Выставка«Янтарная хроника города»

«Янтарная хроника города»

О становлении Калининградского янтарного комбината в 1950-х – 1960-х годах с 30 апреля расскажет новая выставка в Музее янтаря. 6+

Будут представлены серийные и уникальные изделия из янтаря, произведенные на Янтарном комбинате в первые десятилетия его существования.
В конце 1940-х годов предприятие производило в основном изделия из одного янтаря без использования металлической оправы и других материалов, объем продукции измерялся по весу. В те годы выпускалось большое количество бус, браслетов, сувениров, сделанных по образцам Кёнигсбергской янтарной мануфактуры. Едва ли не единственное изделие этого периода, сохранившееся до нашего времени, сувенир «Кремль» увидят посетители выставки.

В начале 1950-х годов украшения с использованием металла были выделены в самостоятельную группу – ювелирные изделия, исчисляемые в штуках. Ведущее место принадлежало бусам – гладким, дисковым, граненым. В середине 1950-х годов их выпускалось более двух тысяч килограммов в год. Яркие образцы бус из каленого, прессованного и натурального янтаря, собранные из бусин округлой, цилиндрической, овальной, пирамидальной формы, будут представлены на выставке.

На втором месте шли броши – их выпускалось 700–800 тысяч штук в год. В то время янтарь все еще оставался малоизвестным материалом для наших художников. Ювелиры и камнерезы стремились придать камню правильные геометрические формы, пытались копировать цветы, ягоды, фрукты, насекомых. Многим модницам начала пятидесятых годов знакомы броши «Желудь», «Цветок», «Глазок» и др.

В 1950-е на комбинате были изготовлены первые предметы мелкой пластики из янтаря, которые затем выпускались массовыми сериями. Например, посетители смогут увидеть фигурки животных – «Зайца», «Щенка», «Пингвина», «Медведя на льдине».

В 1951 году на комбинате была создана экспериментальная художественная мастерская, в задачу которой входила разработка новых моделей украшений и создание уникальных работ. В ней работали Б. Громов, Ю. Толокнов, В. Митянин и другие мастера, которые принимали участие в создании таких известных сегодня произведений, как модель атомного ледокола «Ленин», часы «Эпоха».

В 1959 году на комбинате была введена должность главного художника. Первым ее занял Альфред Меос, он имел специальное образование, окончил Таллиннский художественный институт. Эрнест Лис, патриарх янтарного искусства края, вспоминал: «С собой он принес богатые традиции обработки янтаря в Прибалтике, помог мастерам комбината увидеть красоту каждого кусочка, научил использовать форму, цвет и фактуру самоцвета».

В начале шестидесятых годов А. Меос организовал группу своих единомышленников, молодых художников, которые изготавливали модели изделий для массового производства. Появились проекты оригинальных украшений, в изделиях стали исполь¬зовать камень с окисленной корочкой, сочетать янтарь с деревом, кожей и фруктовыми косточками.

Во второй половине 1960-х годов на комбинате стало по-настоящему развиваться ювелирное дело, резко повысился уровень мастерства в работе с металлом.

Всего на выставке, посвященной 75-летию образования Калининградской области, представлено около ста экспонатов из фондов Музея янтаря.

Посетить выставку можно до 30 мая.

Музей янтаря
07 мая 2021 10:00

Перваяполоса

  • Музыкальная карта: Как учили и учились искусствам в Кёнигсберге и за его пределами
  • Баллада о локальной кухне: Пробуем калининградскую природу на вкус в ресторане «Океан»
  • Василина Кириенко: «Мода способна на всё»
  • Модные ориентиры: Что общего у шахмат и модельного бизнеса
  • На острие ножа: Дегустируем строганину не из пеламиды
  • 300 лет с Кантом: Подробный гайд по празднованию дня рождения философа в Кафедральном соборе
  • КАНТ И ЧЕ: Что калининградский драмтеатр приготовил к 300-летию философа
  • Мода + Безграничность: Отправляемся в первый ряд мировых недель моды