Мутная «Заря»Почему на самом деле закрывается культовый кинотеатр

Фото недоступно

Весь понедельник мы провели в поисках человека, который был бы однозначно «за» закрытие кинотеатра «Заря» и при этом не носил погонов. Даже в комментариях к новостям в популярных группах «ВКонтакте», где обычно рекомендуют всех сжечь и закопать, нам найти таких не удалось. Ну не считать же, правда, противниками «Зари» 14-летних юношей, в жизни этой вкусивших пока только банку попкорна и фильм с Михаилом Галустяном в мультиплексе. «Твой Бро» рассказывает свою версию того, что будет дальше

Про культовый статус «Зари», ее мыслимое и немыслимое обладание самыми различными архитектурными и культурными наградами, претенциозность имен персон, в ее стенах побывавших, статусность проводимых здесь фестивалей и все в этом духе сказано много. Как и про суть претензий прокуратуры к собственнику.

Игорь Щирый, управляющий комплексом «Заря-Универсал», рассказал в интервью радио «КП-Калининград»:

Основные нарушения, которые были указаны в предписании, связаны с двумя залами кинотеатра внизу: «Артишок» и «Гардероб». Неправильные пожарные эвакуационные выходы, слишком узкая лестница очень высокого уклона, которая не соответствует правилам пожарной безопасности. Мы совместно с Управлением МЧС разработали так называемый пожарный расчет, создали документ, который рассчитывает пожарные риски объекта. Подчеркиваю – сделали при консультации МЧС, и этот документ устроил пожарную инспекцию. А вот прокурора это не устроило, он инициировал проверку. Но мы не сможем расширить проемы старых немецких лестниц в подвале 4-этажного здания. Ждем решения суда и, вероятно, закроемся. Нам не хотелось бы платить очередной штраф в никуда. Потому что штрафы соизмеримы с фондом зарплаты всех людей, которые у нас работают.


На фото ниже: вечеринка в зале «Артишок»

Фото недоступно

Ранее в этом году собственником под благообразным предлогом закрытия на ремонт была остановлена работа клуба «Универсал». Суть претензий пожарных к клубу, который в докризисные годы, по некоторым данным, приносил владельцам порядка 8 - 10 миллионов рублей прибыли в год, заключалась в отсутствии необходимого для пожарной безопасности количества лестниц, недостаточном количестве пожарных сигнализаций и так далее. Кроме того, при последней, инициированной прокуратурой проверке, было еще раз отмечено, что требованиям не соответствует крыша всего здания, в ней нет необходимых несущих опор (такая же проблема, кстати, у многих жилых зданий вдоль проспекта Мира), а в соседнем с «Зарей» подъезде, где сейчас расположены офисные помещения, вообще лестница деревянная. Клуб «Универсал» не работает с весны, и, судя по всему, в ближайшее время его открытие не планируется - по крайней мере, работ по устранению проблем с пожарной безопасностью в самом клубе не ведется. Кроме того, солидно сдав то ли из-за кризиса, то ли из-за спорной концепции менеджмента клуба, ночной клуб стал менее интересен в открытом виде, чем в закрытом. Еще раньше перестали проводить вечеринки в зале «Артишок». Открытый в начале этого года на месте бывшего ресторана «Универсал» лаунж-холл Sca’la пока работает, но тоже находится под угрозой закрытия.

Фото недоступно

В летний период относительным успехом пользуется веранда кафе «Заря». Но для поддержания всего комплекса в финансово устойчивом состоянии ее явно недостаточно. В такой ситуации можно понять собственника, который хочет превратить чемодан без ручки в стильный инвестпортфель. Примерно это и попытались сделать два года назад, когда было объявлено о разработке некоторых проектов развития «Зари» и окружающей ее территории. Но, судя по ним, на культурную значимость объекта при разработке концепций внимания обращалось не сильно много. Опять же - понять собственника можно. Но не простить его начинания по превращению легендарного кинотеатра в мультиплекс и магазины с барахлом в цокольном этаже. Ведь, наверное, у каждого калининградца есть какая-то своя, личная история, связанная с «Зарей».

