«Я такой тупой, что гожусь в депутаты»Как прошел концерт «Каспийского груза» на «Вагонке»
- эксклюзив
- 06 сент. 2016
Бакинский дуэт «Каспийский груз», исполняющий помесь трэпа с шансоном, за три неполных года превратился в один из наиболее востребованных и гастролирующих хип-хоп составов в стране. «Твой Бро» посетил третье выступление «Груза» в Калининграде и поразмыслил над успехом группы
«А я так сильно возжелал Жанну в ванной / Все сходилось, Жанна желала <…> быть желанной», - сиплый голос выводил поверх громоздкого «южного» бита в треке «Как попрет», открывающем альбом «Пиджаки-костюмы». В принципе, где-то с этого момента, со второго диска бакинского коллектива «Каспийский груз», окончательно стало понятно, что впору открывать новую главу отечественного хип-хопа. Недалекие сорокалетние мужики на рубеже веков рассказывали таким же недалеким товарищам, что, дескать, рэп – это тот же шансон, только «негритянский». «О чем обычно поет рэпер? О том, как украл, сел в тюрьму и вышел, вот о чем», - объяснял своим читателям когда-то в своем блоге переводчик Гоблин. Дуэт из Баку «Каспийский груз» взял это поверье на вооружение, сконструировал согласно нему свой собственный подвид хип-хопа и моментально стал невероятно популярен.
ВесЪ и Брутто читают медленно, будто бы взвешивая каждое слово, расставляя по текстам фирменные «панчлайны», построенные на предельно доступной и эффектной игре слов. «Дурака не надо валять / Дурака надо валить / Затем, свалить все на дурака / И свалить», - «Каспийский груз» нашли секретную формулу и завоевали поколение «Вконтакте». К таким четверостишьям идеально крепятся картинки с «тачками, телками и баблом» и аудиофайл с крутым трэпом – именно в виде таких постов из «пацанских» цитатников о группе и узнали большинство из почти 900,000 их подписчиков в главной соцсети Российской Федерации. Поколение чуть постарше услышало о «Каспийском грузе» из магнитол таксистов и бомбил – максимально внятная «правда жизни», не отягощенная ненавистными молодежными кривляньями и рэп-сленгом, моментально легла на слух.
При этом, найдя свой фирменный звук и сформировав эстетику, «Каспийский груз» тут же принялся ее менять и переиначивать. Те, кто полагают, что тематика композиций дуэта исчерпывается гангста-шансоном, явно не смотрят дальше тех же «пацанских» пабликов. Прошлогодний альбом «Груза» «Сторона <А> cторона <Б>» представил дуэт в ином свете: Брутто и ВесЪ читали о быте российского среднего класса, трудностях семейной жизни, о выборе в пользу детей против работы и романтических интрижек. В этом году «Каспийский груз» вообще «сыграли в OutKast» и, как дуэт из Атланты десять с лишним лет назад, выпустили два отдельных сольных альбома своих участников под общей вывеской. На «The Брутто» и «The ВесЪ» вдобавок к тематикам, основательно поменялся и звук группы. На первом можно услышать и актуальный поп-рэп вроде Дрейка, и актуальный ресторанный поп вроде Лепса; на втором лощеные «соуловые» биты в духе Just Blaze и раннего Канье Уэста перемешивались с абстрактным и экспериментальным хип-хопом, вроде того, что выпускают Эрл Свитшот или Ratking. Своим стремлением занять как можно больше территорий, продуктивностью и поступательностью движений «Каспийский груз» напоминает Басту – тот тоже нахально влезал сразу во все возможные жанры и пел, «и нашим, и вашим», что, в итоге, и привело его спустя десять лет после начала карьеры в «Олимпийский» и на «Первый канал». «Каспийский груз» в его нынешнем виде метит в гигантские аудитории и на самые большие площадки, поэтому не стоит удивляться, когда через семь лет Брутто и ВесЪ можно будет обнаружить выступающими на сцене перед парой десятков тысяч человек.
Субботним вечером на «Вагонке», однако, ажиотаж не наблюдается. Очередь на вход, несмотря на тщательный досмотр, отсутствует, в пустынном холле скучают без дела продавцы мерчендайза – толстовок и футболок - «Каспийского груза», к бару можно подойти и тут же сделать заказ без проблем. Посетители концерта группы, в массе своей, оказываются довольно тихими и спокойными студентами – в трениках с лампасами замечен лишь одинокий молодой человек, опершийся на стенку и «зависший» в телефоне. О «блатной» тематике композиций напоминает разве что горстка «насвая» в одном из писсуаров клуба. В большом зале, где проходит концерт, очень свободно – площадка, по ощущениям, заполнена от силы наполовину; от 1600 человек, записавшихся на встречу «Вконтакте», пришла где-то треть.
