У людей случился передоз вранья и фабрики тщеславияИнтервью с Иваном Князевым и Екатериной Свитневой
- эксклюзив
- 08 июня 2023
Мы поговорили с двумя спикерами «Креспектива фест». Они сняли необычное видео Roots Out о племени людей, живущих в лесу, и победили с ним на Каннском фестивале
Наши герои — это фотограф, режиссёр, создатель творческого лагеря «Фотожир», преподаватель Иван Князев и контент-продюсер бренда Sintezia Екатерина Свитнева. В Калининграде ребята выступили с лекцией о своём фильме Roots Out. Мы поговорили о нём, а ещё — о трендах в современной фотографии и авторах из России в новой реальности.
Иван, ты же фотограф. Как ты пришёл к видеоарту?
Иван Князев: Мне поступали предложения снять видео, но я не чувствовал в себе внутренней уверенности начать. При этом технически и концептуально всё было понятно. В один момент жизни у меня умерла мама. Период был эмоционально тяжёлый. Я подумал, что мне, чтобы чувствовать себя более-менее нормально, чтобы держаться на плаву, нужно снять об этом фильм. Так получилось моё видео «Последний танец моей матери».
Это оказалось сложнее или легче фотосъёмки?
Иван Князев: Это другой процесс, небыстрый. В фотографии мы говорим о необходимости фиксировать момент и делать статичные картинки, в которых зритель сам увидит динамику или додумает. Фотограф чаще всего мыслит в формате одного изображения. Видео динамично и мыслится уже в формате истории, у которой есть хронометраж.
И в фото, и в видео работает большая команда. Если это серьёзные съёмки, может быть задействовано 25–30 человек. В рекламном проекте — 50 человек. В видео их будет ещё больше, и каждый отвечает за что-то конкретное. Человеку, наблюдающему со стороны, сложно понять, что происходит. Потому что внутри фото- и видеопроцесса есть чёткая иерархия. Существуют «островки», на которых определённым образом распределены роли. Это отдельные команды, например, осветителей и дизайнеров по декорациям. Они работают вместе, но это разные атмосферы с разным главенством тех или иных персонажей. То же самое касается операторов, фотографов и стилистов, которые занимаются одеждой. Это большой «конструктор», у каждого своя роль. В нашем случае я — режиссёр. А продюсер нашего проекта — Катя Свитнева.
Екатерина Свитнева: Когда оказываешься на большой съёмке, кажется, что перед тобой толпа людей, и они ничего не делают! Они все сидят. Но у каждого, действительно, есть своя роль. За этим интересно наблюдать. Кто-то скажет: «Зачем 40 человек, если можно сделать втроём?». На самом деле нельзя.
Я контент-продюсер бренда Sintezia. Он родился в 2016 году из маленького ателье, в котором ребята однажды попробовали сделать пару обуви на заказ. Сейчас это переросло в экспериментальный бренд, который знают многие. Основатели — пара: фотограф Саша Кутуков и дизайнер Рита Кутукова. Саша занимается всеми техническими вопросами, связанными с производством. Рита же выступает как арт-директор, на ней все концепции съёмок и постпродакшен. Ребята очень смелые и открытые, в 2016 году они начали экспериментировать с российскими и зарубежными художниками. Я в бренде занимаюсь коллаборациями с российскими и зарубежными художниками, блогерами. Ваню Князева я нашла как художника. Я наблюдала за его марафоном «Фотожир» в соцсетях. Страничку эту я нашла уже тогда, когда она активно развивалась: все понимали, что это такое, а я — нет. Но это показалось очень интересным, и я написала Ване с предложением посотрудничать. Он согласился.
Изначально мы обсуждали фото, 2–3 героя и выездную съёмку в лесу. Без большого продакшена и без ночёвки. А потом всё разрослось в видеоисторию из 10 персонажей, в которой участвовало около 30 человек. Рассказ про племя людей, которые обособленно живут в лесу вне контекста современного мира.
Как родилась такая идея?
Иван Князев: Мне интересно рассказывать истории. При этом просто фэшн-ролик снимать не хотелось. Хотелось насытить его смыслом, сделать его не совсем, может быть, понятным, а скорее образным. Мы приехали в Подмосковье, разбили лагерь и жили в нём больше двух дней. И всё это время, с двухчасовым перерывом на сон, мы снимали фильм. Работали слаженно, причём большинство людей видели друг друга впервые.
Екатерина Свитнева: Для меня самым главным стал этот фактор общности. Заняты были все, каждый мог попробовать себя в роли сет-дизайнера, ассистента, модели, визажиста. Атмосфера взаимовыручки, бесконечный хоровод, где все друг друга сменяли.
На площадке все работали вне материальных контекстов, вне мотивации получить деньги за съёмочную смену. Большинство моделей и ассистентов мы нашли через соцсети. Мы сразу объявили о наборе участников палаточного трипа и о возможности попробовать себя, проявиться, пожить на площадке, пообщаться и поработать. Так мы и получили некую горизонтальную структуру взаимодействия, когда один помогает другому.
