Фавориты «Оскара-2023» в международной и технических номинацияхНовый «Аватар», «Бэтмен» и «Элвис»
- эксклюзив
- 26 янв. 2023
Американская киноакадемия объявила номинации на «Оскар». Лауреаты станут известны 12 марта
Кинообозреватель и автор киноблога «Фак ю, Спилберг» Антон Хоменко весь год следил за развитием событий в кинематографе, чтобы рассказать, кто является фаворитом премии. В этом материале он собрал главных претендентов на технические награды «Оскара» и назвал вероятного победителя в номинации «Лучший международный фильм». А здесь можно почитать о фаворитах «Оскара» в основных номинациях.
«На Западном фронте без перемен»
Режиссёр Эдвард Бергер
Брось собаке кость, она всегда поймает. Дай человеку власть, он станет зверем. Примечательно, что фильм о сокрушительном поражении Германии в Первой Мировой войне на этот раз сняли именно немцы. Предыдущие экранизации романа «На Западном фронте без перемен» снимали в США (1930) и Великобритании (1979). Причём голливудская версия Льюиса Майлстоуна получила четыре номинации на «Оскар», две из которых оказались победными — статуэтку получил сам режиссёр (став таким образом первым в истории двукратным лауреатом) и его фильм. Две другие номинации были за лучший адаптированный сценарий и операторскую работу. Современная версия Эдварда Бергера повторила успех по количеству: её выдвинули в номинациях «Лучший фильм», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучший международный фильм» и «Лучшая работа оператора», а также отметили работу художника-постановщика, звук, визуальные эффекты и саундтрек. Кстати, если международный фильм номинируется ещё и на лучший фильм, то всегда побеждает в международной номинации. Ещё ни разу в истории «Оскара» не было исключений.
Новый «На Западном фронте без перемен» — ослепительная с эстетической точки зрения и полная необходимых истин антивоенная драма, которая выходит за рамки напыщенной пропаганды, главным образом потому, что делает акцент на всех деталях этой истории. Феликсу Каммереру 17 лет. Он ещё не может идти на фронт без согласия родителей, которые его ни за что туда не отпустят. Тем временем, все его друзья уже получили повестки и находятся в предвкушении, как уже совсем скоро будут брать Париж. Феликс подделывает подпись отца и идёт вместе с ними. Правда, очень скоро друзья понимают, что никакой Париж они не возьмут — на фронте царит разруха и голод. Чтобы прокормить себя, солдаты вынуждены будут даже воровать гусей у местных крестьян. В это же время командование — сытые мужчины с моржовыми усами, которые собираются вокруг теплых костров с вином и сыром, — причудливо вершит судьбы миллионов людей.
Эдвард Бергер рисует болезненно интимные образы с помощью своего молодого актерского состава, разбавленного более знакомыми лицами, такими как звезда киновселенной Marvel Даниэль Брюль. Партитура номинанта «Оскара» Фолькера Бертельмана подчеркивает нарастающую тревогу, а камера Джеймса Френда придает и без того завораживающей картинке живописный панорамный масштаб. «Западный фронт» вряд ли является первым фильмом, показывающим нам, что война — это ад. И уж точно не последний. Это актуальное и важное напоминание о том, что за воодушевляющими сказками о победе всегда скрываются мрак и ужас. Концовка кажется абсурдной, но от этого, как ни странно, очень логичной. Даже когда до конца войны остается всего пятнадцать минут, это не значит, что больше никто не умрёт.
Фаворит в номинации:
Лучший международный фильм
«Аватар: Путь воды»
Режиссёр Джеймс Кэмерон
«Аватар: Путь воды» — это прежде всего про техническое исполнение. Очередной шедевр кинематографической инженерии. Вполне вероятно, что картина Джеймса Кэмерона повторит прошлогодний путь «Дюны» на «Оскаре», собрав статуэток больше всех. Правда, все в технических номинациях, но какое это имеет значение. Ну и за лучшую музыку к фильму «Аватару» награды не видать. Напомню, что год назад Ханс Циммер получил свой второй «Оскар» именно за саундтрек к «Дюне».
Самые сильные элементы второго «Аватара» — визуальные эффекты и тщательно продуманная архитектура мира Пандоры. У фильма довольно плоский и предсказуемый сюжет, основанный на стандартных шаблонах и штампах голливудских блокбастеров. Поэтому большая часть хронометража картины посвящена тому, чтобы познакомить зрителей с разными уголками вымышленной планеты, которые ранее не были исследованы. Получите вы удовольствие от просмотра или нет —напрямую зависит от того,нравится ли вам такой стиль повествования. Мне было интересно посмотреть, как жили и чем занимались различные кланы На'ви, и «Путь Воды» это ярко продемонстрировал почти без слов.
