Ficus Magnolia и Страдивари, гуляющий по лесуБорис Андрианов — о том, что стоит за классической музыкой
- эксклюзив
- 03 сент. 2019
Классика ищет эксперименты, но нуждается ли она в них? Об этом и многом другом мы поговорили с одним из самых востребованных виолончелистов мира Борисом Андриановым, участником фестиваля «Территория мира — территория музыки»
«Город не виноват!» — этой строчкой из стихотворения Джеммы Фирсовой, дочери генерала, вошедшей в разрушенный Кёнигсберг 10-летней девочкой, ознаменовалось открытие фестиваля «Территория мира — территория музыки». В первой половине этого месяца музыкальное событие готовит несколько сюрпризов, и их никак нельзя пропустить. Во-первых, это концерт «Когда мы были деревьями», на котором, помимо прочего, состоится российская премьера: Л. Йыэлехт — «Горизонт», концерт для скрипки, гобоя и струнного оркестра (5 сентября). Во-вторых, «Литании» главного органиста Нотр- Дам в исполнении американского органиста Джеймса Хигдона (11 сентября). Главное действующее лицо первого события, один из ведущих российских музыкантов современности Борис Андрианов, неторопливо и искренне пообщался с нами на тему музыки, открыв новый взгляд на некоторые ее аспекты.
Скажите, у вас всегда такой плотный график?
За последнюю неделю я побывал в Китае и в Италии, а вообще у меня должен был быть поход на Алтай, но внезапно наметились две рабочие поездки.
Любите пешие походы?
Да, а еще бегать, потому что моя жизнь связана с постоянными переездами и перелетами, работой в сидячем положении, и хочется активности, чтобы чувствовать себя лучше. У меня в год получается 30-50 поездок, я даже не считаю их. Куча трансферов, гостиницы, города, и я всегда пытаюсь найти что-нибудь интересное в округе или побегать по городу, успеть ухватить какую-то природу. Либо приехать с запасом дней и пойти знакомиться с новым местом. А в серьезном пешем походе я был пока всего один раз, в горах Таджикистана. Вот думал на Алтай, но пришлось отложить.
Сколько времени вам требуется, чтобы сыграться с незнакомым оркестром?
Стандартная репетиция солиста с оркестром проходит за два дня. Если это что-то не суперсложное, то, в общем-то, одна репетиция — накануне, и генеральная — в день концерта. И неважно, знакомый оркестр или незнакомый. Тут более важна подготовленность оркестра и самого артиста — чтобы все прекрасно знали материал и только подбивали нюансы, связанные с интерпретацией исполнения. Если это новое произведение, не совсем классическое, то можно еще одну репетицию сделать. В любом случае оркестр еще сам репетирует, без солиста. Как и в ситуации с вашим Калининградским симфоническим оркестром — я им выслал ноты за два месяца, этого времени как раз достаточно, чтобы выучить их. И на репетициях мы уже будем притираться друг к другу, пробовать разную динамику исполнения и так далее.
Чтобы не тратить время друг друга, основную работу мы проделываем в самостоятельном режиме. Бывает еще камерный жанр, когда встречаются просто несколько людей, без оркестра, и очень обидно и нехорошо по отношению к коллегам, когда кто-то начинает доучивать свою партию на репетиции вместо того, чтобы заниматься музыкой, творчеством и ставить себе интересные высокохудожественные задачи.
Расскажите подробнее о своем калининградском концерте.
Вместе с моей выпускницей, уроженкой Калининграда, прекрасной виолончелисткой Аней Кошкиной мы будем играть концерт для двух виолончелей со струнным оркестром. Его написал современный итальянский композитор-виолончелист Джованни Соллима. Это совершенно потрясающее произведение под названием «Когда мы были деревьями».
В 2008 году композитор находился в Палермо, и напротив его апартаментов рос огромный шестисотлетний Ficus Magnolia, касающийся своими ветвями балкона.