Олег Кашин, журналист, в интервью радио «КП-Калиниград»:

Премьера «Титаника» в 1997 году была событием, когда Калининград, город глухой и провинциальный, оказался встроен в мировой контекст с Мстиславом Келдышем и его спускаемыми аппаратами. Кэмерон отблагодарил таким образом Калининград, я сам об этом писал, и это один из ярчайших символов калининградских девяностых и нулевых. На самом деле, убить город легко – надо, чтобы на его месте было пусто. Надо просто бить в самые такие жизненно важные точки. Что такое сердце города? В Москве говорят, что это Кремль. На самом деле, конечно, нет. А места вроде Пушкинской площади, где люди назначают свидания, гуляют, живут. И конечно одна из сосудистых систем Калининграда – это кинотеатр «Заря». У меня, например, там было первое свидание с первой женой.

На фото: первая пресс-конференция фестиваля «Короче» в 2015 году на летней веранде «Зари» с участием обладателя «Золотого Медведя» Берндом Фишером.

Фото недоступно

Самое интересное в этом всем - развернувшаяся вокруг «Зари» общественная кампания. Пост Артёма Рыжкова репостнули более шестисот человек, грустными лайками можно заполнить Синявинский карьер, от трудно конвертируемой в реальные дела соцмедиа-ненависти хочется бежать. Создана петиция в интернете. Еще чуть-чуть, и продвинутые пользователи поставят на аватарки фотокарточки с лобби «Зари».

Вот уже и региональное министерство культуры в лице министра Светланы Кондратьевой обещает всю возможную помощь со своей стороны: «Могу сказать, что министерство культуры сделает все возможное, чтобы найти пути решения данной проблемы. Первое, что мы сделаем – запрос к собственнику помещения о том, какие акты, какие документы они имеют на руках, что подтверждает закрытие кинотеатра. Ну а уже обладая полной картиной происходящего будем думать над дальнейшим решением этой проблемы. Я думаю, что нам удастся сохранить кинотеатр. Практически все исторические здания имеют проблемы с пожарной безопасностью».

На фото: Светлана Кондратьева на открытии 11 фестиваля кино стран Европейского Союза

Фото недоступно

Но при всем этом остается ощущение, что помощь не будет особо востребованна собственником комплекса, который, согласно некоторым сведениям, принял решение о постепенной остановке деятельности «Зари-Универсала» еще в прошлом году. По нашей информации, в последние несколько лет на него неоднократно выходили различные структуры с предложениями по «Заре». Одними из последних были представители федеральной сети «Синема парк», являющиеся партнерами фестиваля «Короче» и обещавшие хоть и перестроить здание, но помещение исторического зала сохранить.

Возможно, собственник и есть в настоящий момент тот единственный человек, которого мы искали весь понедельник. Который однозначно «За» закрытие знаменитого кинотеатра довоенной постройки и при этом не носит погонов. Ну а все фестивальные проекты с участием ходячей городской легенды Артема Рыжкова смогут жить и вне «Зари», тут и думать нечего. Это подтвердил и президент фестиваля «Короче» и известный продюсер Сергей Сельянов: «Кинотеатр уникален не только как культурный объект, но и как архитектурный. У него выдающийся интерьер, нет в стране больше таких кинотеатров. Если бы от меня что-то зависело, я бы написал “Отказать!” “Короче” в любом случае останется в Калининграде, но не хотелось бы, чтобы это было без “Зари”».

На фото: Сергей Сельянов

Фото недоступно

Обсуждая ситуацию с «Зарей» с одним из людей, имеющих отношение к организации ряда крупнейших городских мероприятий, я прошу его сказать мне несколько ассоциаций с «Зарей». Он отвечает: «Если бы я писал о "Заре" в каком-нибудь блоге ЖЖ, то поставил бы к этой записи теги: фестиваль, титаник, кшиштоф занусси, сырники, калининград, артём рыжков».

Все так. «Заря» в ее нынешнем виде вообще похожа на ЖЖ - много ностальгии, мало толку.

Фото: Денис Запольский, Александр Любин, Бока Су