«То, что долго хотели»«Грибы» дали ошеломительное шоу на «Вагонке»
- эксклюзив
- 15 мая 2017
Первый же трек украинского хип-хаусового проекта открывался строчкой: «Мне нужны руки, чтобы с тачек, с окон рубили наши басы». Спустя год эти слова сполна воплотились в жизнь. «Грибы» - один из самых востребованных коллективов на постсоветском пространстве, от их музыки, видеоклипов и пародий на них не спрятаться и не скрыться. «Этот трек на репите даже у моей тёщи», - читают они в композиции «Базару нет», и не врут. Что ожидать от интригующего живого выступления «Грибов», при этом непонятно. «Твой Бро» отправился на первое шоу группы в Калининграде для того, чтобы на себе ощутить всю мощь украинского «кача»
От редактора:
Технические и бытовые райдеры группы «Грибы» уже успели стать мемом. Есть в них и наименее любимые нами, например, запреты на профессиональную фотосъёмку концерта, которыми сопровождаются выступления украинской группы. «Твой Бро» решил не испытывать судьбу и сделать экспериментальный фоторепортаж с концерта, обратившись к нашим друзьям из KDmarket.ru, которые предоставили нам Samsung Galaxy S8 plus для съёмки самого хайпового концерта сезона, где под песню «Велик» танцевал даже Александр Ярошук. За съёмку на смартфон отвечал Александр Любин, профессиональный фотохудожник, никогда раньше не снимавший на смартфон. Теперь вы можете с уверенностью сказать, что вы были на концерте «Грибов», даже если на нём не были. Потому что подавляющее большинство гостей концерта наблюдали за ним как раз исключительно через экран смартфона.
Резкий взлёт «Грибов» и окружающая их напускная загадочность волей-неволей вызывают сомнения. Всё, что происходит с киевским трио, кажется частью хитро спланированной аферы: пара эффектных клипов на YouTube, быстрый хайп в интернете, никаких интервью, максимальная анонимность, тур по стране с десятью песнями в загашнике и объявленным гонораром (по слухам) в миллион рублей, безумный райдер, партизанский маркетинг. До последнего сложно отделаться от ощущения, что проект пришёл для того, чтобы по-быстрому обчистить карманы падких на всё блестящее и громкое простаков, и тут же раствориться, как будто бы ничего и не было.
Первое видео «Грибов» под названием «Интро» появилось год назад, в конце прошлого апреля. Звучало и выглядело оно свежо: черно-белая картинка, бешеный монтаж, дерзкие и быстрые зарисовки украинских подворотен-гетто, бессмысленный, но бодрый рэп поверх хаусовых битов. Далее был 28-минутный альбом «Дом на колесах, ч. 1», который поставил рекорд по прослушиванию «ВКонтакте», обойдя «Горгород» Оксимирона, и проникновение «Грибов» с экранов мониторов в повседневную жизнь. Каждый город, в котором делает остановку коллектив, наводняют жёлтые граффити с их логотипом, в местной сети магазинов разливного пива их лого рисуют фломастерами на крышках бутылок. Свежий, вышедший в этом году сингл «Тает лёд» - с огромным отрывом самая популярная русскоязычная композиция года, которую ставят на Love Radio, крутят по «Муз-ТВ» и пародируют в «Вечернем Урганте». Каждое движение, каждый шаг «Грибов» укрепляет их доминирование в отечественном медиапространстве, но это доминирование – другое, оно отличается от того, с которым местный слушатель сталкивался раньше. «Грибы» - не «народная группа», они держат дистанцию, они держат слушателей в неведении, интригуют и не идут на контакт. Чего ожидать от их первого калининградского выступления, которое проходит в стенах «Вагонки», - непонятно.
