Советы морской волчицыКак влиться в яхтенную тусовку и поучаствовать в самой престижной гонке Балтики

Фото недоступно

Екатерина Вострилова — шеф-редактор журнала «Королевские ворота» и постоянный автор «Твоего Бро». А ещё она душа команды яхты «Благодарность 2», с которой вкусила все прелести солёных морей и океанов. Мы попросили её рассказать о том, как стать своим в кругах мореходов и со временем принять участие в гонке шведского королевского яхт-клуба KSSS

Как устроена яхтенная тусовка

Самый простой способ попасть в яхтенную тусовку - купить яхту, обеспечить ей стоянку в яхт-клубе и начать знакомиться с соседями по причальной стенке или выезжать на соревнования разного уровня. Но это сработает, если вы имеете хотя бы малейшее представление о том, как работать с парусами и управлять яхтой. Если вы ещё не решились отдать круглую сумму на это удовольствие или не понимаете, как этим сокровищем управлять, путь может быть тернистым – придётся отучиться в школе, попасть в чужой экипаж и учиться, натирая мозоли на руках от верёвок.

Фото недоступно

На большинстве парусных яхт требуется команда для их управления, чаще всего это 4 – 8 человек. Количество требуемого экипажа зависит от размеров и оснащения яхты парусами. Царь и бог любого экипажа – это капитан, его команды выполняются и не оспариваются, он же отвечает за благополучие всей команды, пока она находится на борту. Вся остальная работа на яхте поделена между членами экипажа: шкипер – управляет яхтой, штурман – прокладывает курс, баковые занимаются постановкой парусов, работают с ними на баке (носу) яхты, шкотовые занимаются настройкой парусов и так далее. Как правило, на каждой яхте есть своя отработанная схема работы, ориентированная на особенности её конструкции.

Многие «не владельцы» яхт так и становятся в будущем владельцами. Однажды вас приводят на яхту знакомые, вы сидите и смотрите круглыми глазами на всё происходящее, теряетесь в количестве окружающих вас верёвок и ничего не понимаете из тех слов, что произносятся вокруг. Максимум на что вы способны – это понять, что такое правый и левый борт, и где у яхты мачта – это слово вы слышали в детских мультиках и наверняка в «Пиратах карибского моря». Но если вы проявляете интерес, достаточно хорошо соображаете и не трясётесь от страха при любом маневре, всегда найдется член экипажа, который объяснит вам азы: за что держаться и за что никогда не держаться, как работать с верёвками и уберечь себя от травм. На первом этапе всё, что от вас требуется – хотя бы не мешаться и смотреть, а когда потребуется, быстро выполнить команду капитана.

Отходив несколько лет в экипаже, многие обзаводятся собственной яхтой и набирают свою команду. Большинство владельцев яхт сегодня занимались парусным спортом в детстве или как-то участвовали в юности в этой истории. Есть и те, кто приобрел яхту для простых воскресных прогулок и путешествий на воде. Такие яхтсмены живут своей насыщенной жизнью и редко появляются в тусовке. Те, кто хочет общаться с себе подобными и имеют азарт, начинают участвовать в регатах разного уровня. Район плавания зависит от величины яхты, амбиций и храбрости. Кто-то ходит только по заливу, кто-то изучает все уголки Балтийского моря или выходит за пределы его акватории.

На личном опыте

Моя история в яхтенном мире банальна до невозможности. На яхту «Благодарность 2» меня привела подруга. Первые два месяца толку от меня было немного – я могла приготовить ребятам чай и какую-то еду, собрать парус, перебрать верёвки и постоянно задавала вопросы: что это, как это работает и как этим управлять. Первое, чему меня научили – не бояться и вязать беседочный узел одной рукой – на тот случай если выпаду за борт, мне кинут веревку, и я смогла бы надежно обвязать её вокруг талии. Скажу сразу, в экипаже яхты такой истории не было ни разу.

