проходит в провинции, на заключительных концертах в Москве и Санкт-Петербурге «Кирпичи» уже будут представлять новый материал, запись которого планируется завершить в две недели, отделяющие столичные шоу от остальных. «Мы записываемся быстро, и закончим прямо впритык», - резюмирует Васин. Звучание нового диска он описывает как «бескомпромиссный гангста-рок». 25 октября грядет также сольная пластинка Васина, на которой ему аккомпанирует екатеринбургский коллектив Blues Doctors. “Это будет настоящий блюз чистой воды, корневой такой”, - делится Васин. - “Екатеринбургский, но без оглядки на группу “Чайф”. С ориентирами в виде исключительно Мадди Уотерса”. В процессе записи он обзавелся прозвищем “Преподобный Василий”, отсылающий к Литтл Ричарду, потому что, по словам коллег, иногда на этой пластинке он именно, что “вещает”. Желание записать блюзовый альбом преследовало Васина, по его словам, с 12 лет.
В честь юбилея переиздания старого материала не планируется: была мысль выпустить каталог «Кирпичей» на виниле, однако права на раннее и наиболее востребованное творчество коллектива принадлежат звукозаписывающей компании, и делиться мастер-тейпами она не намерена. Зато в воздухе витает идея перезаписать «десять самых нужных песен» в том звуке, в котором группа играет сейчас, чтобы классический материал зазвучал «жирно». Новый клуб музыкантам нравится: «Пока что у нас впечатления только от саундчека», - говорит Васин. - «По итогам могу сказать, что звук очень приличный. Все новое, не ломается, подход хороший».
К выходу на сцену «Кирпичей» зал потихоньку заполняется: человек триста присутствуют точно. Проходящие мимо молодые люди осматриваются: «Совсем поменяли атмосферу, на «Матрицу» вообще не похоже». Откровенно юных слушателей нет, всем присутствующим явно больше двадцати пяти, кто-то встречает третий с половиной десяток. К сцене никто не ломится - это место расчищено под неизбежный слэм. «Кирпы» стартуют с «Силы ума» - хип-хопового номера, открывавшего их пиковый, по мнению многих, одноименный диск. Шоу продолжается «Джедаями», «Васиным рэпом» и «Давай микрофон». Звук отличный: группа звучит громко и отчетливо, вокал разборчив, зрители активно качаются в такт и вскидывают руки, забавные и простые тексты все помнят наизусть. Вскоре Вася и Данила берут в руки гитары, и в свои права вступает панк-секция. Под «Новый порядок» и «Вечный символ страха» перед сценой творится что-то невообразимое: с бортиков «Ялты» в самую гущу из редких, сталкивающихся друг с другом тел сигают молодые люди в бейсболках, кого-то подхватывают под ноги и выносят «на поверхность»; чудом удается обходиться без травм. Атмосфера, впрочем, исключительно дружелюбная: здесь все любят «Кирпичей» совершенно нежной любовью, а те, в свою очередь, не прекращают, что называется, «доставлять». Сэт группы длится более полутора часов и состоит исключительно из хитов; самый свежий материал тут датирован примерно 2004 годом. Когда часом ранее Вася Васин размышлял о том, что было бы неплохо переписать «десять самых необходимых песен» в новом «жирном» звуке, он лукавил: «Кирпичам» можно смело проделывать это примерно с тридцатью композициями, составляющими сет-лист этого выступления. Необходимых песен у «Кирпов» явно больше десяти.
С одной стороны, «Кирпичи» дают бронебойное шоу, после которого неудовлетворенным не уходит никто, с другой, совершенно не хочется, но этим вечером приходится признавать питерский коллектив исключительно ностальгическим предприятием. «Кирпичи» будто бы законсервированы: почти не изменившийся Вася в футболке «адидас» с тремя полосками, которые уже, кажется, не встретишь в продаже, и широких штанах исполняет материал от десяти лет и старше - во всем этом по-прежнему много энергии, способной заставить пару сотен человек потеть на танцполе, сшибая друг друга, но катастрофически, при этом, мало жизни и какого-либо движения хоть куда-нибудь. Эта музыка вызовет приятные и неприятные воспоминания, но уже никого не вдохновит и не изменит жизнь, как меняла двадцать лет назад. «Кирпичей» вызывают на бис, группа исполняет забытую классику - грандиозный кавер на “Every Breath You Take” с припевом “Друг всегда с тобой, если ты бухой”.
Вместе с группой уходит и практически весь зал, остается лишь пятая часть присутствующих.
Впрочем, вечеринка, не заканчивается: впереди выступление местной рэп-формации «Южный Пакистан», удостоенной не так давно премии радиошоу «Номер один», посвященного местной музыке. «Пакистан» - самый многообещающий хип-хоп коллектив в городе - свежий, лишенный угрюмости и мрачности, присущей отечественному хип-хопу, вдохновленный звучанием Восточного побережья, но при этом, на удивление современный, не пытающийся имитировать ни какую-либо «золотую» эпоху или текущие тренды. «Пакистан» выходит к осиротевшему помещению клуба в расширенном составе: на сцене, помимо четырех «эмси», составляющих основу коллектива, имеются два диджея (один отвечает за минуса, другой делает скретчи), барабанщик, гитарист и басист. Все едва помещаются на крошечной сцене «Ялты», и выглядят как если бы The Roots были белыми неформалами в кедах Onitsuka Tiger. Выступление, несмотря на страсть и слаженность, с которой «Пакистан» исполняет свой материал, к огромному нашему разочарованию, оборачивается провалом: в зале не слышно ни одного слова, которое произносят в микрофон эмси.
Вообще ни одного. Пулеметные очереди слов доносятся до аудитории птичьим, выдуманным языком; тексты есть, но понять, о чем это решительно невозможно. Публика в замешательстве, реагировать на выступление положительно не получается. После каждой композиции члены «Пакистана» переспрашивают, слышно ли их, но получают отрицательный ответ. «Странно, потому что нам самим нас офигенно слышно!», - говорит один из рэперов. Это чувствуется: «пакистанцы» действительно здорово читают, подхватывая друг друга, материал отличный, он хорошо отрепетирован, и группа готова выходить на большие аудитории, хромает именно презентация.
В этом есть какая-то вопиющая несправедливость: доведенные до автоматизма, откровенно набившие оскомину песни «Кирпичей» звучали чище и яснее совершенно новых, амбициозных песен «Пакистана», которые, похоже, действительно стоили того, чтобы быть услышанными, но не были.
В итоге, там, где это откровенно не требовалось, месседж дошел, там, где это было отчаянно необходимо - нет.
Фото: Наталья Булах