Заполненный большой зал клуба освещён синими прожекторами, едва слышно играет эйсид-хаус. Синий – цвет, с которым «Грибы» ассоциируются в 2017 году. В синих тонах выдержано их видео «Тает лёд», набравшее к настоящему моменту 72 миллиона просмотров на YouTube, синий логотип группы появляется в конце клипа, синий стикер наклеен этим вечером у входа в «Вагонку». Направленные в зал прожектора гаснут, свет остается на сцене, где возникает диджей в худи с накинутым капюшоном. Первый же звук, который возвещает о начале концерта, – утробный, пронизывающий насквозь ядерный бас. Спустя несколько композиций, которые прокручивает диджей (среди которых Азелия Бэнкс и Fatboy Slim), под всеобщий одобрительный вой на сцене возникают три фигуры. Зрителей слепит стробоскоп, стартует композиция «Минимал». Фигуры начинают расхаживать по сцене и начитывать в микрофоны: «Называй мини-минимал / Тут много не надо, чтобы ты всё понимал».
Последняя строчка оказывается ключом к этому шоу: «Грибы» используют минимум средств, но выжимают из ограниченного инструментария максимум. Прежде всего это касается световых решений: группа использует статичные прожектора и простые лаконичные цветовые схемы. На открывавшем альбом «Дом на колесах» треке «Бери грибы» «Вагонка» окрашивается в желтый, в «Копах» освещение имитирует мигалки, синий в такт сменяется красным, в припеве к ним добавляется слепящий стробоскоп. Позади участников располагаются четыре прожектора, бьющие в зал, на лица участников коллектива свет при этом не попадает, зритель видит лишь силуэты – миф об анонимности старательно поддерживается. Элегантные и находчивые идеи с освещением напоминают выступления Канье Уэста.
Трио при этом чётко работает на то, чтобы вышибить из своих слушателей пот. «А вы знаете, какое сейчас время? Время качать!» - объявляют они со сцены. Практически для каждой композиции у «Грибов» припасено фирменное движение или реакция, которую они за несколько секунд до старта трека разучивают вместе с залом. В припеве «Пудинга» они заставляют зрителей палить в воздух из воображаемых пистолетов, в «Велике» призывают крутить руками в воздухе педали. «Сейчас будет самый козырный танец «Грибов» «Пружиночка»!» - объявляет со сцены перед «Панамой» самый крупный участник группы 4atty. Звучит биг-бит, на словах «коленями двигай в такт» весь зал дружно приседает. Новых композиций исполняется две. На треке под названием «Улица пиарит нас» артисты выбрасывают в зал стопу наклеек со своим логотипом, на композиции «Кислород» лидер коллектива Юрий Бардаш усаживает «Вагонку» на корточки и призывает разом выпрыгнуть, когда после нарастания на слушателей обрушивается «дроп». Проблему ограниченного репертуара группа решает точно так же просто и элегантно.
В середине шоу Бардаш обращается к залу: «Вы раскачивайтесь-раскачивайтесь побыстрее, а то у нас уже треки кончаются!».
После «Интро» и «Тает лёд» группа просто запускает уже исполненные хиты по второму кругу и продлевает веселье ещё как минимум на полчаса. Получается практически концерт в концерте – хронометраж выступления переваливает за час двадцать. Сухим и разочарованным зал не покидает никто – «Грибы» выжимают из зрителей все силы. В финале группа исполняет «Интро» ещё два раза подряд и благодарит за положительную реакцию. Диджей запускает «Bamboleo» Gypsy Kings, оставшийся на сцене в одиночестве бывший профессиональный танцор Бардаш при уже включенном свете делает несколько па и убегает за кулисы.
Посетителей «Вагонки» встречает свежий майский вечер, все прилегающие к клубу территории заполнены мокрыми улыбающимися людьми, наперебой делящимися впечатлениями от шоу. При всей загадочности и таинственности, тщательно выверенной и высчитанной «пацанскости» «Грибы» оказываются группой, первостепенная задача которой – просто дарить слушателям радость. После этого концерта, как после хорошего рейва, желание одно: позвонить близким и сказать, как сильно ты их любишь.
От редактора – 2:
И всё же за несколько часов до концерта мы узнали, что запрет на съёмку не полный, а ограниченный, решили испытать судьбу и взяли фотокамеру. Фотограф Артём Килькин снимал на привычный ему Fujifilm X-Pro1. Что получилось, и насколько это отличается от снятого на Galaxy S8 Plus – судить вам.
Редакция благодарит компанию KDmarket.ru за помощь в подготовке материала
Фото: Александр Любин, Артём Килькин