Снимали два дня, а получился фильм длиной в 2 минуты.
Иван Князев: И мы к этому очень долго и серьёзно готовились, около двух недель. Не так важно, сколько длится видео. Проблемы возникают тогда, когда люди пытаются специально снимать долго, чтобы попасть в формат, и видео из-за этого становится скучным и пресным. Если можешь снять 1,5 минуты классного видео, то ты молодец. Можешь снять 15 секунд – ты очень талантливый режиссёр. Сейчас я думаю, что в лесу надо было побыть неделю. Но всё равно мы бы сделали 2-3-минутное видео.
Опыт коллективной медитации был приятный. Почти все декорации сделали прямо на съёмочной площадке. Кто-то готовил еду, кто-то уже снимался. Всё это было действительно похоже на племенной образ жизни.
Екатерина Свитнева: Ребята прониклись, сформировалась особенная атмосфера. Одни поддерживали костёр, другие собирали для него дрова, кто-то кипятил воду.
Сложно говорить об однозначном смысле или сюжете. Но всё же — о чём этот фильм?
Иван Князев: О том, что, пытаясь сознательно изолироваться от чего-то, человек может прийти к таким внутренним состояниям, которые он вообще не ожидал в себе найти. Фильм о том, что внутри городов есть свои проблемы, но за пределами городов ты также можешь встретиться с проблемами, только другими. Есть и много иных смыслов — например, взаимодействие человека с природой. Смыслы как слои. Это фильм про поиск самого себя и встречу со своими внутренними страхами.
Как фильм попал на международные фестивали: в Берлин, Торонто, Канны?
Иван Князев: У нас уже был опыт участия в фестивалях с фильмом «Последний танец моей матери». Он брал награды, и это длилось около года. Мы поднаторели в вопросах того, как вообще фестивали устроены, как формируются заявки, как их удобнее оплачивать. Но, естественно, всё это требует денег. Когда мы сняли первый фильм, у нас изначально были деньги на фестивали.
Сейчас фильм Roots Out только начинает своё путешествие. Он побывал лишь на 15% фестивалей из тех, на которые мы планируем его отправить. Это небыстрый процесс. Можно подать заявку в сентябре, а результат узнать через год. И это процесс дорогой. Минимальная заявка на простенький фестиваль стоит 40 долларов, а на серьёзный фестиваль — уже до двух тысяч долларов. Естественно, если не выигрываешь или заявку не принимают, никто не будет объяснять, почему так. Поэтому много времени уходит и на то, чтобы отсматривать работы победителей, изучать молодых режиссёров и искать для себя интересные приёмы и визуальные решения.
Вы получили призы на многих фестивалях. Какой приз можете назвать самым важным?
Иван Князев: Наверное, он ещё впереди. Каннских фестивалей несколько. Есть большой, который все знают, а есть ещё несколько менее известных, которые рассматривают короткометражки. Первый мой фильм попал в топ-3. Я тогда очень хотел победить и думал, что у меня хорошие шансы. А в этот раз у меня не было никаких ожиданий, я не мыслил о победе или проигрыше вовсе, мы просто отправляли заявки. Но пока из всех заявок, что мы отправили, не прошли только одну. Остальные либо выигрывали, либо попадали в число финалистов, либо брали приз зрительских симпатий. Мало кто может этим похвастаться среди русских режиссёров. Это приятно, но понять, как это произошло, не могу. Мы старались и всё получилось.
Да, интересно, что в нынешней ситуации видео из России получает такое количество наград мировых фестивалей.
Иван Князев: Наше видео сильно отличается от среднестатистического в плане подхода и общего ощущения. Оно выглядит очень странно, на мой взгляд, в хорошем смысле слова. Оно не похоже на классическое русское кино выпускника Московской школы кино. Оно по-другому работает, по-другому устроено.
Мы подаём фильм в категорию экспериментального кино, что немаловажно. Во многом это помогает: фильм странный и ощущения от него странные.
Не был бы странным — не был бы столь успешен?
Иван Князев: Мне кажется, да. Для него это важный параметр. Свой первый фильм я подавал 23 февраля. Но почему он выиграл много призов? Его тема очень личная и она близка многим людям. Эта тема никак не может оказаться в тени другой актуальной сегодня темы.
Хотя на части фестивалей твою работу могут слить только потому, что ты русский. Это правда. Есть фестивали, которые открыто в своем описании пишут, что русские заявки не принимаются. Я с этим сталкивался много раз.
Как ещё нынешняя ситуация влияет на работу фотографов и видеографов?
Иван Князев: Фестивальная заявка оплачивается в долларах. Российской картой заплатить не получится. Раньше было возможно снять сериал или коммерческий фильм и предложить его платформе Netflix. Теперь режиссёр из России вынужден снимать свой фильм в Казахстане, Узбекистане или в Армении и предлагать его Netflix уже от казахского, узбекского или армянского продакшена. Все процессы изменились так, что ты на некой странной территории — вроде она большая и интересная, где живут люди думающие, чувствующие и глубокие. Но с этими людьми дело иметь нельзя. Потому что они сейчас с «чёрными метками».