В некотором смысле, «Путь воды» чем-то похож на «Фабельманов» Стивена Спилберга. Тут Джеймс Кэмерон размышляет о своем глубоко личном происхождении как режиссёра. Постановка и темы второго «Аватара» кажутся гигантской мешаниной из других постановок Кэмерона — немного «Титаника», немного «Чужих» и много «Бездны». Подобно Спилбергу в «Фабельманах», Кэмерон опирается на все качества, которые сделали его успешным — склонность к масштабному повествованию, расширение буквальных границ, добавление в истории банальных, если не регрессивных, тем семьи и долга. Иногда это может быть утомительно, но посмотреть стоит хотя бы ради подводных сцен.
Фаворит в номинации:
Лучшие визуальные эффекты: Джо Леттери, Ричард Бейнхэм, Эрик Сэйндон, Дэниел Барретт
«Топ Ган: Мэверик»
Режиссёр Джозеф Косински
В середине 1980-х, когда на экраны вышел фильм «Топ Ган», который в России больше известен под названием «Лучший стрелок», Том Круз уже имел за плечами солидную для 24-летнего парня фильмографию. И даже снимался у Мартина Скорсезе. Но именно «Топ Ган» открыл ему дорогу большого кино — популярного и талантливого парня невозможно было игнорировать, поэтому не удивительно, что Тома Круза начали приглашать в свои проекты именитые режиссеры: Барри Левинсон, Оливер Стоун, Рон Ховард, Сидни Поллак и другие. В 1990-е годы состоялись три знаковые работы актера, за которые он получил «Золотые глобусы» и номинации на «Оскар». До наград дело не дошло, но и проиграть таким коллегам, как Дэниел Дэй-Льюис, Джеффри Раш и Майкл Кейн, совсем не стыдно.
Зачем тридцать пять лет спустя нужен был «Топ Ган: Мэверик», не очень понятно. Но это неважно, потому что сиквел получился, пожалуй, даже лучше оригинального фильма. Картина очень понравилась зрителям и собрала в прокате внушительную сумму почти в полтора миллиарда долларов. Один из лучших пилотов мира, отважный летчик-испытатель Пит Митчелл возвращается в школу «Топ Ган», которую сам когда-то окончил. Ему предстоит подготовить группу опытных пилотов к почти невыполнимой миссии. Ситуацию осложняют бюрократы из Пентагона и сложные отношения Митчелла с одним из подопечных — лейтенантом Брэдли Брэдшоу. Это сын Ника Брэдшоу, с которым Митчелл вместе учился в «Топ Ган».
Еще до старта съемочного процесса Том Круз настоял на том, чтобы сцены полетов снимались без использования компьютерной графики. Это усложнило работу. Создатели фильма сразу заявили о том, что не уложатся к заранее объявленной дате выхода в прокат, поэтому его перенесли почти на год. А потом случилась пандемия, и выход на экраны пришлось еще раз отложить. «Топ Ган: Мэверик», наполненный отсылками к оригиналу 1986 года, передает дух и стилистику кинематографа того времени. Да, это уже не тот шедевр гомоэротизма, направленный на популяризацию службы в армии, но не тот случай, когда фильм снимают ради того, чтобы его снять, потому что ещё не у всех картин есть сиквел. «Я полагаю, что это просто фантастика. Я смотрел фильм в кинотеатре и это тот самый настоящий кинематограф, который, я уж думал, мне больше не доведется увидеть», — рассказал Квентин Тарантино.
Единственное, что, на мой взгляд, не удалось в «Топ Ган: Мэверик», — это заглавная песня. Леди Гага с Hold My Hand звучит в свойственной себе манере. И, возможно, композиция не вызвала бы никаких вопросов, но сравнение напрашивается само собой. Песня Take My Breath Away группы Berlin имела бешеную популярность (в том числе, на школьных дискотеках того времени). Ее авторы Джорджо Мородер и Том Уитлок получили в 1987 году свой «Оскар» за лучшую песню. Тогда альтернатив в этой номинации просто не было.
Фаворит в номинациях:
Лучший монтаж: Эдди Хэмилтон
Лучший звук: Марк Вейнгартен
«Бэтмен»
Режиссёр Мэтт Ривз
«Они думают, я скрываюсь в тени. Но я и есть тень». В преддверии выборов убит мэр Готэма Дон Митчелл. На месте преступления убийца оставил кровавую надпись «Хватит лгать» и открытку. Это произошло в канун Хэллоуина ровно через двадцать лет после убийства миллионера Томаса Уэйна и его жены Марты в разгар предвыборной кампании на должность главы города. Через несколько дней умирает комиссар полиции Пит Сэвадж. Его смерть преступник выложил в социальные сети и там же раскрыл свое имя — Загадочник (Пол Дано). Он не собирается останавливаться и обещает новые убийства нечистых на руку представителей власти, которые думают прежде всего о себе, обманывая жителей Готэма. Во время расследования убийств вместе с лейтенантом Гордоном (Джеффри Райт) и Женщиной-кошкой (Зои Кравиц) Бэтмен (Роберт Патинсон) оказывается вовлечён в криминальную сеть босса мафии Кармайна Фальконе (Джон Туртурро) и его правой руки Освальда Кобблпота — он же Пингвин (Колин Фаррелл).
