Твой ProКак работает и сколько получает реставратор
- эксклюзив
- 25 апр. 2017
Опасаясь, что технологический бум вытеснит труд журналиста, оставив нас на улице в отчаянии и беспомощности, «Твой Бро» запускает проект про профессии, которые могут стать нашим пристанищем. Шутка. На самом деле, погружение в детали сторонних процессов различных сфер деятельности и исследование чужих рабочих пространств – занятие безумно интересное, и мы предлагаем вам к нему присоединиться. Начнём с профессии реставратора, тонкости которой нам открывает Вадим Геращенко
Как вы представляете себе реставратора? Небось, мужчину преклонных лет, с сединой в волосах и чем-то, напоминающим пейджер. Отнюдь. Мы заглянули на рабочее место реставратора Вадима Геращенко, разрушив этот старомодный стереотип о людях, занимающихся «ремонтом» дорогих нам вещей.
С чего начался твой путь в области реставрационного дела?
Собственно, благодаря моему преподавателю, когда учился на искусствоведа в Санкт-Петербурге. Она звала студентов к себе на помощь, в реставрационную мастерскую. Надо сказать, что искусствоведческая подготовка очень помогает в реставрации. Важно знать, к какому стилю принадлежит вещь, над которой ты работаешь.
Что именно ты реставрируешь?
Во время учёбы я с остальными участниками группы, помогающей нашей преподавательнице, работал с мебелью, иконами и прочей «антикварщиной». Так же мы работали с иконостасами. Сейчас я занимаюсь тем же, только в Калининграде.
Неважно, во сколько оценён тот или иной объект реставрации. Та же брошь XVIII века или рама, которая сейчас украшает чей-то семейный портрет, – это память, которую в специфику её чрезмерной хрупкости можно поломать одним неловким движением.
Для будущего реставратора мало практики в стенах одной мастерской. Вадим набирался опыта, работая в разных городах России.
Я принимал участие в реставрации одного из самых больших иконостасов в России под руководством моей учительницы. Опыт колоссальный, я бы даже сказал уникальный – подобные мероприятия проводятся с интервалом лет в сто.
Работа реставратора очень ответственная, особенно если приходится иметь дело с предметами, обладающими не только сентиментальной ценностью для заказчика, но и ценностью художественной. Осторожность нужна во всём, даже в подборе материалов. От техники, в которой работал автор той или иной вещи, зависит и техника реставрации. Нельзя доверить восстановление предмета мебели, датируемого XIX веком, машине, изобретённой уже веке XXI .
– Я работаю с позолотой – традиционным элементом церковной утвари, с разными видами дерева и лаков, например, с шеллачным лаком. Нет, он не имеет ничего общего с тем, что девушки сейчас носят у себя на ногтях. Также с масляной живописью и реже с металлом.
Среди заказчиков Вадима - и антикварные салоны, и частные коллекционеры. Перед реставрацией Вадим тщательно изучает предмет, подлежащий восстановлению, оценивает не только стоимость своей работы, но и состояние вещи. Антикварные салоны направляют вещи на предпродажную подготовку у реставратора, чтобы те предстали перед покупателем в презентабельном виде.
Проверяешь ли ты антиквариат на подлинность?
Такая задача не стоит. Можно, конечно, проследить историю вещи, установить её «родословную», но заказчики обычно делают это до обращения ко мне. Я же не реставрирую какие-то музейные или аукционные вещи. Да, я провожу оценку вещи, потому что от ценности предмета зависит цена моей работы и материалов.
Расскажи про материалы, используемые в работе.
В реставрации используются клеи животного происхождения, например, мездровый. Чтобы его получить, с животного снимают шкуру и то, что находится на внутренней стороне этой шкуры, засушивают и затем используют для склейки дерева. Несмотря на многообразие и доступность современных технологий, реставратор обязан использовать именно такие старинные материалы. Происхождение шеллака тоже неаппетитно. Это смола, экскретируемая самками жуков, паразитирующих на тропических деревьях. Эти выделения засушиваются и разбавляются реагентами. Несмотря на мерзкое происхождение, шеллак высоко ценится за свои декоративные свойства, и, кстати, он весьма дорогой.
Как происходит реставрация стола, над которым ты сейчас работаешь?
Сначала я оцениваю масштаб работ, потом аккуратно разбираю предмет – у антикварной мебели обычно расшатанные соединения. Когда я буду снова собирать этот стол, я склею элементы при помощи вот этих вот животных клеев. Потом я буду восстанавливать «утраты» - недостающие куски резьбы, фурнитуру, декор. По желанию заказчика стол я отделаю воском – это не очень практично, но красиво и экологично. В воск, кстати, можно добавлять натуральные ароматизаторы. Лаком покрывать я этот стол не буду.
Чтобы добиться «карамельного» эффекта, нужно полностью заполнить и заполировать поры дерева, придётся пройтись не одним слоем лака. Весь этот процесс занимает около месяца, а то и больше.
А можно ли сделать такую работу, но с пометкой «экспресс»?
Абсолютно всё, от отделки до полного восстановления вещи, зависит от задачи. Если эта вещь – предмет инвестиций, то для сохранения её ценности необходимо использовать старинные технологии, требующие времени. А если человек хочет использовать антиквариат ежедневно, допускается использование современных износостойких финишных покрытий.
Можешь озвучить свой заработок?
По-разному. По месяцам я не высчитываю, потому что один месяц могу выполнять только один заказ, а в следующем выполнить заказов 5 - 6. В среднем около 70 000 рублей выходит. Но не забывай, что на чек материалов для работы я смотрю с круглыми глазами.
Реставрационных мастерских в Калининграде не столь много, сколько художников, занимающихся реставрацией. В поиске места, которому доверяют дорогую вещь, можно наткнуться и на шарлатанов. Они при оценке своей работы так же оценивают и ваш внешний вид (так что лучше приезжайте на велосипеде или общественном транспорте, а вашу Audi припаркуйте подальше).
Фото и видео: Александра Колотыгина