Джованни смотрел на него и понял, что хочет что-то написать про жизнь деревьев: чем они являются для нашей планеты, для нашей жизни, как мы с ними сталкиваемся. Я спрашивал его, о чем это произведение, и Джованни написал мне письмо. Всем, кто собирается на наш концерт, будет интересно знать, о чем оно, правда. Там одна часть называется «Резонирующее дерево», в ней рассказывается про лес, по которому ходил Страдивари в поисках старых деревьев для своих инструментов. Другая часть тоже связана с деревом, с тем самым видом фикуса, на листьях которого, вместо бумаги, родственники итальянских иммигрантов писали письма в Америку, чтобы адресаты больше прониклись атмосферой своего дома и поностальгировали, получив в конверте листочек.
Приветствуется ли в академической музыке экспериментальность?
Собственно, это произведение, о котором я только что рассказывал, само по себе очень необычно. Там много всяких приемов, благодаря которым оно звучит новаторски, талантливо и не похоже ни на что. И, в общем-то, оно — та самая возможность для людей, которые хотят понять классику через более современные формы, приобщиться к ней через экспериментальность. Но бывает такое, что людям подсовывают Ванессу Мэй или Вивальди в электронной обработке. Это к классике не имеет никакого отношения: люди добавляют к прекрасной музыке барабаны, чтобы она звучала танцевально, и это даже не эксперимент, — это самое бездарное, что можно придумать. А кто-то слушает и судит: «Вот это я понимаю, классика». Гениальные классические произведения ни в коем случае нельзя трогать и опошлять. А писать что-то новое, не похожее ни на что, и совмещать это с иными жанрами — другое дело.
А само новаторство в классике как сейчас проявляется?
Самое простое, например, — миксовать музыку с разными формами творчества: музыка и видеоинсталляция, музыка и литература. Это не совсем новаторство, но пересечение нескольких видов искусства на сцене. Если говорить о новаторстве именно в звучании, это привлечение электроники, новые приемы, сама музыка, бесконечная, никогда себя не исчерпывающая, — в новом звучании, которого смог добиться талантливый композитор. Достойный пример — внук композитора Прокофьева, Габриэль. Он написал концерт для диджейских вертушек с симфоническим оркестром. Знаете, когда на диджейском пульте делают такие звуки: «вж-вж»? Вот, один человек скретчит, у него есть простор для импровизации и творческой свободы, и это все вместе с симфоническим оркестром, у которого прописана какая-то партитура. Академическая музыка шагнула в интересную сторону, идет в ногу со временем. Это очень занятно.
Но, с другой стороны, музыка великих композиторов-классиков настолько чиста и богата внутренне, что очень жалко подменять ее более модными форматами.
Там столько эмоций, столько различных спектров чувств можно задействовать: ты хочешь и танцевать, и плакать, и смеяться, хочешь думать, философствовать. Она созерцательная: и про природу, и про любовь, и про жизнь — про все. Так повелось, что такую музыку слушают 5-7 процентов людей, остальных немножко жаль, что они лишают себя такой возможности
Просто жизнь такая — быстрая, все куда-то торопятся, засесть в концертном зале на полтора часа — это, конечно, в наше время сильно притормаживает ход. И даже в такие моменты люди не отрываются от телефонов, продолжают общение в соцсетях, по СМС во время концертов. Эта бесконечная гонка и технологии, которые, казалось бы, позволяют нам сократить время на различные вещи, на самом деле подменяют нашу жизнь непонятно чем.
А мы по-настоящему живем только, когда останавливаемся. Когда мы можем прийти на концерт и очистить свой разум от лишнего.
Так что я всех очень агитирую сделать свою жизнь краше и ходить на концерты.
Вы много путешествуете, играете с оркестрами из других стран. Есть ли какие-нибудь различия, особенности в церемонии исполнения или репетиционном плане?
Да нет, язык музыки-то везде одинаков. Когда ты стоишь перед концертом на сцене с человеком, которого до этого никогда не видел, знакомишься, а потом вы начинаете репетировать, за час рождаете произведение, то это невероятно сближает вас. А в плане особенностей публики я сторонник мнения, что люди везде одинаковы: если они пришли на концерт, то готовы к восприятию того, что ты делаешь, и это везде, в любой стране.