«Бэтмен» Мэтта Ривза — масштабная перезагрузка франшизы о Тёмном рыцаре. Любой, кто захочет снять свою версию истории о популярном герое комиксов, рискует нарваться на сравнения с трилогией Кристофера Нолана, которому удалась пока самая внятная и подробная экранизация Бэтмена. Затем был Зак Снайдер. Но его «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» не слишком удался, «Лигу справедливости» он так и не закончил. Лишь «Лига справедливости Зака Снайдера», появившаяся в сети в разгар пандемии, немного компенсировала обманутые ожидания фанатов. И вот настала очередь автора «Планеты обезьян» Мэтта Ривза.
Режиссёру можно сказать спасибо хотя бы за то, что он не превратил нуар о семейном наследии и системной коррупции в пошлый боевик ради зрелища, хотя увлекательных драк, перестрелок и погонь в картине более чем достаточно. Но акцент сделан не на экшн-сцены, а на детектив. Брюс Уэйн в исполнении Паттинсона — это взрослый мальчик, травмированный убийством своих родителей. Спасибо, что зрителю в очередной раз не показали сцену с ограблением и убийством четы Уэйнов, не вовремя вышедшей из театра. Вместо этого, по сюжету Ривза, тело мэра находит его маленький сын. Когда Бэтмена приглашают на место преступления, он встречается с мальчиком взглядом, полным отчаянного понимания и скорби.
Перед тем, как сесть за сценарий, Ривз перечитал свои любимые комиксы о Бэтмене и отказался экранизировать конкретную сюжетную линию. Образ Тёмного рыцаря как молодого начинающего борца с преступностью заимствован из комикса «Год первый», отношения Женщины-кошки с Фальконе были взяты из «Долгого Хэллоуина» и «Тёмной победы», анализ психологического портрета Бэтмена и его переход от жажды мести к вселению надежды — из «Эго», а заговор Загадочника — из «Нулевого года». В итоге пазл сложился со сдвигом акцента на личность главного героя. Точнее двух главных героев — Селина Кайл тоже представлена в образе начинающей воровки, жаждущей справедливости. А их отношения с Бэтменом имеют явный эротический подтекст, который так и не был раскрыт в свое время Кристофером Ноланом, но явно прослеживался у Джоэла Шумахера.
Фаворит в номинации:
Лучший грим: Наоми Донн
«Элвис»
Режиссёр Баз Лурман
Байопики о популярных музыкантах прошлого — это красиво, но, к сожалению, не содержательно. Собственно, красиво и не содержательно — краткая оценка всей фильмографии База Лурмана. Его последняя работа «Элвис» — яркое тому подтверждение. Что самое сложное в байопике? Найти актера более или менее похожего на главного героя. Загримировать можно любого, но внешнее сходство тоже важно. Создателям «Богемской рапсодии» и «Элвиса» сказочно повезло с Рами Малеком и Остином Батлером, поэтому картины получили широкое признание. Но работы обоих актеров больше напоминают косплей, чем игру на сцене. К сожалению, от этого не уйти, потому что значительную часть хронометража занимают выступления героев, которых нужно изобразить как можно ближе к оригиналу.
К «Элвису» остается слишком много вопросов. Лурман смонтировал красивый и поражающий воображение видеоклип длиной 2,5 часа, но так и не удосужился ничего рассказать о самом Элвисе Пресли. Как будто перед тем, как сесть за сценарий, ни сам Лурман, ни его постоянный соавтор Крэйг Пирс не читали даже статью об Элвисе в «Википедии». Конечно, никто не смотрит фильмы Лурмана, ожидая них каких-то тонкостей. Он снимает исключительно фешенебельное кино. Его последняя полнометражная картина «Великий Гэтсби» была время от времени интересной, но в конечном итоге абсолютно пустой.
С чего вдруг Элвис стал таким популярным и почему его карьера однажды пошла на спад? Это два самых логичных вопроса, ответы на которые ждёт зритель. Вместо этого получает видеоклип сразу на все песни популярные песни исполнителя, который не спасают даже действительно хорошие роли. Том Хэнкс старается быть убедительным, изображая жадного импресарио Элвиса полковника Тома Паркера, а Оливии Дейонг удалось неплохо войти в образ Присциллы. Но даже они тонут в болоте из мишуры, блёсток, яркого света и громкой музыки, не в силах перекричать шум этой вечеринки.
Тем не менее, Остину Батлеру удалось очаровать многих своей работой в роли Элвиса Пресли. Кто-то даже на полном серьезе считает, что ему надо дать «Оскар» за участие в этом утреннике. Например, дочь музыканта Лиза Мари: «Он играет просто фантастически! Наконец к образу отца отнеслись бережно и с уважением. Если он не выиграет «Оскар», то я просто откушу себе ногу». Но делать этого ей не придется, потому что Лиза Мари Пресли весьма своевременно умерла.
Фаворит в номинации:
Лучшая работа художника: Кэтрин Мартин, Карен Мерфи, Бев Данн