Купить оборудование сейчас в России очень сложно и намного дороже, чем раньше. Сейчас много специалистов из индустрии уехали из России и не готовы возвращаться, поэтому всё большее количество проектов снимается за пределами страны.
Какие сейчас тренды в коммерческой фотографии?
Иван Князев: Главный тренд — на живую и честную картинку. Если ты способен снять кадр, который напоминает момент из жизни, не синтетический, не вымученный, ты будешь востребованным коммерческим фотографом.
Элементы документальной фотографии?
Иван Князев: Да, да. Глядя на твои фотографии, должно возникнуть ощущение, что ты фиксируешь просто какие-то моменты из жизни: идеальные, запоминающиеся и совершенные со всех точек зрения. При этом, естественно, ты их выстраиваешь от начала и до конца.
Кто сейчас законодатель в мире фотографии?
Иван Князев: В современной фотографии сейчас очень круто снимают азиаты: Южная Корея, Япония, Китай. Европа стала гораздо слабее снимать за последние 15 лет. Америка мне своим рекламным подходом особо и не была близка. Очень сильный латиноамериканский рынок. Ещё ЮАР. Но Кейптаун — это город, который весь заточен под съёмку рекламы. Очень много мировой рекламы снимается именно там.
Почему Европа просела?
Иван Князев: Потому что они не способны сегодня смело высказываться, потому что могут получить внутренний cancel* от других участников процесса. При этом и сказать им особо нечего. Ведь если мы говорим о каких-то безопасных высказываниях, то они все уже использованы. Получается процесс, похожий на Россию: никто ничего не может говорить. Я давно ничего не видел интересного из европейской фотографической рекламы.
Парадокс. Казалось бы — нет границ и нет запретов, делай, что хочешь.
Иван Князев: Я не вижу, чтобы европейские бренды в своей рекламе делали что-то запоминающееся или использовали яркие высказывания. Провокационной рекламы сейчас очень мало. Цепляющей тоже мало. А идейной в принципе всегда было не очень много. Людей, которые что-то придумывают хорошо, в мире очень мало.
Глобально все несколько подустали от цикла потребления, нужна какая-то перезагрузка. Люди очень долго «варятся» в этом состоянии. Да, было очень много хорошего сделано и сказано. В этом отношении условный автор из Латинской Америки будет восприниматься ярче и прикольнее, потому что просто никто с этой культурой в Европе не знаком. Он воспринимается как дикарь, которого привозят на всеобщее обозрение и дают ему возможность рассказать о том, что он думает на те или иные темы.
По этой же причине до 24 февраля была мода на русских авторов. Была и остаётся мода на украинских авторов. Потому что они на ряд вещей смотрят не так, как принято. Это исключительно вопрос разнообразия.
Мода на русских авторов сегодня так или иначе остаётся?
Иван Князев: Безусловно, есть звёзды, которые сегодня могут себя неплохо чувствовать. Есть ряд русских авторов, которые живут в Америке.
Если разбирать по культурному принципу, то люди из России довольно глубоко смотрят в суть вещей. За это они платят определённую цену. Их внутреннее устройство даёт некую особенность всему тому, что они делают. В Европе такие люди тоже есть, но их не так много.
И всё же, документальный тренд. Можно ли тут говорить о какой-то цикличности? С какими годами мы сейчас перекликаемся?
Иван Князев: До Первой мировой войны модной фотографии как таковой не существовало. Мы могли наблюдать некоторые частные случаи, но это было не повсеместным явлением. О расцвете можем говорить после Второй мировой войны, когда люди начали экспериментировать. Война закончилась, прошёл страшный период в жизни. Люди начали заниматься вещами, свойственными для периода капиталистического развития. И этот период длился с 1945 года по минимум 2019 год. И очень многое за это время было сделано.
Классической фэшн-фотографии свойственна синтетичность. Она ненастоящая! С появлением соцсетей люди устали от этого. Всякая девочка 20 лет пытается выстроить образ, который ей совершенно несвойственен. И это окружает нас повсеместно. Мы не можем от этого защищаться. Мы не хотим видеть столько вранья, а хотим верить в честные картинки, которые вызывают у нас какие-то чувства. Мы не хотим просто смотреть на малышек в классных нарядах на красивом фоне. У людей случился передоз вранья и фабрики тщеславия. Логичной реакцией на это стало требование, чтобы авторы стали с нами более честными. Но если вдруг мы окажемся в ситуации, когда таких честных картинок будет много, их критическая масса станет высокой, то мы сразу же перейдём в следующий период.
Я бы не стал говорить о скором приближении этого момента с перенасыщением.
Иван Князев: Да. С документальной фотографией это намного сложнее, чем с постановочной. Мало авторов, которые могут в такой стилистике снимать на высоком уровне. В России нет таких фотографов международного класса. Для русских людей это сложный жанр. Они не понимают, что так надо снимать рекламу. Они снимают либо очень постановочно, либо очень документально. Поймать что-то среднее между первым и вторым получается у единиц.
Фото: из архива героев