Незадолго до старта концерта «Каспийского груза», примерно в пол-девятого, штатный диджей группы запускает микс, состоящий из громкого англоязычного рэпа: звучат “Coco” рэпера OT Genasis вперемешку с “Panda” Desiigner. В какой-то момент на экран позади сцены, под аплодисменты, выползает фирменный логотип «Каспийского груза» - лого охвачено огнем, анимация подтормаживает. Запускается видеоряд – клип под названием «Табор уходит в небо», у которого на YouTube шесть с половиной миллионов просмотров и 22 тысячи «дизлайков». Из-за кулис уверенной походкой выбегают Брутто и ВесЪ, и сразу же бросаются читать.
«Голове бы моей умней мысли, ребята / Но я такой тупой, что гожусь в депутаты», - проговаривает с хрипотцой Брутто.
Разреженные, неторопливые песни «Груза» созданы для того, чтобы проговаривать панчи вместе с участниками дуэта, однако посетители их концерта совершенно безучастны: треть тянется за телефонами, остальные стоят молча и не шевелятся. «А я в дорогу принял дорогу», - спустя несколько минут «Каспийский груз» затягивают трек «Плохое хорошее» - развязный курортный гангста-рэп, под который на экране показывают кадры бразильского карнавала.
Свои первые два альбома и серию EP под названием «Троица» «Каспийский груз» умещают в поппури, в котором читают буквально по куплету из основных треков или же по отрывку из хуков. На экране, тем временем, показывают нарезки из кинофильмов «Бумер», «Достучаться до небес» и фильмов со Стивеном Сигалом. Рэперы почти не контактируют с аудиторией, не раздают «пять» и держатся от слушателей обособленно. Читают, однако, энергично - как на записи, но с большей отдачей. «Ну что, ребята, пора перенестись в 2014 год, альбом «Пиджаки-костюмы», - объявляет Брутто, и это едва ли не единственное, что он сообщает пришедшим на концерт за весь вечер. Звучат «Пожелай мне» и одна из самых важных песен в дискографии «Груза» «Доедешь-пиши».
Разобравшись со старым материалом, Брутто и ВесЪ представляют новые треки – каждый по-отдельности выходит на сцену и исполняет по три-четыре композиции со своего альбома. Брутто поет «Не было и не надо» и «По ресторанам»; ВесЪ в это время не уходит со сцены, но обитает на заднем плане и всячески поддерживает коллегу. Альбом «The Брутто» - одна из лучших и самых разнообразных русскоязычных записей этого года, которая, ко всему прочему, буквально начинена суперхитами. Брутто исполняет “Guantanamera” – посвящение горячей латиноамериканке, содержащее, в частности, такие блестящие строчки: «Ты как Америка, тебя хочет поиметь весь мир / Я как Россия, только я могу это сделать». Свой сэт рэпер заканчивает «Черной волгой» - мощнейшим гангстерским бэнгером и, предположительно, русскоязычной песней года, после чего его сменяет ВесЪ, исполняющий «Афганистан» и «Здесь» - совместный трек с хип-хоп исполнителем «Пикой».
Завершает шоу серия хитов: звучат «Папин бродяга» и «Город невест». «Сам все знаю» становится первой песней, на которой просыпается зал; припев исполняется хором. Последним аккордом становится трагичная «Была - не была» с дебютника группы «Рингтоны для зоны», очищенная в концертной версии от бита и исполняющаяся практически а капелла. Дуэт прощается с Калининградом, благодарит за теплый прием, а зрители поспешно покидают зал, в котором немедленно заводят рэпера Пику.
Редких посетителей шоу, оставшихся караулить участников группы у сцены в надежде выцепить автограф или сэлфи охранники подгоняют на выход.
«Каспийский груз» уже покинул здание и движется в аэропорт – до конца этого года у Брутто и ВесЪа запланированы еще под сорок концертов, и, скорее, всего даты будут добавляться.
Фото: Сергей Карпов
Читайте также о других отличных хип-хоп-концертах этого года:
Скриптонит