Фото недоступно

Первое, что я поняла: что бы ты ни делал на яхте, ты должен делать это быстро, спокойно и уверенно. Никакой суеты и паники, иначе начнешь делать ошибки, и коллективный труд пойдет насмарку. Ну и, конечно, слушаться капитана. Запомнить множество неизвестных нормальному человеку слов и запеть на этом птичьем языке мне помогли постоянные разговоры и практика. Когда получишь по голове палкой, которая держит парус снизу и перемещается при маневрах, запоминаешь, что если капитан орёт «гик», надо быстро присесть. А вообще, в любой удобный момент сажаешь рядом с собой опытного бойца и начинаешь расспрашивать. В общем, в конце первого сезона я могла понять, чего от меня хотят и как это делается.

Первая гонка «Гдыня-Владисловово-Гдыня»

Экипаж, в который я попала, не мыслит свой жизни без гонок. Чем безумнее затея, тем лучше. Их не интересуют неспешные прогулки и пикники на воде. Куда интереснее – соревноваться и совершенствовать личные и командные навыки управления яхтой. Яхта «Благодарность 2» на которой мы ходим, построена в 2000 году для установки рекорда на австралийской регате «Oakland to Noumea». Она была создана в бюро знаменитого кораблестроителя Грегори Эллиота. Первые несколько лет яхта находилась в частных голландских и немецких руках, после чего была приобретена как судно для соревнований молодежной сборной Германии по парусному спорту. В 2013 году приобретена калининградских яхтсменом Сергеем Павленко.

При создании яхты были учтены все новейшие разработки в области парусного спорта. Корпус изготовлен из угле-волокна, с наилучшими глиссированными обводами. У неё поворотная мачта, паруса из 3D мембраны, позволяющие развивать максимальную скорость. Рекорд экипажа – 21,3 узла (около 40 км/ч). Каждый год эти ребята участвуют в регатах акватории Гданьска и Калининграда, крупнейших гонках Балтийского моря. Среди спортивных побед – третье место на знаменитой регате «Кильская неделя», второе место на регате «Wardemunder Woche», первое место в классе ORC на регате «Nord Stream Race».

Фото недоступно

Первой серьёзной гонкой для меня была польская традиционная регата по маршруту Гдыня – Владиславов – Гдыня, с трассой протяженностью 70 морских миль и вечерним стартом в 18:00. То есть большую часть трассы участники гонки проходят ночью. В этот день я была единственной девочкой в экипаже. Кстати, предрассудок про женщин на корабле уже давно не актуален, и в доказательство тому тот факт, что даже на самых престижных мировых соревнований по парусному спорту «Volvo Ocean Race» выступает экипаж, состоящий только из дам.

Работа на яхте кипела, ребята носились передо мной с огромной скоростью, интенсивно работая с верёвками, иногда подшучивая друг над другом. До первой поворотной точки мы шли попутным курсом, экипаж сидел на холодной палубе и откренивал (члены экипажа сидят на борту, задранном над водой, чтобы «выровнять» яхту. Чем ровнее она идёт, тем большую силу тяги можно получить в парусах). Я сильно замёрзла, несмотря на то, что уже успела обзавестись специальной одеждой, и единственное, что спасало, это наличие по обе стороны от меня двух крепких мужчин, которые почему-то излучали тепло. Как говорит наш капитан: один индеец в двух спальных мешках мёрзнет, два индейца в одном спальном мешке – нет.

Отчётливее всего я помню, как впервые увидела «с воды» огромные звёзды, рассаженные в тёмном небе. Некоторые из них были так близко, мне казалось, наша мачта начнёт черпать этот блестящий небосвод, и он разразится искрами. На этом романтика закончилась. После того как мы прошли поворотный буй и сменили стратегию, прозвучало холодной и волнительное капитанское: «Катя, на шкоты». Начнём с того, что это был мой первый раз «на шкотах», волновалась я сильно, ситуацию усложняло и то, что парус, за которым мне нужно было следить, находился достаточно далеко. Разглядеть в темноте его было сложно. Конечно, я ошибалась, конечно, капитан ворчал, но через минут сорок с определёнными подсказками я смогла справляться, пока мы снова не сменили паруса.