Я тут, скорее, хотела узнать про детали: может, где-то принято делать паузы через каждые 20 минут, чтобы выпить эспрессо... ну, знаете, такого плана.
Ну это и правда так бывает, но зависит чисто от человека и встречается в любой стране. А чтобы были какие-нибудь общие черты поведенческие в определенной стране, — такого нет. Вообще, когда ты играешь камерную музыку, готов к тому, что начнется череда компромиссов. Один говорит: «Я слышу это место так». Другой: «Да нет, я это играл сто раз!» И вот с такими людьми очень сложно. Приходится играть и так, и сяк, и потом выбирать, какой вариант больше понравился. Так что игра в камерном ансамбле — это умение идти на компромиссы, умение слушать партнера и убедительно высказать свою точку зрения, так же убедительно сыграть, а еще поступиться своими взглядами ради музыки, ради общей цели. Но некоторые музыканты не слышат как на этапе договоренности, так и в процессе игры, и это все сказывается на результате. С такими я стараюсь не играть.
И много таких музыкантов?
Очень.
Что позволяет вам развивать собственное мастерство?
Чувство неудовлетворения. Никогда не нужно останавливаться, все время необходимо заниматься: и в техническом, и в творческом плане. Изучение нового репертуара, поддержание себя в хорошей форме. Не быть пустым по жизни, чтобы тебе всегда было о чем рассказать. Вся твоя жизнь выкладывается на сцене. Ты как бы выходишь к слушателям и рассказываешь, чем занимался с предыдущего концерта. Все сидят, а ты исповедуешься. Если в твоей жизни много интересного, тебе есть что рассказать. И наоборот.
Вы сейчас говорите про композиции других людей или собственного сочинения?
Я-то музыку не пишу сам. Исполнительское искусство заключается еще в том, что музыканты рассказывают не только историю композитора, но еще и свою. То есть, пропускают через себя творческий замысел композитора и выдают свое звучание, не похожее ни на что другое. То, как я сыграю, не сыграет никто другой — это всегда чисто индивидуально.
Ощущение должно быть, что музыка рождается именно здесь и именно сейчас, в момент исполнения.
А вы в роли композитора себя не видите?
Считаю, что для хорошего результата каждый должен заниматься своим делом. Я пробовал перекладывать разные вещи, например, музыку Геннадия Гладкова из мультфильма «Бременские музыканты» для квартета. Мне, может, и несложно сделать что-то такое, но чтобы это было прямо хорошо, виртуозно — на это пока нет творческих сил.
У вас невероятное множество наград, какая из них самая важная?
Да никакая, абсолютно. Победа на каком-то конкурсе важна с точки зрения признания, стремление к ней мотивирует расти профессионально, чтобы играть лучше, — это да. Но вот вы меня сейчас застали в гостях у мамы, у нее на полках стоят все мои награды. И самое важное в этом для меня, что она смотрит на них и гордится. К ней приходят гости, и она показывает — вот, смотрите: заслуженный артист, медали конкурсов... Самая большая награда для меня — что она счастлива, когда на них смотрит.
Передавайте маме теплый привет из Калининграда. И последний вопрос: какие страны сейчас можно назвать столицами классической музыки?
Тут прямая зависимость от развитости стран. Те, которые ведут экономически, имеют лучшие залы и деньги, чтобы приглашать музыкантов любого уровня. Следовательно, люди там классику больше слушают. Это страны Западной Европы, США, Китай, Япония, Южная Корея. У нас, к сожалению, в этом плане по-прежнему провинция, поэтому в большинство мест из-за условий не может добраться ни один музыкант, входящий в мировую элиту. В этом плане немного обидно, но каждый что-то старается делать сам. У меня вот есть фестиваль «Музыкальная экспедиция», куда я беру своих великолепных и признанных друзей-музыкантов, которые ездят со мной в глубинку страны и там выступают.
Не упустите возможность прикоснуться к прекрасному на концерте с Борисом Андриановым 5 сентября в Кафедральном соборе.
Фото: предоставлены артистом