Ближе к финишу настал момент сборки паруса под палубой, наш спинакер имеет площадь больше 300 квадратных метров, и двум матросам нужно собрать его в небольшую сумку - кису, делается это с помощью ведра и резинок для денег максимально быстро. Уже измотанные, немного промокшие мы спустились под палубу вместе с мачтовым Кириллом, лодка шла против ветра и её нос постоянно опускался с высоты волны с огромным грохотом. Под палубой жарко, влажно и очень темно. Я не знаю, сколько мы собирали парус, но мне казалось, что это не закончится никогда. Когда мы, наконец, вышли на воздух, окружающее нас предрассветное небо и финишная линия подняли настроение. Мы финишировали первые, вторая яхта пришла только спустя 2 часа.

AF Gotland Round

С момента моей первой серьёзной гонки минуло три сезона, за это время я успела поучаствовать в десятке регат и получить ещё больше навыков. В июле этого года экипаж собрался для участия в самой престижной офшорной гонке Балтийского моря AF Gotland Round, устраиваемой шведским королевским яхт-клубом KSSS. Старт – в центре Стокгольма, финиш на острове Сандхамн, трасса проходит через острова стокгольмского архипелага и вокруг самого крупного острова Балтийского моря – Готланда. Общая протяжённость дистанции – 370 морских миль. В этом году в гонке приняли участие 370 команд. Среди участников – лучшие экипажи акватории Балтийского моря, включая профессиональных спортсменов. Мы были единственной командой под российским флагом.

Фото недоступно

Собрав провизию и личные вещи, мы отправились в путь. Сумка яхтсмена, ходящего по Балтике – вещь священная. Если ты плохо одет, ты мокрый и холодный. Хорошая одежда выручит в любую погоду и сделает нахождение на яхте комфортным. К тому же, нет ничего приятнее, чем бесконечно порыться в огромной сумке в редкие минуты отдыха. Обсуждение экипировки и фирм-производителей ˜– вечная тема для любого яхтсмена.

Оказавшись в Стокгольме, мы пришвартовались в деревне регаты и начали прохождение процедур – комиссия должна была допустить нас до соревнований, проверив, насколько наша яхта безопасна. В этот раз я занималась регистрацией лодки и должна была выполнять обязанности штурмана, и всё, что ещё может понадобиться. Всё дело в том, что в эту регату мы отправились очень небольшим составом – 6 человек. Чтобы обеспечить нормальную работу экипажа вахтенным способом, нам требуется хотя бы 8 человек. Было понятно, что работать мы будем много, а спать мало. Так оно, собственно, и было. Мы неплохо взяли старт и прекрасно шли по стокгольмским фьордам, обходя наших соперников по группе, быстро меняя паруса в зависимости от направления ветра. Выйдя к восточной стороне Готланда, мы совершили тактическую ошибку – ушли слишком далеко в море в поисках ветра, когда он зашёл ближе к берегу. Это позволило соперникам обойти нас. С западной стороны острова мы показали себя намного лучше, показывая скорость в 14 узлов. Небольшое количество членов команды сыграло свою роль.

К концу гонки, а это были вторые сутки, мы мало спали и очень много работали, и были измотаны. Совершать некоторые маневры мы просто не рискнули, могли не справиться и навредить себе и яхте. Мы финишировали шестые в своей группе, побив личный рекорд экипажа прохождения трассы – сделали это за 43 часа. После финиша укрылись на острове Сандхамн, который на несколько дней превратился в центр притяжения любителей парусного спорта. Около двух дней мы провели в шведской бане, прогулках по лесу и общению с яхтсменами. После суток отдыха мы отправились в свою гавань, чтобы вернуться в следующем году.

Фото недоступно

Когда участвуешь в подобных командных соревнованиях, очень сложно думать личными категориями. Ты чувствуешь себя частью команды и всегда рассуждаешь в категории «мы». Для меня это было непросто, подобные вещи требуют физической и моральной силы и, конечно, ответственности. Зачем я это делаю? Наверное, потому что это то, что помогает тебе «обнулиться» и расслабиться, набраться сил и духа, пускай и таким изощрённым способом. И потом, никто не отменял адреналин и радость общения с экипажем и желание обеспечить себе неповторимые приключения.

Фото:
Наталья Красакова, архив команды яхты  «Благодарность 2»